E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Зиновьева Людмила Викторовна, преподаватель изобразительного искусства

Зиновьева Людмила Викторовна,

преподаватель изобразительного искусства,

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств № 13,

г. Ульяновск

Методическая разработка

«Воспитание и развитие личности

средствами музыкального и изобразительного искусства»

«Какая дивная гармония… все существует как чудесный

сплав красок, как сочетание великолепных аккордов…»

                                                                                        М. Чюрленис.

     Искусство – это способ гармонизации человека и сферы его обитания. Человек был способен стать человеком благодаря Искусству.  Не было не одного периода истории человека, когда бы он ни занимался искусством.    Творчество  в искусстве и естественной природе способно не только наполнить жизнь человека радостью, оно может дать ему то стержневое понимание содержания жизни, без которого все действия станут бессмысленными.

    Красота как идеал – в человеке, в окружающем мире; человек стремиться к красоте; она соприкасается с понятиями добра, любви, гармонии, справедливости, совершенства.

   Существует мир гармонии. Это нерукотворная Природа и Искусство. Творчество в этих областях активно гармонизирует человека. Не случайно занятие искусством способно  исцелить человека даже тогда, когда не действует ни одно лекарство. Этот метод лечения получил название арттерапии.

    Творчество в Искусстве и Природе способно наполнить жизнь человека реальными, а не фиктивными ценностями. В это творчество естественным образом вовлекаются все сферы психики человека. Человек, освоивший внутреннюю  суть искусства, способен превратить любой труд в искусство, в красоту, в источник наслаждения для себя и окружающих.

    Если мы хотим, чтобы школа или любая педагогическая система открывала дорогу развитию достоинств детей, мы должны насытить ее любовью и искусством.

    Однако всегда надо помнить, что из педагогического процесса нельзя исключить момент детского творчества. Отдавая должное роли знаний и умений в процессе художественного развития детей, необходимо «поставить их в положение творящих, не смущаясь несовершенством их творений»

 Если посмотреть историю эстетического воспитания в XVII – XIX вв; завоевание ребенком самостоятельного места в культуре: через возрастающее значение личности ребенка в жизни семьи и общества, включение произведений художественного творчества детей и подростков в художественную культуру.

   Задача педагога – обеспечить развитие всех способностей ребенка, чтобы    «каждый мог выявить свои дарования». Систематизатором педагогических учений в прошлом веке выступил А. Дистервег (1790-1866), который считал признание педагогов права ребенка на самостоятельное художественное выражение в рисунке и музыке.

   Родители же приходили к пониманию того факта, что детям проще объяснить правила поведения или показать красоту мира и звуков с помощью изображения и музыки, сделанного на понятном ребенку изобразительном языке. В наше время планка возможности детей в области сознательного творчества снижается до 10 –летнего возраста. Элементы сознательного подхода к сознанию рисунка и пению прослеживаются уже в 5-6 лет.

    Живопись и музыка воздействуют на эмоциональную, духовную сферу ребенка, делает его способным, учит глубже чувствовать и сопереживать.

Как дорожу я прекрасным мгновением!

Музыкой вдруг наполняется слух.

Звуки несутся с каким-то стремленьем,

Звуки откуда-то льются вдруг.

Сердце за ними стремится тревожно,

Хочет за ними куда-то лететь.

В эти минуты растаять бы можно,

В эти минуты легко умереть!

       На занятиях происходит слияние искусств. Развивая  способностей детей воспринимать искусство тонко, индивидуально, и в то же время в соответствии с авторским замыслом. Живопись и музыка воздействуют на эмоциональную, духовную сферу ребенка, делает его способным глубже чувствовать и сопереживать. Приведу ряд примерных уроков, основой которых явилась работа по выявлению ассоциативно-образных связей:

- колорит морского пейзажа И. Айвазовского и фрагментов симфонической музыки Н. Римского-Корсакова, как бы дополняют друг друга;

- картина «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря» М. Чюрлениса знакомит учащихся с цветом восприятия музыки. Феноменальная попытка композитора изображать музыку, подчеркивать серьезность и необходимость заданий связанных с музыкой. Рассматривая его работы, следует заострить внимание учащихся на проблемах, которые перед собой ставил автор;

- картина И. Левитана «Поздняя осень», и музыка П. Чайковского «Щелкунчик» - «Танец феи Драже», «Па-де-де»;

- при изучении творчества художников эпохи Возрождения, например: «Обручение Марии» Рафаэля – «Обручение» Листа. Рафаэля и Микеланджело помогают понять Моцарт и Бетховен, Тициана – Россини.

 За годы работы по интегрированным курсам преподавания изобразительного искусства, убеждаешься, что наилучшие результаты получаешь именно при таком изучении предмета. Работы учащихся становятся более  творческими, а композиции наполняются глубоким смыслом, да и в цветовом решении работы необыкновенно интересны. На  уроках, очень часто, можно видеть их горящие глаза, слышать их пение в такт творческой мысли. Правильное преподавание искусства, в том числе изобразительного – это ключевой вопрос педагогики будущего. Искусство обладает важной особенностью: оно не совместимо с насилием. В таких классах отсутствует грубость и хамство, а процветает взаимовыручка и внимание к окружающим. Там, же где нет на уроках связи с музыкой, где есть слово «надо», где есть запрет, полное отсутствие добровольности там не может быть искусства, да и творчества вообще. В этом счастье искусства. В этом будущее школы и государства.

Свиридов «Метель»

 Свиридов «Метель» 

  Наверх