Зиновьева Людмила Викторовна,
преподаватель изобразительного искусства,
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств № 13,
г. Ульяновск
Методическая разработка
«Воспитание и развитие личности
средствами музыкального и изобразительного искусства»
«Какая дивная гармония… все существует как чудесный
сплав красок, как сочетание великолепных аккордов…»
М. Чюрленис.
Искусство – это способ гармонизации человека и сферы его обитания. Человек был способен стать человеком благодаря Искусству. Не было не одного периода истории человека, когда бы он ни занимался искусством. Творчество в искусстве и естественной природе способно не только наполнить жизнь человека радостью, оно может дать ему то стержневое понимание содержания жизни, без которого все действия станут бессмысленными.
Красота как идеал – в человеке, в окружающем мире; человек стремиться к красоте; она соприкасается с понятиями добра, любви, гармонии, справедливости, совершенства.
Существует мир гармонии. Это нерукотворная Природа и Искусство. Творчество в этих областях активно гармонизирует человека. Не случайно занятие искусством способно исцелить человека даже тогда, когда не действует ни одно лекарство. Этот метод лечения получил название арттерапии.
Творчество в Искусстве и Природе способно наполнить жизнь человека реальными, а не фиктивными ценностями. В это творчество естественным образом вовлекаются все сферы психики человека. Человек, освоивший внутреннюю суть искусства, способен превратить любой труд в искусство, в красоту, в источник наслаждения для себя и окружающих.
Если мы хотим, чтобы школа или любая педагогическая система открывала дорогу развитию достоинств детей, мы должны насытить ее любовью и искусством.
Однако всегда надо помнить, что из педагогического процесса нельзя исключить момент детского творчества. Отдавая должное роли знаний и умений в процессе художественного развития детей, необходимо «поставить их в положение творящих, не смущаясь несовершенством их творений»
Если посмотреть историю эстетического воспитания в XVII – XIX вв; завоевание ребенком самостоятельного места в культуре: через возрастающее значение личности ребенка в жизни семьи и общества, включение произведений художественного творчества детей и подростков в художественную культуру.
Задача педагога – обеспечить развитие всех способностей ребенка, чтобы «каждый мог выявить свои дарования». Систематизатором педагогических учений в прошлом веке выступил А. Дистервег (1790-1866), который считал признание педагогов права ребенка на самостоятельное художественное выражение в рисунке и музыке.
Родители же приходили к пониманию того факта, что детям проще объяснить правила поведения или показать красоту мира и звуков с помощью изображения и музыки, сделанного на понятном ребенку изобразительном языке. В наше время планка возможности детей в области сознательного творчества снижается до 10 –летнего возраста. Элементы сознательного подхода к сознанию рисунка и пению прослеживаются уже в 5-6 лет.
Живопись и музыка воздействуют на эмоциональную, духовную сферу ребенка, делает его способным, учит глубже чувствовать и сопереживать.
Как дорожу я прекрасным мгновением!
Музыкой вдруг наполняется слух.
Звуки несутся с каким-то стремленьем,
Звуки откуда-то льются вдруг.
Сердце за ними стремится тревожно,
Хочет за ними куда-то лететь.
В эти минуты растаять бы можно,
В эти минуты легко умереть!
На занятиях происходит слияние искусств. Развивая способностей детей воспринимать искусство тонко, индивидуально, и в то же время в соответствии с авторским замыслом. Живопись и музыка воздействуют на эмоциональную, духовную сферу ребенка, делает его способным глубже чувствовать и сопереживать. Приведу ряд примерных уроков, основой которых явилась работа по выявлению ассоциативно-образных связей:
- колорит морского пейзажа И. Айвазовского и фрагментов симфонической музыки Н. Римского-Корсакова, как бы дополняют друг друга;
- картина «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря» М. Чюрлениса знакомит учащихся с цветом восприятия музыки. Феноменальная попытка композитора изображать музыку, подчеркивать серьезность и необходимость заданий связанных с музыкой. Рассматривая его работы, следует заострить внимание учащихся на проблемах, которые перед собой ставил автор;
- картина И. Левитана «Поздняя осень», и музыка П. Чайковского «Щелкунчик» - «Танец феи Драже», «Па-де-де»;
- при изучении творчества художников эпохи Возрождения, например: «Обручение Марии» Рафаэля – «Обручение» Листа. Рафаэля и Микеланджело помогают понять Моцарт и Бетховен, Тициана – Россини.
За годы работы по интегрированным курсам преподавания изобразительного искусства, убеждаешься, что наилучшие результаты получаешь именно при таком изучении предмета. Работы учащихся становятся более творческими, а композиции наполняются глубоким смыслом, да и в цветовом решении работы необыкновенно интересны. На уроках, очень часто, можно видеть их горящие глаза, слышать их пение в такт творческой мысли. Правильное преподавание искусства, в том числе изобразительного – это ключевой вопрос педагогики будущего. Искусство обладает важной особенностью: оно не совместимо с насилием. В таких классах отсутствует грубость и хамство, а процветает взаимовыручка и внимание к окружающим. Там, же где нет на уроках связи с музыкой, где есть слово «надо», где есть запрет, полное отсутствие добровольности там не может быть искусства, да и творчества вообще. В этом счастье искусства. В этом будущее школы и государства.
Свиридов «Метель»
Свиридов «Метель»