E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Октябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Едрёнкина Светлана Семеновна, педагог дополнительного образования

Едрёнкина Светлана Семеновна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «ЦРТ «Радуга»

г. Уфа

Конспект открытого занятия

«Природа играет в куклы»

План конспект занятия.

Тема: «Природа играет в куклы»

Педагог: Едренкина Светлана Семёновна

Возраст детей: 7-9 лет

Цель: Познакомить учащихся с календарными народными праздниками, освоить технологию изготовления традиционной куклы-закрутки.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с основными народными праздниками русского народа, обрядовыми куклами, традициями;

- закрепить правила техники безопасности во время творческой работы.

Развивающие:

- через изготовление куклы-закрутки способствовать развитию моторики рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий, развитию фантазии;

- через знакомство с народными праздниками развивать у учащихся художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, разнообразные творческие проявления.

Воспитательные:

- воспитание эстетического отношения к природе, к экологическим проблемам;

- формирование уважения к традициям и обрядам русского народа.

Тип занятия: комбинированный.

Организационная форма проведения: фронтальная.

Оборудование:

Мультимедийная установка для наглядного красочного сопровождения беседы.

Наглядные пособия: Картины панно по временам года, обрядовые куклы.

Раздаточный материал:

- схема изготовления куклы-закрутки;

- белый ситцевый лоскут (25см х20см)  для рубахи, белый ситцевый лоскут(30см х30см) для лица, цветной ситцевый лоскут  (40см х40см) для сарафана, ситцевая косынка, прочные яркие нитки «Ирис», для завязывания узлов, кусочек тесьмы.

Инструменты: ножницы.

План организации занятия.

  • Организационный этап – 3 мин.
  • Введение новых знаний – 10 мин.
  • Практическая работа – 5 мин.
  • Релаксация – 1 мин.
  • Самостоятельная работа – 20 мин. (Физкультминутка – 1 мин.)
  • Подведение итогов – 5 мин.
  • Заключение – 1 мин.

Ход занятия:

Организационный этап:

  • Приветствие: словесное моделирование настроения и актуализация темы занятия.

Введение новых знаний:

  • Постановка вопросов для выявления, имеющихся знаний и имеющегося социального опыта детей.
  • Беседа – яркий рассказ об основных календарных праздниках русского народа, обрядовых куклах.
  • Демонстрация работ, выполненных педагогом и детьми с акцентированием на обрядовых кукол.

Практическая работа:

  • Создание проблемной ситуации – словесный анализ куклы – закрутки, с постановкой проблемного вопроса о способе её создания.
  • Репродуктивная деятельность: изготовление куклы-закрутки.

Релаксация:

  • Упражнения на расслабление мышечных систем глаз, шеи, спины.

Самостоятельная работа:

  • Инструктаж – закрепление правил ТБ через фронтальный опрос.
  • Постановка задачи (словесное объяснение задания): последовательное выполнение куклы-закрутки.
  • Контроль: наблюдение и помощь педагога во время самостоятельной работы; напоминание о правилах ТБ.
  • Физкультминутка: организация отдыха с использованием упражнений на расслабление глаз, шеи, спины.
  • Стимулирование – комментирование интересных решений детей, похвала.
  • Использование средств искусства: музыкальный фон для создания комфортной эмоционально-психологической атмосферы.

Подведение итогов:

  • Мини-выставка – показ готовых изделий.
  • Анализ – вербальный анализ работ и оценка выполнения работы каждого учащегося.
  • Рефлексия – описание эмоционального и психологического состояния (учащихся и педагога).

Заключение:

  • Стимулирование – словесная психологическая поддержка успехов и достижения учащихся на занятии.
  • Задание – постановка проблемы для поисковой деятельности детей.
  • Прощание – организация уборки рабочего места после занятия.

         - Здравствуйте, ребята, наше занятие посвящается году экологии, я познакомлю вас с народными календарными праздниками, обрядовыми куклами и расскажу, как люди раньше относились к природе. Тема нашего занятия «Природа играет в куклы».

- Ребята, а у вас есть любимая игрушка или кукла? (Ответы детей).

- А вы любите с ней играть или шить для неё наряды? (Ответы детей).

- Знаете  ли вы о том, что у природы тоже есть свои любимые куклы и у каждого времени года своя кукла? (Ответы детей).

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие времена года существуют в природе? (Ответы детей).

- Молодцы, вы правильно их назвали. У каждого времени года своя красота, свои особенности. Зима дарит нам пышные снега, прозрачный лёд, бодрящие морозы. Весна радует звонкой капелью, ярким солнцем. На смену весне спешит грибное, ягодное, тёплое лето. А затем всех одарит и накормит щедрая осень. Издавна смена времён года отмечалась в народе особыми праздниками и обрядами. Их проводили зимой, весной, летом, осенью и называются они календарными праздниками. Каждый праздник был посвящён природе, при  помощи песен и обрядов древний человек пытался умилостивить природу, чтобы она помогла людям получить хороший урожай. Для праздников люди делали обрядовые куклы и каждая кукла была связана с определённым временем года. Природа как бы заказывала своих кукол людям, а они делали их из сезонных природных материалов.

 Однако, начнём по порядку -  с зимы.

-Ребята, а почему с зимы? (Ответы детей).

- Правильно, каждый новый год приходит к нам зимой, в январе.

 (Педагог подходит к картине с изображением зимы).

Дел у меня немало:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки превращаю,

Белю поля, дома

А зовут меня …. (Зима)

Наступила снежная зима. Самым любимым праздником среди детей и деревенской молодёжи были колядки. Обычай колядовать был известен по всей Руси.  Под окнами каждого дома пелись песни-колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия  в будущем земледельческом году.  Славились хозяева, которые в ответ одаривали колядующих гостинцами: пряниками, пирогами, сладостями, мелкими деньгами. В это время года лепили снежную бабу из снега.

- А вы, ребята, любите  лепить снежную бабу? (Ответы детей).

 - Как вы её делаете? Расскажите, пожалуйста. (Ответы детей).

-Теперь я знаю, что вы с удовольствием лепите снежную бабу с друзьями, когда играете во дворе. Зимняя кукла существует с очень древних времен, и вы лепите её каждый год, правда, живёт она недолго, под весенними лучами солнца снежная баба начинает таять. Вот, ребята, вы и познакомились с зимней куклой. Как она называется? (Ответы детей)

(Педагог подходит к картине с изображением весны).

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?    (Весной)

 Заканчивается зима, наступает первый весенний месяц – март. На конец февраля или начало марта приходится русский народный праздник «Масленица», который целую неделю празднуется. С незапамятных времён слывёт «Масленица» самым весёлым предвесенним праздником, который несёт свет, тепло, пробуждение природы. Для этого праздника люди делали куклу-Масленицу. Ну и кукла! Настоящее чучело. Иногда её собирали из трёх мешков набитых соломой, а иногда просто на длинную палку накручивали старую рваную одежду, поверх лохмотьев надевали остатки овчинного тулупа, голова из тряпок, сверху драный  платок повязывали. С пением, шутками и  прибаутками возили эту куклу по деревне на санях, а затем водружали на самой высокой горе, где начиналось катание на санях. В последний день масленой недели, в «Прощёное воскресенье» люди просили друг у друга прощение и везли  Масленицу за околицу, где устраивался большой костер. С помощью этого обряда люди провожали зиму и с нетерпением ожидали весну. Вот, ребята, вы познакомились ещё с одной куклой. Как она называется? (Ответы детей).

- Ребята, а какое время года приходит после весны? (Ответы детей).

- Правильно, лето.

(Педагог подходит к картине с изображением лета).

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь колосится,

Золотится пшеница

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?    (Летом).

 С приходом лета, наступает праздник «Троица», это день когда весна с летом встречается. Это именины Матушки-Земли. В этот день нельзя было копать,  тревожить землю. Это праздник света и тепла, а ещё его в народе называли зелёным праздником. Поэтому было обязательным - украшение крестьянского дома берёзовыми ветками, зеленью и цветами. Берёза – считается символом расцветшей природы, её красоты, считалось, что она даёт силу и энергию. Молодая берёза выступала в образе куклы, наряжали её яркими лентами, венками, бусами, вокруг неё водили хороводы. В конце праздника, на закате дня, под грустные песни оплакивали ряженую берёзку, с неё снимали украшения и наряды и опускали в реку. Река уносила берёзу и венки из цветов, сплетённые девушками. Этим обрядом заканчивался праздник. Итак, ребята,  как вы думаете, как  называется? Летняя обрядовая кукла (Ответы детей).

 – Правильно, кукла – берёзка.

(Педагог подходит к картине с изображением осени).

Несу я урожаи, 

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек

Я…. (Осень)

Наступила золотая осень. Приходит праздник первого снопа, начало жатвы. Я хочу вам напомнить, ребята, что раньше хлеба жали в ручную.  Несмотря на всю тяжесть летней страды, сельская женщина выходила на ниву, как на своеобразный праздник, одевалась в чистую одежду, подол рубахи был оформлен красивой вышивкой, эта часть одежды,  которая соприкасалась с землёй, женщина хотела умилостивить матушку – землю, показать, как она её любит. В жатве был также обряд почитания первого снопа, из которого делали куклу – Ржанку. Её торжественно приносили в деревню и потом хранили до следующего посева. С окончанием всех полевых работ устраивалось пиршество. На него выпекали хлеба и караваи из нового урожая. Сопровождался праздник песнями, в которых воспевались жнеи, олицетворяющие народную силу и волю к труду. Итак, скажите, ребята, как  величали осеннюю куклу? (Ответы детей).

- Сегодня, ребята,  мы с  вами познакомились с календарными обрядовыми куклами русского народа. Сегодня мы с вами  выполним  традиционную куклу – закрутку, с которыми играли ваши пра-пра-пра бабушки  когда-то  в старину.

 

Практическая работа:

Изготовление  традиционной куклы-закрутки.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают её без иголки. Ткань для куклы готовили из старой маминой одежды, считалось, что материнская аура (сила, дух) оберегают ребёнка от злых помыслов.

Куски ткани для куклы готовили особым способом: по народным поверьям также считалось, что рваная, а не резаная ткань носит оберегающий характер. Ткань брали натуральную (другой не было): ситец, лён, шерсть и т.д.

Последовательность изготовления Куклы-закрутки.

1.Кусочек ваты (синтепона, ватина, ветоши) накрываем лоскутом белой ситцевой ткани (30см х30см) для лица и стягиваем, завязываем прочной нитью узел.

2.Сформировав голову, оставшуюся ткань сматываем нитью в столбик, завязываем узел.

3.Ситцевый цветной квадратный (40см х40см) лоскут лицевой стороной накрываем на смотанный столбик, опустив голову куклы вниз головой, и заматываем часть столбика (1,5 – 2см.) нитью, завязываем узел.

4.Из белого прямоугольного лоскута ткани  (25 х 20 см.) складываем рукава рубахи, сначала аккуратно загладив с 2-х коротких сторон полоски ткани внутрь, чтобы края рукавов не осыпались. С двух сторон заматываем манжеты на рукавах.

5.Переворачиваем Куклу – закрутку вверх головой аккуратно разгладив сарафан, приматываем рукава крест-накрест к телу,

6.На голову повязываем жаккардовую тесьму, имитируя налобную повязку, поверх повязываем косынку или платок.

Вот наша кукла готова. Можно её украсить, повязать нарядный фартук и надеть на шею бусы. Эта самая распространённая тряпичная кукла наших прапрабабушек, с которыми они играли, когда они были, как вы.

- В далёкие времена мать-Природа для людей была всесильной Богиней, жизнь которых целиком зависела от земли и природы. Поэтому люди очень бережно и с любовью относились к ней, в её честь и устраивались эти праздники и приносились в дар обрядовые куклы.

- Итак, ребята, с какими   календарными праздниками и обрядовыми куклами вы сегодня познакомились? Как люди в древности относились к природе? Ребята, назовите, пожалуйста, какие вы запомнили праздники? А как зовут кукол? (Ответы детей).

- Красота природы зависит от нашего с вами отношения к ней. Давайте будем её любить, заботиться, бережно к ней относиться, а она в ответ своей красотой будет радовать нас каждый год.

Занятие наше подошло к концу, мне очень приятно было с вами работать.

  Наверх