Лоткова Ольга Яковлевна,
заведующая НМПБ,
Немцевская МПБ, Белгородская область,
Новооскольский район, село Немцево,
«Весенняя капель».
Познавательно-игровая программа
Цели:
- Развитие познавательного интереса к природе.
- Организация досуга.
Задачи:
1. Расширить кругозор о весне.
2. Воспитывать бережное отношение к природе, к весенним признакам.
3. Развивать логическое мышление, познавательные способности.
- Познакомить с праздником народного календаря - Василий Капельник.
Оборудование и технические средства:
- экран, мультимедийный проектор, ноутбук
- рисунки участников мероприятия на тему «Весна».
Оформление: книжная выставка «Весенний стихопад».
Музыкальное оформление: песня «Весенняя капель».
Ход мероприятия
Входит Ведущий:
Ведущий: Из далеких краев, где морская волна
Кружевной рассыпается пеной,
К нам на крыльях ветров прилетает Весна
И приносит с собой перемены.
Украшает Весна и сады и поля,
Покрывает цветами овраги.
Оживает прогретая солнцем земля,
Пьет душистые капельки влаги.
Здравствуйте дорогие гости! Вы уже догадались по какому поводу мы здесь с вами собрались? Правильно мы сегодня отмечаем праздник Весны! Зима была очень длинной и затяжной, и вот наконец-то, наступила весна!
Весна! - это утро года… Весна – новая жизнь, это светлый праздник пробуждения природы. Весной просыпается все живое.
Я познакомлю Вас с условиями проведения конкурсов мероприятия: присутствующие по очереди отвечают на вопросы, за правильный ответ - 1 балл. Если неправильно ответили на вопрос, право дать правильный ответ предоставляется следующему игроку. Победитель определяется по количеству баллов. Награждение победителя в конце мероприятия.
Посмотрите, посмотрите,
Сколько света и тепла!
И улыбками согрета
К нам пришла весна!
Весна - это самое чудесное время года: тает снег, все вокруг расцветает и с каждым прожитым весенним днем поднимается настроение!
Сейчас я предлагаю вам стать участниками синквейна. Синквейн – творческое занятие, которое при всей своей простоте демонстрирует системное мышление и аналитические способности, умения вычленять главное, формулировать свои мысли. Правила составления синквейна:
первая строка – одно существительное, связанное с весной;
вторая строка – два прилагательных или определения, которые характеризуют понятие;
третья строка – три глагола, описывающие возможные действия в рамках понятия;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающее личное отношение автора синквейна к понятию;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть понятия; своего рода резюме.
Пример:
Весна.
Теплая, нежная.
Манит, чарует, завораживает.
О, это море моих чувств!
Любовь.
(Участники синквейна зачитывают свои работы)
Ведущий: А давайте мы с вами вспомним, какие праздники бывают весной? (Ответы)
Ведущий: 13 марта на Руси отмечался народный праздник - Василий Капельник. Этот день посвящали очищению своего жилища от грязи, насекомых и остатков зимнего хлама, который скопился за долгие зимние дни.
С утра хозяйки вываривали еловые и сосновые ветки в кипящей воде. Затем из дому выносили и сжигали весь хлам, набивку от матрасов, поломанную мебель и утварь и сжигали все это в костре за домом. Считалось, что так можно отогнать все хвори и напасти от себя и своей семьи. В этот день мыли пол, стены, полати и иные места в доме с использованием хвойного отвара и добавляя в него немного золы, чтобы очистить пространство от грязи и насекомых.
На Василия Капельника самый старый член семьи вешал над входом в дом веточку можжевельника черенком вверх, чтобы отогнать нечистую силу от дома.
Считалось, что чем больше в этот день капель, тем более скорая будет весна.
Есть народная примета: если приствольные круги вокруг яблонь вытянутые к югу, то лето будет жарким и яблок будет мало, а если они круглые и ровные, то жди хорошего урожая.
В народе говорили, что появилась капель, и это значит, что Зима плачет. В это время начинали запасаться сосновыми почками, которые использовались в лечебных целях. Девушки 13 марта распевали веснянки и занимались выпечкой калачей. Считалось, что 13 марта нужно обязательно съесть калач натощак – это к счастью.
Чтец 1:
Пришла, улыбнулась -
Утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев за работу взялись трактора.
А птицы пропели: «Вить гнёзда пора».
Вы все догадались, что это … весна.
Весна с улыбкой шлет привет
Проснувшейся природе;
Всё после зимних бурь и бед
Вздохнуло на свободе.
Бессильно злится и ворчит,
Зима, старуха злая,
От жаркого луча бежит,
Под солнышком сгорая.
Л. Н. Модзалевский «Появление весны».
Ведущий: Это стихотворение посвящено весеннему месяцу - марту.
Март красен яркими зорями, игрой лучистого солнца на оседающих снегах, первыми кучевыми облаками в небесной синеве. Поют капели, появляются первые проталины, пробуждается природа - утро весны и года. Март - месяц воробьиных дуэлей и синичьих песен.
А сейчас, узнаем, как вы знаете птиц.
- Какие певчие птицы – хищники? (сорокопуты)
- Когда температура воробья ниже – зимой или летом? (одинаковая)
- Какая птица в нашей стране самая маленькая? (королек)
- У какой птицы все четыре пальца обращены вперед? (у стрижа)
- Какая птица имеет очень длинный хвост? (сорока)
- У какой птицы самки - зеленые, а самцы – желтые? (у иволги)
Чтец 2:
Подмигнул мне лучик солнца,
Отражаясь от оконца.
Я его перехитрю -
В зеркальце переманю.
Будем вместе мы играть,
Солнце в комнату впускать.
С ним живется веселее,
С ним уютней и теплее.
Проводится игра «Нарисуй солнышко!». С закрытыми глазами и левой рукой нарисовать весеннее, улыбающееся солнышко.
Участники игры открывают глаза и оценивают работы при этом не знают, где чьи работы.
Ведущий: А сейчас я предлагаю отгадать загадки о весне
- Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня ...
(Весна)
- Ручейками зажурчит,
Ярче солнцем заблестит.
И капризна, и красна
Долгожданная...
(Весна)
- Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла ...
(Весна)
- Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весной)
- Она приходит с ласкою
И трогательной сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
(Весна)
- Раскрывает почки,
В зеленые листочки
Деревья одевает,
Посевы поливает.
В делах всегда она.
Зовут ее …
(Весна)
- В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)
- Шорохом неслышным лепестков
Жемчуг белоснежный распустился,
Нежным, очень крохотным цветком
Из-под снега к солнцу устремился.
(Подснежник)
- Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький.
(Подснежник)
- В теплых солнечных сапожках,
С огонечком на застежках,
По снегам бежит мальчишка
– Снег пугает, шалунишка:
Только ступит – стаял снег,
Раскололся лед у рек.
Охватил его азарт.
А мальчишка этот – ...
(Март)
- Веет теплый южный ветер.
Солнышко всё ярче светит.
Снег рыхлеет, мякнет, тает,
Грач крикливый прилетает.
Что за месяц?
Кто же знает?
(Март)
- Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко щедрее.
Воробей погоде рад,
Заглянул к нам месяц …
(Март)
- Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды:
«Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!».
Далеко слышна свирель.
Это будит всех ...
(Апрель)
- В ночь – мороз, с утра – капель,
Значит, на дворе ...
(Апрель)
- Будит нивы, лес и горы,
Все лужайки и сады
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
Слышно жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
(Апрель)
- В лапотках бежит малыш,
Ты шаги его услышь.
Он бежит, и всё цветет,
Он смеется – всё поет.
Спрятал счастье в лепестках
У сирени на кустах.
«Ландыш мой, благоухай!»
– Повелел веселый ...
(Май)
- Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край
Нас теплом встречает ...
(Май)
- Весной начинается,
Бежит и не кончается. (Ручей)
- Весной растёт,
От солнышка поёт. (Сосулька)
- Лёд блестит, нога блестит. (Гололёд)
- Чтоб её нам перейти,
Сапоги нужно найти. (Лужа)
- Веселятся и поют,
Нам учиться не дают. (Птицы)
Чтец 3: У весны весёлый старт —
На пороге стоит Март.
Весело звенит капель —
К нам уже спешит Апрель.
Май их быстро догоняет,
Всех цветами он встречает.
Света, радости полны,
Все три месяца весны.
Ведущий:
Здравствуй, милая весна. Ты душиста и ясна.
Зеленеют лес и луг, так красиво все вокруг!
Проводится обзор у книжной вставки «Весенний стихопад», присутствующие читают любимые стихи, посвященные весне.
Ведущий: О цветах рассказывается во многих легендах, мифах, сказках, литературных произведениях. Мы сегодня попытаемся собрать букеты из цветов, упоминаемых в литературных произведениях. Попробуйте собрать самый красивый, самый большой букет.
Начинаем викторину «Литературный букет»:
- Какими цветами одарил Март сиротку в сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»? (Подснежники)
- Какой цветок исстари называли «аленьким цветочком»? Именно о нем сказка С. Т. Аксакова? (Полевая гвоздика)
- Цветок, за которым ухаживал Маленький Принц. (Роза)
- Какой цветок из сказки Г. Х. Андерсена попал в клетку жаворонка?
(Ромашка)
- Об этих цветах писал А. К. Толстой, назвав их «цветиками степными».
(Колокольчики)
- Какие цветы «осыпаются в садах», когда
стройный клен под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет
в стихотворении И. А. Бунина? (Астры)
- На лист какого цветка высадила старуха жаба Дюймовочку?
(Кувшинка)
- На лепестке этого цветка Дюймовочка могла переплывать с одной стороны тарелки на другую.
(Тюльпан)
- Благодаря этому цветку луг в рассказе М. М. Пришвина становился «золотым».
(Одуванчик)
- Какие цветы продавала в городе героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
(Ландыши)
Определяется и награждается самый активный участник мероприятия.
Ведущий: Как хорошо, что есть пора,
Когда все обновляется.
Как хорошо, что в сердце вновь,
Любовь возобновляется.
Весна заглянет в каждый дом
Развеет все невзгоды.
Она расскажет вам о том,
Как быстротечны годы.
Спешите радость всем дарить
Весна поможет в этом.
С ней подружитесь, чтоб прожить
С весенним, чистым светом
Звучит песня «Весенняя капель».
Составитель: зав. НМПБ Лоткова О.Я.
Литература:
- Умный Ивашка, Жар-птица и Золотое зерно: русские народные загадки/сост. Г. М. Науменко.- М.: Дет. лит., 1991.- 64 с.
- Запартович, Б.Б. С любовью к природе: Дидактический материал по природоведению/Б.Б. Запартович, Э. Н. Криворучко,т Л. И. Соловьева.- М.: Педагогика, 1978.- 232 с.
- Маршак С.Я. Двенадцать месяцев: Драматическая сказка/ С. Я. Маршак.- М.: Дет. лит., 1987.- 79 с.
- Аксаков, С.Т. Аленький цветочек/ С.Т.Аксаков.- Ростов н/Д: Антураж, 2007.- 16 с.
- Сент-Экзюпери А. Маленький принц/ А. Сент-Экзюпери.- Воронеж: Центр.- Черноземное кн. изд-во, 1979.- 47 с.
- Андерсен Г.Х. Сказки, рассказанные детям/Г.Х.Андерсен.- М.: Вагриус, 2002.- 336 с.
- Тихонов А. Про птиц: Моя первая книга о животных/ А. Тихонов.- М.: Дрофа-плюс, 2006.- 168 с.
- Из русской поэзии. XIX век: стихотворения.- М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.- 192 с.
- Пришвин М.М. Золотой луг: Рассказы/ М.М.Пришвин.- М.: Дет. лит., 1998.- 16 с.
- Карамзин Н.М.Бедная Лиза/Н.М. Карамзин.- М.: Худож. лит., 1982.- 64с.