Синявская Елена Юрьевна
воспитатель,
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Звездочка»,
ЯНАО, г. Ноябрьск
Интеллектуально-развлекательная игра
«Знатоки природы»
(работа с родителями в нетрадиционной форме)
Цель: формирование экологической культуры детей посредством актуализации роли семьи в воспитании у детей любви к природе и ответственного поведения.
Задачи:
- способствовать формированию экологически грамотного опыта взаимодействия ребёнка и взрослого с окружающей средой, природой;
- способствовать повышению компетенции родителей в развитии детей средствами природы;
- презентация творческих и экологических проектов.
Форма: познавательно-экологическая игра.
Дата проведения: декабрь 2014г.
Продолжительность: 40-45 мин.
Участники: родители, дети, педагоги.
В гармонии с природой и собой
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Н. Луконина
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
- Подготовительный этап.
- Подготовить с детьми творческие и экологические проекты, разучить стихотворения, загадки
- Оформить приглашение родителям на мероприятие в виде экологической листовки и индивидуальных приглашений, выполненных детьми в технике аппликации из природного материала.
- Оформить выставку творческих проектов «В гармонии с природой».
- Оформить выставку дидактического материала группы по теме мероприятия: книги, игры, пособия и др.
- Подготовить анкету для родителей «Воспитание любви к природе», провести анкетирование, оформить результаты в виде информационной таблицы.
- Написать плакаты и эпиграф мероприятия для оформления группы:
- Человек, который понимает природу,- благороднее, чище. Л. Леонов.
- Надо иметь не только глаз, но и чувствовать природу. Надо слышать её музыку и проникаться её тишиной. И. Левитан.
- Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. А.де Сент-Экзюпери, «Маленький принц».
- Подготовить памятку для родителей «Формирование любознательности средствами природы».
- Подготовить необходимое оборудование: бумбокс и аудиозапись «Звуки природы»; мультимедиа, презентация в программе Power Point; песочные часы (1 и 3 минуты).
- Организационный этап.
Звучит музыка, родители знакомятся с выставкой детских творческих проектов «В гармонии с природой», выставкой дидактических материалов, результатами анкетирования.
- Этап проведения игры.
1 Ведущая (слайд 1): Добрый вечер, дорогие дети и уважаемые взрослые! Шепот листьев, песня кузнечика в поле, журчание весеннего ручья, пение птиц в лесу и полёт в бездонном небе, завывание вьюги, ласковый плеск воды, торжественная тишина ночи – эту музыку жизни человек слушает сотни и тысячи лет, затаив дыхание.
Анна В.: Муравей.
Я просил, чтоб муравей
В гости приходил скорей.
Муравей ответил: «Ладно»,
Но пока он занят:
Дом построит и тогда,
И тогда заглянет.
Ангелина С.: Ромашка.
На лугу, у той дорожки,
Что ведёт нас прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке-
Белый, с жёлтеньким глазком.
Я его сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: «Не тронь!»
1 Ведущая: Мы рады приветствовать вас на нашей игре «Калейдоскоп природы» (слайд 2). Как вы уже догадались, наша игра посвящена удивительной, прекрасной и разнообразной природе, полной чудес и загадок. Сегодня мы попытаемся открыть одну из страничек этого удивительного мира.
2 Ведущая: В нашей игре принимают участие 2 команды. Чтобы узнать их названия, отгадайте загадки.
Дмитрий М.: По округе славится
Зелёная красавица:
Сарафан – как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка с опушкой,
С острою макушкой (ель).
- Команда «Ёлочка». Поприветствуем её (аплодисменты).
Анна Р.: Русская красавица
Всем нам очень нравится:
В белом сарафане,
С зелёными кудрям (берёза).
- Команда «Берёзка». Приветствие этой команде (аплодисменты). Слайд 3.
1 Ведущая: В каждой команде _____ взрослых и _____ детей. Игра состоит из трёх туров. Игру начнём с разминки. Слайд 4.
Ведущие поочерёдно задают вопросы участникам. Команда, давшая наибольшее количество правильных ответов получает 1 балл.
2 Ведущая задаёт вопросы первого тура для команды «Берёзка»:
1. Домик для птиц, сделанный человеком (скворечник).
2. Сколько времён года? (4)
3. Третий день недели? (среда)
4. Зимняя квартира медведя? (берлога)
5. Дерево с белой корой? (берёза)
6. Самая большая птица? (страус)
7. Первый весенний цветок? (подснежник)
8. Что наступает после лета? (осень)
9. Самое быстрое животное? (гепард)
10. Колючее растение пустыни? (кактус)
1 Ведущая задаёт вопросы первого тура для команды «Ёлочка»:
- Сколько дней в недели? (семь)
- Самое жаркое время года? (лето)
- Квартира лисы? (нора)
- Дерево с зелёной корой? (осина)
- Самая маленькая птица? (колибри)
- Первый месяц весны? (март)
- Самое медлительное животное? (ленивец)
- Зимой и летом одним цветом? (ель)
- Без рук, без топорёнка построена избёнка (гнездо)
- Что ест заяц? (трава, кора, коренья)
2 Ведущая: Команды старались и максимально справились с заданиями. Подведём итоги: команда «Березка» ________ правильных ответов, «Ёлочка» _______. Молодцы!
1 Ведущая: А сейчас немного юмора: вашему вниманию предлагается второе забавное задание – зоошутка (слайд 5). Внимательно рассмотрите рисунок и определите, из каких насекомых составлено это фантастическое животное. На выполнение задания – 1 минута.
Правильный ответ: голова муравья, хоботок бабочки, переднеспинка пчелы, брюшко стрекозы, ноги комара, передние крылья кузнечика, задние крылья – бабочки-махаона.
2 Ведущая: Задание «Загадочный рисунок» (слайд 6). Каждая команда получает свой загадочный рисунок и ваша задача: назвать, части каких животных использовал художник для создания этих загадочных животных. На обдумывание даётся 3 минуты (песочные часы).
Правильный ответ команды «Березка»: голова оленя, шея жирафа, тело тигра, ноги ламы, хвост лошади.
Правильный ответ команды «Ёлочка»: голова орла, шея лебедя, тело пингвина, ноги страуса.
- Молодцы, были внимательны и сообразительны. Такие задания развивают смекалку, творческое воображение, мышление, т.к. позволяют сравнивать фантастический образ с реальными образами природы и применять эти знания в своём изобразительном творчестве.
1 Ведущая: Третье задание первого тура – «Найди лишних животных». Перед вами картинка (слайд 7), найдите 3 животных, которые не живут в лесу. Быстрое и правильное выполнение – 1 балл.
Подвести итог первого тура.
2 Ведущая: Объявляется физкультурная пауза (слайд 8) - поиграем в игру «Морская фигура» (проводится со всеми участниками).
1 Ведущая: А теперь поиграем в игру «Ручеёк» - весёлую, дружную, играть в которую можно всегда и везде! (проводится игра).
2 Ведущая: Начинаем второй тур нашей игры. Называется он «Заморочки из бочки» (слайд 9). Каждой команде по её выбору будет задано 5 вопросов-загадок. Слушайте внимательно. Правильный ответ – 1 балл. На обдумывание 10 секунд.
Ведущая подходит к участнику команды, который из бочонка достаёт вопрос-загадку:
- Этот кустарник весёлый и нарядный в любое время года. Весной он зацветает белыми цветами, летом шелестит резными листочками, а осенью его ветки украшают яркие гроздья ягод. Любят в зимнее время посещать его разные птицы: снегири, свиристели, тетерева, глухари (рябина)
- Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о нём сложено, сколько стихов написано! Стройная, белостволая, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. В жаркий летний день под ней прохлада, прикоснувшись к её коре, она охладит. Мелких пернатых привлекают её серёжки с семенами (берёза).
- Каждый, кто проходит весной мимо этого кустарника, волклицает: «Как хорошо пахнет!». Он усыпан пушистыми кистями белых душистых цветов. Сильный аромат не только приятен, но и полезен: этот кустарник очищает воздух от микробов (черёмуха).
- Это изящное, стройное дерево. Это особенно заметно, когда оно растёт на открытом месте. Крона его имеет правильную форму узкого конуса и спускается почти до земли. Верхушка всегда острая. Каждый год на нём созревают шишки. Семена рассеиваются в конце зимы, в первый же год. Любят лакомится её орешками белки, мыши, бурундуки, клёст-еловик (ель)
2 Ведущая: Следующее задание: игра «Найди и назови растение по описанию». Задание №1 команде «Ёлочка» и №2 – команде «Берёзка». Дети узнали об удивительных свойствах этих растений (слайд 10) благодаря экологическому проекту «Зелёные друзья». Посадите эти удивительные растения у себя в доме – и проблем с чистотой воздуха у вас не будет!
1 Ведущая: Проекты – новая форма работы по экологическому образованию детей. С февраля 2010 года стартовал первый проект - «Зелёные друзья». Дети участвовали в посадке, пересадке растений уголка природы, научились правильному уходу за ними, знают качества многих растений, названия научные и народные, проявляют интерес их красоте и уходу за ними. Следующий проект, который стартовал летом – «Коллекция увиденных животных». Ольга Петровна и Дмитрий Мозговые представят свой проект «Наши друзья» (слайд 11).
2 Ведущая: Следующая игра второго тура - «Портреты пернатых». Перед вами птицы (слайд 12). Каждая имеет свой номер. Вам предстоит отгадать загадку и поднять табличку с номером птицы. Слушайте внимательно:
- Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник (дятел).
- Замели в лесу метели, стало холодно опять. К нам из леса прилетели, стали ягоды клевать (свиристели).
- Грудь красна, как маки летом, огоньком мелькает он, но угадайте, мне за что же имя снежное дано (снегирь).
- Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает (воробей).
- Носят серенький жилет, но у крыльев чёрный цвет. Видишь, кружат двадцать пар и кричат все: карр! Карр! Карр! (серая ворона).
- Не ворона, не синица, как зовётся эта птица? Примостилась на суку – раздалось в лесу: ку-ку! (кукушка).
- Спинкой зеленовата, хвостиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфика (большая синица).
- Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая (сорока).
1 Ведущая: Проект «Птичья столовая» стартовал в октябре (слайд 13) - мы с детьми подготовили пару кормушек и подарили их малышам, затем изготовили ещё несколько и повесили у себя на участке. Стали регулярно подкармливать птиц, прилетающих на наш участок – воробьёв, синиц.
Сейчас каждая команда получит бросовый материал и за 3 минуты смастерит кормушки для птиц – воробьёв и синиц. Выполнение задания. Подведение итогов: защита творческих проектов.
2 Ведущая: Чтобы птицы не погибли в холодное и голодное время года нужно знать, чем их подкармливать. Посмотрите внимательно на слайд (слайд 14) и запомните, кто что ест (прочитать).
Данил Ч.: Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть.
Видеть тяжело!
А ведь в вашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми… А. Яшин
1 Ведущая: Завершающий третий тур игры. Первое задание «Ты-мне, я-тебе» (слайд 15). Команды поочередно задают вопросы друг другу. Правильный ответ оценивается 1 баллом.
- Вопрос команды «Ёлочка»: почему канарейку так называют? (она родом из Канарских островов).
- Вопрос команды «Берёзка»: какое животное спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)
- Вопрос команды «Ёлочка»: назовите перелётных птиц (утки, гуси, кукушка, лебеди, журавли, ласточки, мухоловки).
- Вопрос команды «Берёзка»: назовите зимующих птиц (синица, воробей, сорока, тетерев, глухарь, свиристель, голуби, дятел)
2 Ведущая: Последнее испытание для самых смекалистых, сообразительных (слайд 16).
Вопросы команде «Берёзка»:
- Лимон – это фрукт? (ДА)
- У кустарника есть ствол? (НЕТ, У НЕГО ВЕТВИ)
- Дятел – лесной доктор? (ДА)
- Орган слуха у кузнечика на голове? (НЕТ, НА НОЖКАХ)
- Ольха серая – дерево? (НЕТ, КУСТАРНИК).
Вопросы команде «Ёлочка»:
- Арбуз – это ягода? (ДА)
- Лось не вязнет в болоте? (ДА)
- Божья коровка питается пыльцой? (НЕТ, ТЛЁЙ)
- У белки один домик? (НЕТ, МНОГО)
- Ворона – зимующая птица? (НЕТ, КОЧУЮЩАЯ).
1 Ведущая: Вот и закончилась наша игра. Мы с вами интересно и познавательно провели время. В нашей игре нет побеждённых – все победители (слайд 17), потому что были одной семьёй, были с родителями, а вместе с родителями играть весело, вместе с родителями очень интересно, здорово!
2 Ведущая: Слушайтемузыку природы, открывайте её удивительные мелодии, наслаждайтесь общением с ней, с родными и близкими, дружите с природой, и тогда ваши дети вырастут любознательными, нравственно богатыми и настоящими патриотами Родины. Предлагаем вам памятку «Формирование любознательности средствами природы», из которой вы почерпнёте много интересной и полезной информации.
1 Ведущая: А для поддержания тонуса и витаминизации организма в зимний период предлагаем вам экологически безопасный и полезный напиток – брусничный морс.
Все: Будем здоровы! До новых встреч!
Приложение 1
Анкета
«Воспитание любви к природе».
Уважаемые родители!
Просим Вас высказать свою точку зрения по следующим вопросам:
- Любит ли Ваш ребёнок природу? В чём это проявляется? _______________________________
__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
- Как Вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие – нет? ____
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
- Часто ли Вы бываете с ребёнком на природе? Как проходят такие прогулки? _______________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
- Приходилось ли Вам вместе с ребёнком наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе? _______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
- Был ли у Вашего ребёнка хороший поступок по отношению к природе? Какой? ____________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
- Приходилось ли Вам вместе с ребёнком сажать деревья, заготавливать корм для зимующих птиц и кормить их? ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
- Что больше всего, по Вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому? _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
С уважением педагоги группы «Подсолнушки».
Посмотреть Презентацию (нажмите здесь)