E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



М.А. Яцерук, воспитетель

М.А. Яцерук,

воспитетель,

МБДОУ № 33 «Золотой петушок»

«ВОСПИТАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ

У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА  

В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С СОЛЁНЫМ ТЕСТОМ»

           Проблема развития эмоциональной отзывчивости  у детей в современном мире стоит достаточно остро. Детская агрессивность вызывает значительную тревогу у нас взрослых, а способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Ведь эмоциональная отзывчивость основывается на чувствительности к поведению других людей,  искусству,  природе. Из этого следует, что теряются нравственные ориентиры, что мы - взрослые не смогли вовремя развить эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Жизнь маленького человечка насыщенна множеством свершений, большинство из которых могут стать ключевыми в его развитии. И в этом смысле именно детские сады играют важнейшую роль в жизни каждого ребенка, потому что основное время своего уникального детства дети проводят именно здесь.

Весь образовательный процесс в детском саду направлен на развитие и воспитание, являющиеся его важнейшими составляющими.

         Говоря о развитии ребенка, чаще всего имеют ввиду интеллектуальное развитие, а   эмоциональному развитию уделяют мало внимания. Между тем, в настоящее время мы все чаще встречаем детей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Малыши меньше удивляются и восхищаются, реже сопереживают, а напротив, становятся более враждебными, агрессивными, тревожными, нерешительными и замкнутыми, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Их интересы ограничены, а игры становятся однообразными.

         А ведь одна из ценностей дошкольного возраста – это повышенная эмоциональность ребенка. Именно в дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития. Это просто уникальный период по силе эмоционально-чувственного восприятия.

        Ребенок ещё в раннем возрасте начинает проявлять особую эмоциональную чувствительность. Он испытывает самые разнообразные эмоции, которые быстро сменяют друг друга. Любая  деятельность  ребенка раннего возраста очень яркая и эмоционально насыщенная, т.к. переживаемая им гамма чувств (страх, гнев, удовольствие, неудовольствие, обида, симпатия) хоть и в определенном смысле кратковременна, узка, но одновременно с этим она глубока и сильна. Дети полностью отдаются во власть возникшей эмоции или чувства, именно это делает их столь очаровательными, искренними и непосредственными, какими мы их знаем. Однако это же делает их  легкоранимыми и уязвимыми. Всякое неосторожное прикосновение к хрупкой детской душе может привести к нарушениям в эмоциональной сфере ребенка, что, в свою очередь, отражается на складе его личности и здоровье.

           В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам воспитания детей дошкольного возраста, указывается на то, что эмоциональная отзывчивость особенно поддается развитию в раннем детстве (Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерев и др.). В этом возрастном периоде, в связи с развитием и усложнением эмоциональной сферы, усложняется и содержание эмоционального общения.

           Эмоциональная сфера психики детей раннего возраста чрезвычайно подвижна и именно она определяет все социально-поведенческие реакции детей в последующих возрастах детства. Поэтому мы, педагоги должны с особым вниманием относиться к детям раннего возраста, ведь именно ранний возраст является началом развития отношений между людьми и именно в этом возрасте эмоции «бьют ключом». У детей раннего возраста просто уникальная природная способность эмоционально проживать каждый свой шаг.  И как педагог я вижу свою задачу в том, чтобы не заглушить этот эмоциональный поток, а помочь его сохранить и дать ему развиться. И тогда наши дети будут радовать нас, удивлять и восхищать.

            Одна из центральных ролей в формировании эмоциональной составляющей принадлежит творчеству как явлению эмоционально-образному по самой своей природе. А, говоря о детях раннего возраста, мы имеем ввиду чувственный опыт.

Чем младше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, поэтому  у меня и возникла идея заняться этой темой.

Ребенок сначала познает мир только чувственным образом. Чувственный мир безграничен, и в нем ребенок чувствует себя комфортно. Все, что взрослым уже знакомо и понятно, ребенок видит впервые, и его восторг так силен, что если умело дать ребенку возможность исследовать, то желание делать открытия у ребенка сохранится на протяжении всего детства и даже всей жизни. И здоровье ребенка, в частности его эмоциональное благополучие, зависит во многом от того, каким он увидит этот мир, каким мы его представим.

Лепка из соленого теста не просто позволяет приобретать чувственный опыт, не просто вооружает ребенка умениями и навыками, но и помогает  ему почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и  создать из него что-то уникальное - свое.

Лепка дает ребенку удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем, что очень важно для ребенка, который еще не освоил достаточно хорошо речь, чтобы выразить, выплеснуть в полной мере свои эмоции, впечатления, возможно даже переживания.

И сам продукт, появившийся в процессе лепки, дает многочисленные возможности в выборе дальнейшей деятельности. Это и постановка спектаклей, и реконструкция образа, и моделирование.

Ребенок, создав что-либо из соленого теста – как бы заявил о себе, о своем мнении, о своих чувствах – он высказался, и его услышали. И как итог -  ребенок доволен, а значит - эмоционально удовлетворен.

Соленое тесто – это такой материал, с которым ребенок может начать приобретать, так необходимый ему чувственный опыт, с самого раннего возраста.

И опыт показывает, что лучше всего начинать эти занятия примерно  с 1,5 лет (а знакомиться с материалом можно уже и в 1 год).

Ритмичные движения ладошками и пальчиками по соленому тесту способствуют развитию тактильной чувствительности.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка.

Кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста позволяет решить и ряд следующих задач:

  • Развивающую - развитие всех психических функций (восприятия повышается сенсорная чувствительность, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.);
  • Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования, обучать детей работать с соленым тестом:  замешивать, сушить, раскрашивать;
  • Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества;
  •  Релаксационную - преобразование деструктивных форм поведения в социально-адаптивную форму деятельности, снятие эмоционального напряжения.

Работа с соленым тестом также полезна детям со страхами, тревожностью и даже агрессией. А также она дает уверенность в себе, своих силах; необщительный и замкнутый ребенок может реализовать себя, проявив фантазию, смекалку, изобретательность; удовлетворять детские потребности исследователя (ребенок может попробовать, а что если «так» или «этак», при этом, ничего не испортив).

Для работы с детьми своей группы (сегодня это дети раннего возраста – от 1,5 до 3-х лет и я планирую «довести» их до школы) мною была разработана рабочая программа «Сказка в ладошках».

Этапы работы с детьми:

1-й этап для детей от 1,5 до 3-х лет: «Мир удивительных открытий!». На данном этапе на первый план выходит развитие чувственного опыта.

2-й этап – для детей 3-5 лет:  «Вместе весело играть!». На этом этапе я планирую создавать условия и обеспечивать развитие и совершенствование навыков работы с материалом.

3-й этап для детей 5-7 лет: «Все в моих руках!».  Данный этап направлен на развитие творческого воображения.

Одной из особенностей моего подхода к организации деятельности детей с соленым тестом является, в первую очередь то, что занятия проводятся последовательно, систематически и регулярно – 1 раз в неделю. А также я использую принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка (создаются условия для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций).

Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане довожу до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить дополнительную похвалу, что для него очень важно - это позволяет мне устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями.

 Для родителей провожу также семинары-практикумы, мастер-классы, рассказываю о важности и значении работы с соленым тестом, показываю способы, приемы работы с соленым тестом, чтобы дети могли и дома заниматься тестопластикой.

           Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает у них стремление эмоционально передать воспринятую красоту.

Придерживаясь этой практики, я уверена, что у моих детей сформируется неисчерпаемый интерес к окружающему миру, и они будут эмоционально активно откликаться на все его проявления, они станут инициативными и самостоятельными в разных видах деятельности, уверенными в своих силах и смогут реализовывать себя, проявляя фантазию, смекалку, изобретательность, и все это - на общем эмоционально благоприятном фоне их психологического состояния!

Список литературы:

  1. Горичева B.C., Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2003
  2.  Данкевич Е. В. Лепим из соленого теста. - СПБ: Изд. Дом. «Кристалл», 2001.
  3. Лыкова И. А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. М.: Издательство: Цветной мир, 2013 г
  4.  Развиваем руки - чтоб учится писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов/ С. Е. Гавригина, Н. Л. Кутявина, и др. -Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия холдинг, 2000
  5. Синеглазова М. О. Удивительное соленое тесто. М.: Издательский Дом МСП, 201
  6.  Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. – М. : Издательство «Айрис», 2005. – 130 с
  7. Янушко Е. Волшебное тесто. М.: Издательство: Эксмо, 2012.
  Наверх