Молчанова Инна Геннадьевна,
воспитатель с/п «Детский сад
«Центр коррекции и развития детей»,
ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевск
Конспект НОД по экологическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста на тему:
«Приключения на цветной полянке»
Задачи: воспитывать бережное, доброе отношение ко всему живому, умение видеть удивительное в окружающем;
расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых;
развивать умение отвечать на вопросы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Материалы: интерактивная доска, презентация «Насекомые», муляжи разных насекомых, паука, улитки, скорпиона для д/и, шапочка для пчелы Майи.
Ход деятельности:
В группу к детям прилетает пчела Майя.
Майя. Здравствуйте, ребята! Я пролетала мимо и услышала смех и веселье. Вот и решила заглянуть к вам. У вас так уютно, тепло, радостно. Так же как на нашей цветочной полянке. Ребята, хотите отдохнуть на полянке? Тогда приглашаю вас всех в гости.
На интерактивной доске слайд с цветочной поляной.
Майя. Ребята, посмотрите как красиво на нашей полянке. Сколько разноцветных цветов. А сейчас я покажу вам свой любимый домик.
На доске слайд с ульем и пчелами.
Знаете, как называется домик пчел? Правильно, это улей, в котором много маленьких комнаток – ячеек. В ячейках пчелы откладывают яички, в них живут личинки, в ячейках пчелы запасают мед, который делают из нектара цветов. У пчел очень много работы, мы трудимся целый день. А все для того чтобы дать людям янтарный мед, воск, из которого делают свечи, и целебное вещество – прополис.
Что- то я не вижу на полянке своих друзей. Наверное, они хотят поиграть с нами. Давайте узнаем, кто еще живет на нашей полянке? Я загадаю загадку, а вы отгадайте.
На большой цветной ковер села эскадрилья –
То раскроет, то закроет расписные крылья (бабочка).
На доске слайд с бабочками.
Можно ли ловить бабочек? Нет, потому что крылышки покрыты тонкими чешуйками, которые легко обламываются. А с такими крыльями бабочка уже не сможет летать. На что похож рот у бабочки? На соломинку, которая умеет скручиваться. Ею очень удобно пить нектар из цветов.
Давайте поиграем в игру с бабочками.
Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела, на четыре улетела.
Угадайте следующую загадку.
Дом стоит над старой елкой, в нем живет моя семья,
Я несу туда иголки, приношу добычу я.
Мы в работе поминутно от зари и до зари
Нас найти не трудно – лишь под ноги посмотри (муравьи).
На доске слайд с муравьями и муравейником.
Где живут муравьи? Что внутри муравейника? А кто на земле самый сильный?
Не слон, не бегемот, самый сильный на земле – муравей! Он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. Муравей настоящий - силач. А еще муравьи – великолепные строители. Посмотрите, какой прекрасный терем – муравейник построили. Муравейник – это многоэтажный дом. Теплый, уютный, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатками, и даже туалетом. Муравьи живут в своем муравейнике большой и дружной семьей. Население в одном муравейнике – несколько сот тысяч жителей. Как целый город. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Не разоряйте муравейники, оберегайте их.
Послушайте еще одну загадку.
С ветки на тропинку, с травинки на былинку
Прыгает пружинка зеленая спинка (кузнечик).
На доске слайд с кузнечиком.
Посмотрите, как сидит кузнечик. Задние ноги у кузнечиков очень длинные и нескладные, и кажется даже мешают ему ходить. Но вот кузнечику почудилась опасность – он осторожно подбирает их под себя, и вдруг как будто пружинка развернулась - так быстро выпрямляются ноги – скачок – и он уже далеко. Только попробуй его поймать.
А я хочу вам рассказать еще об одном своем друге. Слушайте внимательно.
На ромашку у ворот опустился вертолет – золотистые глаза,
Кто же это? (стрекоза).
На доске слайд со стрекозой.
Летит стрекоза над землей и, как летчик – истребитель, следит за всем, что находится в воздухе. У стрекозы очень интересные глаза – два огромных радужных полушария, глядящих сразу во все стороны. Стрекоз надо оберегать, ведь они поедают надоедливых нам комаров.
Вот какие у меня друзья, все нужные и полезные.
Воспитатель. Спасибо тебе, пчелка Майя, за интересную прогулку. Мы узнали много нового и интересного о твоих друзьях – насекомых. Давай посмотрим, смогут ли ребята узнать и определить насекомых.
Как только припекло солнышко, все насекомые вылезли погреться.
Посмотрите, кто здесь лишний. Д/и «Кто лишний».
На столе среди муляжей насекомых расположить пауков, скорпиона, улитку – прудовика. Дети показывают и называют только насекомых, объясняя свой выбор.
Воспитатель. Чтобы насекомые в природе не исчезали, чтобы они по-прежнему радовали нас своим чудесным порханием, жужжанием, давайте подумаем и расскажем пчеле Майе, как мы должны к ним относиться.
На доске - экологические знаки о правилах поведения в природе.
Не рвать полевые цветы, так как будет меньше бабочек и пчел, которым нектар и пыльца нужны для питания.
Не разорять муравейники, так как муравьи уничтожают вредных насекомых.
Хотели бы вы, чтобы кто-нибудь ловил вас? Значит и вам не следует ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
Майя. Молодцы, ребята! Очень рада, что наша прогулка оказалась полезной, и вы запомнили правила поведения в природе. Нам пора прощаться, возвращайтесь к своим игрушкам, а я остаюсь на полянке со своими друзьями.
На доске слайд с насекомыми. Звучит песня С.Козлова «Маленький кузнечик».
Воспитатель. Я приглашаю вас на бал насекомых. Дети кладут на ладошку понравившееся насекомое и под музыку кружатся с ним, танцуют.
Список литературы:
1. Волчкова В.Н., «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология», 2008г., стр.110-119
2. Владимирская Л.А «От осени до лета», 2006г.,стр.108-109
3. Шорыгина Т.А «Зеленые сказки»,2005г., стр. 67-76