Шадрина Светлана Ивановна,
воспитатель,
МБ ДОУ «ДСКВ № 107»,
г.Братск, Иркутская область
Конспект прогулки в средней группе
Наблюдение за муравьями
Цель: уточнить представление детей о муравьях, их образе жизни; о пользе насекомых. Вызывать интерес к исследовательской работе, активизация словарного запаса, формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемы.
Материалы: скакалки, сахар, разрезные картинки, ведерки, мяч.
Ход:
Беседа с детьми:
- А вы знаете, кто на земле самый сильный?
Нет, не слон, не бегемот, отгадайте, кто же это.
«Он – работник настоящий,
Очень сильный, работящий.
Под сосной в густом лесу
Из хвоинок строит дом» (муравей).
Самый сильный – это муравей, ведь он может унести на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.
Если представить, что Дима – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. Сможет наш Дима унести и поднять 10 ребят?
Нет! А муравей может унести груз в десять раз тяжелее его самого. Муравей хоть и маленький, а настоящий силач.
- А есть ли силачи на нашем участке. Давайте понаблюдаем, как муравьи ползают по дорожкам, которые прогрызли в земле, в асфальте.
Исследовательская деятельность:
Рассмотреть муравья в баночке.
- Как называется дом, где живут муравьи?
Муравьи живут в муравейнике дружной большой семьей. Их в муравейнике столько – сколько людей в нашем городе, а может даже и больше.
Муравьями правит муравьиная царица. В молодости у нее были крылья и она любила порезвиться и полетать, но пришло время и она отгрызла себе крылья и стала царицей. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. О них заботятся рабочие муравьи: кормят их, убирают за ними
У муравья есть утолщенное брюшко, грудь, круглая голова, 3 пары маленьких ножек, у него сильные челюсти, есть усики-антенны, с помощью которых муравьи получают информацию о запахе, вкусе и сообщают о нем другим муравьям.
Муравьи могут ходить по поверхности, так как у них есть два коготка, между ними подушечка, которая выделяет клейкую жидкость, которая позволяют муравьям не падать.
Муравьи приносят пользу: они питаются падью, которую выделяет тля, едят насекомых, кузнечиков.
Есть пословица «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика», едят грибы, сок и семена растений.
Муравьи – хищники, они уничтожают насекомых-вредителей; их называют санитарами леса. Лечат птиц.
- А враги у муравья есть?
У муравья много врагов – птицы, животные, люди, разрушают муравейники.
Опыт: посыпать сахар на дорожку. Муравьи-разведчики с помощью усиков соберут других муравьев на лакомства.
Упражнение «Ладошки»:
А вы хотите превратиться в муравьев. Двигаясь в середину круга, поднимаете ручки, закрываем глазки и говорим: «Вот я, вот я, превращаюсь в муравья». Открываем глазки.
Ой, сколько же вокруг меня муравьишек. Что же изменилось вокруг нас? (Трава стала высокой, люди огромными).
П/и: «Великаны – карлики», «Мы- веселые ребята»
Д/и: «Разрезные картинки», «Собери насекомых»
Психогимнастика «Муравьи»:
Муравей ползет по руке, набрали воздух, выдохнули, сбросили муравья.
Упражнение «Ладошки»:
«Вот я, вот я, превращаюсь в человека»
- Вы были муравьями, сейчас увидев муравья, что вы ему скажите. «Поздоровайтесь, спросите, как у него дела?»
Д/и «Скажите ласково» (игра с мячом)
Жук – жучок, паук – паучок, комар – комарик и т.д.
Муравьи – все трудолюбивые, давайте и мы потрудимся и соберем камни, ветки, сухие листики на участке в ведерки.
Индивидуальная работа:
Физкультурное упражнение «Прыг – скок» (прыжки на двух ногах с продвижением)
Свободные игры в песочнице.