E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Жирова Марина Георгиевна, учитель-логопед

Жирова Марина Георгиевна

учитель-логопед

МБДОУ №1 «Аленушка»

г. Константиновск (Ростовская область)

План индивидуальной работы на ребенка с ТНР

Коррекционная работа с ребенком с таким заключением строится по нескольким направлениям, охватывающим различные стороны развития личности.

1 направление работы:

Преодоление речевого и неречевого негативизма

Установление контакта с ребенком. Повышение эмоционального тонуса ребенка. Включение его в совместную деятельность и формирование навыков взаимодействия «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок». Воспитание у ребенка уверенности в своих силах. Формирование его интереса к игровой деятельности и умения участвовать в игре.

2 направление работы:

Развитие пальцевой моторики

  • застегивание-расстегивание пуговиц в играх «Крабик», «Лягушонок», «Полянка» (фетровые, металлические пуговицы);
  • закручивание нити на карандаш различной длины в игре «Кто быстрее закрутит нитку?»: учить удерживать карандаш, палочку и перебирать пальцами;
  • учить закручивать-откручивать крышки на баночках;
  • учить катать пластилиновые горошины, колбаски на доске и между ладонями, помогая надавливанием на руку ребенка своей ладонью;
  • учить удерживать ножницы, разрезать по прямым линиям в 1-2 нажима полоски из цветной бумаги;
  • учить удерживать карандаш, фломастер, проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии;
  • учить обводить трафареты внутри и снаружи, раскрашивание, штриховка (вертикальная и горизонтальная) трафаретов;
  • учить шнуровке на плоских пособиях: «Зебра», «Лягушонок», «Ботинки»;
  • учить обводить пальцы на обеих руках, учить их названию, учить показывать названный взрослым палец;
  • игры на ладошке: стучать по нарисованной ладошке каждым пальцем (игра «Тик-так»), соединять-разъединять пальцы «веер»;
  • массаж пальцев с их называнием взрослым, массаж шариком, пружинкой, шишкой;
  • формировать кинетические основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса:
    • нанизывание бусин, пуговиц на шнурок;
    • игры с мозаикой: вставлять в отверстие мозаику, доводить работу до конца с помощью взрослого; составление узоров из крупной и мелкой мозаики;
    • игры с пирамидками, матрешками, кубиками, настольным конструктором;
    • рисование простых изображений предметов совместно с взрослым: машинку, человека, тучу, солнце, лужу, капли и т.д.
    • изображение предметов и геометрических форм с помощью палочек (по образцу, по инструкции);
    • обводка, раскрашивание, штриховка (вертикальная и горизонтальная) трафаретов.
  • игры с пальчиками: соединение – разъединение пальцев на обеих руках, сгибание – разгибание пальцев поочередное, сжимание – разжимание пальцев в кулак;
  • складывание разрезных картинок;
  • формировать кинестетической основы движений пальцев рук при зрительном восприятии (упражнения и игры на развитие праксиса позы, например, «Коза», «Улитка», «Гнездо»), учить показывать животных, различные предметы на пальцах в играх «Покажи животное», «Покажи стол, стул, дерево, птица, и т.д.);
  • развивать движения кистей рук в специальных упражнениях:
  • сжимание - разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов).

3 направление работы:

Развитие восприятия

  • Складывание разрезных картинок из 2-3-4 частей по образцу, затем без него.
  • Складывание из спичек, палочек предметов по образцу: «домик», «елочка», «кораблик» и т.д.
  • Учить собирать стаканчики-вкладыши, соотнеся их по размеру от самого большого до самого маленького и наоборот.
  • Учить показывать по просьбе «большой», «меньше», «еще меньше, самый маленький».
  • Учить соотносить по форме плоские геометрические фигуры на различных основах: деревянных, мягких полимерных и т.д.
  • Учить различать цвета картонных полосок, карандашей, пирамидок в игре «Найди такой же».
  • Учить соотносить изображения предметов с отверстиями в играх с пазлами: «Собери машинки», «Собери животных», «Собери фигурки» и т.д.
  • Развивать умение сравнивать предметы на ощупь в игре «Что в мешочке?», «Что в коробке?».
  • Учить складывать матрешек, сравнивая их по величине.

4 направление работы:

Развитие мыслительных операций

  • Учить сосчитывать предметы (матрешки, стаканчики, мелкие игрушки).
  • Учить сравнивать множества «Один-много», понимать, где больше, где меньше.
  • Учить обобщениям в игре «Покажи где?» (овощи, фрукты, дикие, домашние животные, игрушки и т.д.).
  • Учить понимать части суток по картинкам, соотнося с опытом ребенка.
  • Учить сосчитывать пальцы.
  • Учить показывать членов семьи на фото, пытаться называть их или показывать по просьбе взрослого.
  • Учить соотносить картинки по назначению в игре «Кому что?» (кошке-молоко, ребенку-игрушку, курочке-цыплят и т.д.)
  • Формирование операции анализа и обучение способам ее реализации в деятельности (устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа:

8.1. разобрать и собрать двух (четырех) составную матрешку, пирамиды из четырех (шести) колец;

8.2. игры с конструктором;

8.3. настольно-печатные игры типа «Найди такую же картинку» и т. п.

  • Формирование операций анализа и синтеза в различных по трудности условиях идентификации и моделирования делать простейшие обобщения (игры в лото, домино, «Парные картинки», «Почтовый ящик», «Найди лишнее»; группировка по темам, например, «Игрушки», «Посуда», «Одежда» и т. п.).
  • Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, комбинаторных способностей, способности соотнесения части и целого и их пространственной организации на предметном уровне.
  • Развитие умения оперировать предметами и образами:

  11.1 доски Сегена с пятью-шестью вкладышами, «Заборчик»;

  11.2. складывание фигурок или картинок из двух, трех, четырех частей, разрезанных по вертикали и горизонтали; дополнение до целого;

  11.3. конструктивные игры и т. п.

  • Формирование операций сравнения, обобщения, классификации. Развитие способностей мысленного сопоставления объектов, установления сходства или различия предметов по каким-либо признакам, объединение предметов и явлений действительности в группу по общему признаку, распределение предметов по группам.
  • Обучение пониманию содержания и смысла сюжетных картинок.

5 направление работы:

Развитие слухового внимания. Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур

  • Учить узнавать неречевые звуки в играх «Угадай что звучит?».
  • Учить узнавать звуки музыкальных инструментов в играх «Угадай что звучит?».
  • Воспитание чувства ритма. Обучение ритмическим движениям в соответствии с характером звучания музыки. Прохлопывание простого ритма по подражанию.
  • Развитие слухового внимания и слуховой памяти на материале из трех ритмических сигналов. Отстукивание ритма детских песен.
  • Развитие чувства ритма в ритмических («Смотри и делай вместе со мной», «Слушай и делай вместе со мной», «Посмотри и сделай, как я», «Послушай и сделай, как я») и музыкально-ритмических играх («Мишки бегают», «Кормим петушка», «Птичка летает», «Мишки ходят» и др.).

6 направление работы:

Развитие импрессивной речи

  • Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредоточиваться на восприятии речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции.
  • Совершенствование понимания речи на основе восприятия целостных словосочетаний, подкрепленных действием («Покажи куклу», «Покажи мячик», «Покажи мишку»; «Покажи куклу» — «Принеси куклу»).
  • Понимание двухступенчатых инструкций («Подойди к шкафу и возьми мишку», «Возьми ложку и покорми куклу», «Возьми кубики и построй дом»).
  • Обучение пониманию вопросов: Что? Кто? Где? («Покажи, что лежит на столе», «Покажи, кто спит», «Покажи, где лежат игрушки», «Покажи, что гудит, а что звенит», «Покажи, кто спит, а кто сидит», «Покажи, где кошка лежит, а где умывается»).
  • Соотнесение слов один — много с соответствующим количеством предметов и слов большой — маленький с величиной предметов.
  • Развитие звукоподражаний. Вызывание речевого подражания, потребности подражать слову взрослого.

6.1. В играх с пальчиками озвучивать ребенку звуки: кап-кап-дождик, буль-буль-лужа, би-би-дрен-дрен-машина, ту-ча, коль-коль-ежик и т.д.

6.2. Подготовка артикуляторного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию («Крокодил» — широко открыть рот, «Веселый Петрушка» — растянуть губы в улыбку, «Поцелуй Петрушку» — вытянуть губы трубочкой, «Дразнилка» — высунуть язык вперед).

6.3. Формирование движений мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек).

6.4. Вызывание речевого подражания на материале гласных звуков и их сочетаний («Катя поет: а-а-а»; «Вьюга гудит: у-у-у»; «Петрушка удивляется: о-о-о»; «Мышка пищит: и-и-и»; «В лесу кричат: ау»; «Малыш плачет: уа»; «Ослик кричит: иа» и т. п.).

6.5. Вызывание звукоподражаний на материале открытых слогов: корова— «му»; мышка — «пи»; пальчик — «бо-бо»; машина — «би-би»; гусь —«га-га-га»; курица — «ко-ко-ко»; на материале закрытых слогов: мячик —«бух»; собака — «ав-ав»; гномик — «ням-ням»; чайник — «пых-пых»; на материале слогов со стечением согласных: лягушка — «ква», «ква-ква»; уточка — «кря», «кря-кря»; поросенок — «хрю», «хрю-хрю» и т. п. Удавшиеся звуковые комплексы повторяются в игровой форме несколько раз (до пяти повторений).

6.6. Формирование способности называть предмет или действие словом, а не звукоподражанием. Формирование умения называть имена детей (Тата, Вова, Аня, Ляля, Катя, Нина), членов семьи (мама, папа, баба, деда, тетя, дядя), выражать просьбы (на, дай), произносить указательные слова (это, тут, там), называть действия, обозначаемые глаголами повелительного наклонения 2-го лица единственного числа (возьми, иди, пей, спи, сиди, положи).

  • Обучение фразовой речи путем договаривания начатых логопедом фраз, формулирования фразы-просьбы («Мама, дай», «Дай кису», «Папа, иди»), предложения к сотрудничеству («Давай играть») или выражения желания («Хочу пить»).
  • Формирование умения составлять двухсловные предложения, включающие усвоенные существительные в именительном падеже, вопросительные и указательные слова (вопросительное слово + именительный падеж существительного — «Где баба?»; указательное слово + именительный падеж существительного — «Вот Тата», «Это мама»).
  • Уточнение значений слов. Закрепление обобщающих понятий («Покажи то, с чем ты будешь играть», «Покажи то, чем ты будешь есть», «Покажи то, что ты наденешь на прогулку»).
  • Формирование антонимических отношений в процессе различения противоположных по значению глаголов (налей — вылей, застегни — расстегни, надень — сними, завязывает — развязывает, закрывает -открывает, залезает — слезает), прилагательных (большой — маленький, высокий — низкий, длинный — короткий), наречий (впереди — сзади, внизу— вверху, высоко — низко, далеко — близко, много — мало).
  • Обучение пониманию косвенных вопросов с использованием вопросительных слов: кому, у кого, чем, куда («Покажи, кому мама дает молоко», «Покажи, у кого кукла», «Покажи, чем рисует девочка», «Покажи, куда спрятался котенок»).
  • Дифференциация в импрессивной речи форм существительных единственного и множественного числа мужского и женского рода с окончанием -ы(-и), (-а)в именительном падеже («Покажи, где стол, где столы», «Покажи, где мяч, где мячи», «Покажи, где шар, где шары», «Покажи, где кубик, где кубики», «Покажи, где кукла, где куклы», «Покажи, где чашка, где чашки», «Покажи, где рыба, где рыбы», «Покажи, где дом, где дома», «Покажи, где глаз, где глаза»).
  • Дифференциация в импрессивной речи глаголов в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени («Покажи, где мальчик спит, где мальчики спят», «Покажи, где девочка поет, где девочки поют», «Покажи, где собака сидит, где собаки сидят», «Покажи, где малыш рисует, где малыши рисуют»).
  • Развитие понимания предложных конструкций с предлогами в, из, на.
  • Формирование понимания предложных конструкций с предлогами под, за, у, с, около, от, из-под, из-за (при демонстрации действий).
  • Обучение пониманию значения продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных -ик, -ок, -чик, -к-, -очк-, ечк- («Покажи, где мяч, где мячик», «Покажи, где гриб, где грибок», «Покажи, где ягода, где ягодка», «Покажи, где ложка, где ложечка», «Покажи, где коза, где козочка»).
  Наверх