Коваленко Лариса Ивановна,
педагог дополнительного образования,
МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы г. Норильска»,
Красноярский край, г. Норильск
Мастер-класс по актерскому мастерству
«Театральная гостиная»
(для учащихся и родителей)
Умение быть разным!
«Весь мир театр, а люди в нем актеры!»
Вильям Шекспир.
Цель: создание условий для совместного творческого досуга родителей с детьми; - формирование и раскрытие творческой индивидуальности.
Задачи:
-Работа над дикцией и чистотой произношения.
-Развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии.
-Развитие импровизационных способностей.
-Развитие навыков сценического общения: работа с воображаемым и реальным предметом.
Реквизит:
-элементы театральных костюмов (парики, короны, плащи, шапки скоморохов и т.п.);
-карточки, ручки или карандаши, планшеты (на задание).
План проведения:
Вступительное слово.
Актерский тренинг. Упражнение «Творческий полукруг», «Йоги».
Практикум «Выразительность мимики и жестов».
Упражнение-игра «Оригинальное знакомство».
Практикум "Развитие общих речевых умений, диапазона голоса и интонаций"
Упражнение «Преврати каплю в океан».
Упражнение «Интонация».
Конкурс на лучшего скороговорщика.
«Связный рассказ» (реквизит: карточки, ручки или карандаши, планшеты).
Театр-экспромт.
Упражнение-игра «Фотограф».
Подведение итогов занятия.
Ход проведения:
Добрый день! На базе гимназии работает творческое объединение «Калейдоскоп», руководителем которого являюсь я, Коваленко Лариса Ивановна. В нашем коллективе происходит воспитание творчески активной личности, раскрываются новые способности и таланты детей средствами театрального искусства. Ребята выступают на различных мероприятиях, мы готовим и показываем театральные постановки - спектакли. В школьном театре ребята приобретают свободу в общении, развивают воображение, фантазию, память, внимание. Актерское мастерство помогает не только научиться управлять своим телом и внутренней энергией творца, но и раскрепоститься, стать увереннее в себе – эти умения пригодятся не только на сцене, но и в повседневной жизни, в любой профессии.
Сегодня, в нашей «Театральной гостиной» я предлагаю вам всем поучаствовать в некоторых из упражнений по актерскому мастерству, которые апробированы мной на практике, надеюсь, они будут вам интересны.
«Творческий полукруг». Предлагаю всем сесть в творческий полукруг. Это тесное взаимодействие актёров – мы видим друг друга. Для того, чтобы войти в роль, все посторонние мысли нужно оставить за кадром. Поможет нам в этом тренинг.
Упражнение «Йоги». Именно йога обеспечивает идеальное равновесие тела и духа, способствует правильной циркуляции энергии, «ставит» дыхание. (Разумеется, от подобной разминки вы получите еще и оздоровительный эффект, который можете считать «бонусом» тренинга). Приготовимся к творческому процессу. Сядем правильно, 6 раз - медленно вдох – нос, выдох - рот, как йоги. Сняли зажимы и подготовились к творческому процессу, забыв все отвлекающие моменты и опасения, все проблемы, все то, что может помешать активному участию в нашем занятии! Спасибо!
Практикум "Выразительность мимики и жестов"
«Оригинальное знакомство».
Ну, а сейчас предлагаю всем познакомиться. И знакомство наше будет оригинальным!
Возможно, многие из вас представляли себя в роли какого-нибудь сказочного героя или знаменитого актера, мечтали стать кем-то, и сейчас есть возможность этой мечте осуществиться. Пожалуйста, каждый, придумайте себе иностранное имя или любой псевдоним и, встав, представьтесь. Например «Я – Фея». Кроме того, придумайте жест, сопровождающий ваши слова и подходящий вашему «образу». Например, вы представились и взмахнули воображаемой волшебной палочкой. Как только представился первый человек, второй должен повторить имя и жест первого, а затем представиться самому. Третий повторяет имя и жест первого, имя и жест второго, а затем сам представляется, сделав какой-нибудь жест. Когда кто-то ошибется, он начинает с предыдущего игрока, называет его имя и изображает жест. Итак, представьтесь и делайте жест.
Практикум "Развитие общих речевых умений, диапазона голоса и интонаций"
Одна из наиболее общих ошибок у непрофессиональных актеров (впрочем, как и у профессионалов) это неумение громко воспроизводить слова. Не всегда можно рассчитывать и на микрофоны, если используете их при выступлении на сцене, так как любой микрофон может перестать работать по многим причинам, такое не раз бывало в нашей практике. И здесь нам помогут игры и упражнения на расширение звукового диапазона.
Упражнение «Превратим каплю в океан». Предлагаю вам превратить каплю в океан. Самая маленькая по размерам у нас капля. Что больше капли? (лужа), Что больше лужи по размерам? (озеро) Дальше - река, потом море, потом океан. Итак, у нас получилось: капля – лужа – озеро – река – море - океан. А теперь предлагаю вам превратить каплю в океан не только при помощи слов, но и при помощи силы голоса. Каждое последующее слово нужно произносить, повышая тон голоса, как бы взбираясь вверх по голосовой лесенке: каплю произносим шепотом, а океан у нас должен в конце громко зазвучать! Давайте попробуем все вместе! Проводится упражнение. Молодцы, вы прекрасно справились с заданием, можете тренироваться так и дома, только желательно до 22 часов!
К.С. Станиславский говорил: «Мы должны следить за тем, чтоб всегда, постоянно говорить на сцене и в жизни правильно и красиво…»
Очень хорошее упражнение – работа над скороговорками. Произнесение скороговорок – это замечательная гимнастика для языка.
Конкурс на лучшего скороговорщика.
Каждый из вас знает скороговорки. И сейчас я приглашаю желающих поучаствовать в конкурсе скороговорщиков! Кто больше их скажет, правильно и четко произнесет, тот и победил, все очень просто! Кто произнесет скороговорку нечетко или больше не помнит, присаживается на свое место, а мы продолжаем дальше!
Спасибо всем за участие и аплодисменты победителю!
Упражнения для развития интонационной выразительности голоса.
Упражнение «Интонация».
Когда мы разговариваем, мы, конечно же, обращаем внимание на смысл и содержание сообщений. Но при этом не менее, а то и более важна интонация, с которой мы произносим ту или иную фразу. Любое предложение можно произнести с огромным количеством оттенков, и каждый раз из-за интонации предложение будет иметь новое значение. Известный педагог А.С. Макаренко свидетельствовал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить фразу «Иди сюда!» с 18 различными интонациями. Я предлагаю вам поочередно произнести простую фразу «Ну, вот и все!» с различными оттенками: восклицательным, вопросительным, удивленным, ошеломленным, ироническим, сатирическим, безразличным, саркастическим, насмешливым, презирающим, снисходительным, испуганным, уставшим, печальным, кровожадным и т.д. Сидя, по очереди 1 раз произносите эту фразу с различной интонацией, постарайтесь, чтобы интонация не повторялась.
Предлагаю вам и дома, на досуге, поиграть и потренироваться говорить эту или любую другую фразу с разной интонацией самому.
Упражнение на развитие коммуникативных навыков «Связный рассказ».
Работаем в парах: родитель-ребенок. НУЖНЫ РУЧКИ ИЛИ КАРАНДАШИ, КАРТОЧКИ, ПЛАНШЕТЫ,
Предлагается соединить в связный маленький рассказ два предложения. На выполнение задания отводится всего 3 мин. Задание по вариантам.
“Далеко на острове произошло извержение вулкана…”; “…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной”.
“По улице проехал грузовик…”; “…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода”.
“Мама купила в магазине рыбу…”; “… поэтому вечером пришлось зажигать свечи”.
“Скоро наступит весна…”; “…поэтому в магазине я купила интересные книги”.
При проверке выполненного задания, читают по вариантам. Проголосовать по каждому варианту, чей рассказ понравился больше. Аплодисменты всем.
Театр-это коллективная игра, где у каждого своя роль, своя задача, и от того, как он ее выполняет, зависит успех общего дела. «Театр-это игра чувств, ума и вдохновения».
И сейчас у желающих есть возможность почувствовать себя в роли актера, сыграв в театре-экспромте. Театр-экспромт, это когда актеры получают свои роли и играют в небольшом спектакле без подготовки, выполняя на сцене действия по ходу чтения ведущим текста.
Но прежде запомните, пожалуйста, Театральные правила:
– тишина за кулисами
– нельзя поворачиваться спиной к зрителям
– в роли находиться до конца представления
– уметь слушать своих партнёров.
Ну и самое большое удовольствие – постановка спектакля. Самое сложное – распределение ролей! ( Распределить роли, остальные-зрители.)
Сказка – экспромт «Главное – это от коллектива не отрываться!»
Герои заранее получают напечатанные слова – реплики. Текст выразительно читает Ведущий. Герои не только произносят слова, но и в меру актерских способностей передают действия.
Действующие лица: 10 чел.
Крокодил: «Да иду я, иду!»;
Мартышки (четыре человека): «Отрастил пузо!»;
Колибри: «Чирик-чирик, чем заняться?!»;
Слон «Извините, я никого не задел?!»;
Черепаха: «Организуем праздник?!»;
Зеркальце: «Ты прекрасна, спору нет!»
Лев: «Лови момент!»
Текст
Однажды Крокодилу приснился удивительный сон. Идет он, Крокодил, по африканскому берегу реки. Идет спокойно никому не мешает, немного медитирует, немного философствует. Вдруг мимо него с гамом несутся четыре шустрые Мартышки. У Мартышек настроение отменное, сами наряжены, припомажены. Мартышки прыгают, ловят друг у дружки хвосты, гримасничают. Крокодил только пасть открыл, ну, типа, наказать эту бесцеремонность, а Мартышки уже ускакали. В это время подлетела маленькая Колибри, бешено работая своими крылышками. Колибри присела на Крокодила, стала чистить перышки, хвостик, а потом клюнула Крокодила прямо в лоб. Затем Колибри вспорхнула, сделала еще кружок вокруг Крокодила и улетела. Не успел Крокодил прийти в чувства, отдышаться, как увидел Слона. Слон издавал трубные звуки, шевелил ушами. На Крокодила не обращал никакого внимания, думал о своём, о слоновьем. Громко топая, Слон удалился. Крокодил присел и стал, словно веером, махать своими маленькими лапками. Мимо проползала большая Черепаха. Черепаха делала вид, что она первая красавица Африки. Бесконечно смотрела в Зеркальце, чистила свой панцирь. После этого Черепаха посмотрела на часы, схватилась за голову, взяла ноги в руки и поползла, в десятки раз превышая среднестатистическую скорость черепах. Мимо прошел африканский Лев, шевеля красивой гривой. Сначала Лев оскалился на Крокодила, затем присел и стал, как кошка, лапой мыть морду и мурлыкать. Настроение Льва было весьма веселое, пару раз он выразительно мяукнул. А затем и говорит выразительно Крокодилу устами ведущего: «Чего сидишь, зеленый да зубастый? Все уже давно на выборы торопятся, а ты сидишь зубами щелкаешь! Нечего от коллектива африканского отрываться!» И вот уже Лев, Черепаха, Крокодил, Мартышки, Слон, Колибри дружной ватагой пришли на выборы. Ведь главное – это от коллектива не отрываться! А может быть это второстепенное, а главное - сделать осознанный выбор?
Упражнение-игра «Фотограф».
Ну, а сейчас предлагаю всем не отрываться от коллектива и сделать фотографии на память! (Если людей много, то разделить группу на две подгруппы). Цель этой игры: развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий. Но сначала давайте выберем «фотографа». Для наиболее красочной и интересной фотографии предлагаю всем желающим воспользоваться элементами театрального костюма, которые имеются в наличии. Сейчас я предлагаю расположить группу в определенном порядке и зрительно сфотографировать, запоминая расположение группы и участников группы. Затем вы отвернетесь, а фотографируемые поменяют расположение и позы, возможно, поменяются и элементами театральных костюмов, по желанию. Итак, приступаем. Кстати, фотографии все - таки будут, я сфотографирую и в электронном варианте передам классным руководителям! Фотографий у нас будет две и соответственно, 2 фотографа (ребенок и родитель). Посмотрим, кто справится лучше с заданием! (Подвести итог.)
Сегодня вы попробовали себя в роли актёров. Надеюсь, вам было интересно. Спасибо что пришли, за активность на занятии. Всего вам доброго! И не забудьте проголосовать на выборах губернатора Красноярского края!
Литература: Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии / С.Ю. Кидин. – Волгоград: Учитель, 2009. – 153 с. и др.