E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Коваленко Лариса Ивановна. педагог дополнительного образования

Коваленко Лариса Ивановна,

педагог дополнительного образования,

МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы г. Норильска»,

 Красноярский край, г. Норильск

Мастер-класс по актерскому мастерству

«Театральная гостиная»

(для учащихся и родителей)

Коваленко Лариса Ивановна. педагог дополнительного образования

Умение быть разным!

 «Весь мир театр, а люди в нем актеры!»

Вильям Шекспир.

 Цель: создание условий для совместного творческого досуга родителей с детьми;    - формирование и раскрытие творческой индивидуальности.

Задачи:

-Работа над дикцией и чистотой произношения.

-Развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии.

-Развитие импровизационных способностей.

-Развитие навыков сценического общения: работа с воображаемым и реальным предметом.

Реквизит:

-элементы театральных костюмов (парики, короны, плащи, шапки скоморохов и т.п.);

-карточки, ручки или карандаши, планшеты (на задание).

План проведения:

Вступительное слово.

Актерский тренинг. Упражнение  «Творческий полукруг», «Йоги».

Практикум «Выразительность мимики и жестов».

Упражнение-игра «Оригинальное знакомство».

Практикум  "Развитие общих речевых умений, диапазона голоса и интонаций"

Упражнение «Преврати каплю в океан».

Упражнение «Интонация».

Конкурс на лучшего скороговорщика.

«Связный рассказ» (реквизит: карточки, ручки или карандаши, планшеты).

Театр-экспромт.

Упражнение-игра «Фотограф».

Подведение итогов занятия.

Коваленко Лариса Ивановна. педагог дополнительного образования

Ход проведения:

Добрый день! На базе гимназии работает творческое объединение «Калейдоскоп», руководителем которого являюсь я, Коваленко Лариса Ивановна. В нашем коллективе происходит воспитание творчески активной личности, раскрываются новые способности и таланты детей средствами театрального искусства. Ребята выступают на различных мероприятиях, мы готовим и показываем театральные постановки - спектакли. В школьном театре ребята приобретают свободу в общении, развивают воображение, фантазию, память, внимание. Актерское мастерство помогает не только научиться управлять своим телом и внутренней энергией творца, но и раскрепоститься, стать увереннее в себе – эти умения пригодятся не только на сцене, но и в повседневной жизни, в любой профессии.

Сегодня, в нашей «Театральной гостиной» я предлагаю вам всем поучаствовать в некоторых из упражнений по актерскому мастерству, которые апробированы мной на практике, надеюсь, они будут вам интересны. 

«Творческий полукруг». Предлагаю всем сесть в творческий полукруг. Это тесное взаимодействие актёров – мы видим друг друга.  Для того, чтобы войти в роль, все посторонние мысли нужно оставить за кадром. Поможет нам в этом тренинг.

  Упражнение «Йоги». Именно йога обеспечивает идеальное равновесие тела и духа, способствует правильной циркуляции энергии, «ставит» дыхание. (Разумеется, от подобной разминки вы получите еще и оздоровительный эффект, который можете считать «бонусом» тренинга). Приготовимся к творческому процессу. Сядем правильно, 6 раз - медленно вдох – нос, выдох - рот, как йоги. Сняли зажимы и подготовились к творческому процессу, забыв все отвлекающие моменты и опасения, все проблемы, все то, что может помешать активному участию в нашем занятии! Спасибо!

       Практикум "Выразительность мимики и жестов"

«Оригинальное знакомство».

Ну, а сейчас предлагаю всем познакомиться. И знакомство наше будет оригинальным!

Возможно, многие из вас представляли себя в роли какого-нибудь сказочного героя или знаменитого актера, мечтали стать кем-то, и сейчас есть возможность этой мечте осуществиться. Пожалуйста, каждый, придумайте себе иностранное имя или любой псевдоним и, встав, представьтесь. Например «Я – Фея». Кроме того, придумайте жест, сопровождающий ваши слова и подходящий вашему «образу». Например, вы представились и взмахнули воображаемой волшебной палочкой. Как только представился первый человек, второй должен повторить имя и жест первого, а затем представиться самому. Третий повторяет имя и жест первого, имя и жест второго, а затем сам представляется, сделав какой-нибудь жест. Когда кто-то ошибется, он начинает с предыдущего игрока, называет его имя и изображает жест. Итак, представьтесь и делайте жест.

Практикум  "Развитие общих речевых умений, диапазона голоса и интонаций"

Одна из наиболее общих ошибок у непрофессиональных актеров (впрочем, как и у профессионалов) это неумение громко воспроизводить слова. Не всегда можно рассчитывать и на микрофоны, если используете их при выступлении на сцене, так как любой микрофон может перестать работать по многим причинам, такое не раз бывало в нашей практике. И здесь нам помогут игры и упражнения на расширение звукового диапазона.

Упражнение «Превратим каплю в океан». Предлагаю вам превратить каплю в океан. Самая маленькая по размерам у нас капля. Что больше капли? (лужа), Что больше лужи по размерам? (озеро) Дальше - река, потом море, потом океан. Итак, у нас получилось: капля – лужа – озеро – река – море - океан. А теперь предлагаю вам превратить каплю в океан не только при помощи слов, но и при помощи силы голоса. Каждое последующее слово нужно произносить, повышая тон голоса, как бы взбираясь вверх по голосовой лесенке: каплю произносим шепотом, а океан у нас должен в конце громко зазвучать!  Давайте попробуем все вместе! Проводится упражнение. Молодцы, вы прекрасно справились с заданием, можете тренироваться так и дома, только желательно до 22 часов!

К.С. Станиславский говорил: «Мы должны следить за тем, чтоб всегда, постоянно говорить на сцене и в жизни правильно и красиво…»

Очень хорошее упражнение – работа над скороговорками. Произнесение скороговорок – это замечательная гимнастика для языка.

Конкурс на лучшего скороговорщика.

     Каждый из вас знает скороговорки. И сейчас я приглашаю желающих поучаствовать в конкурсе скороговорщиков! Кто больше их скажет, правильно и четко произнесет, тот и победил, все очень просто! Кто произнесет скороговорку нечетко или больше не помнит, присаживается на свое место, а мы продолжаем дальше!

Спасибо всем за участие и аплодисменты победителю!

 Упражнения для развития интонационной выразительности голоса.

Упражнение «Интонация».

       Когда мы разговариваем, мы, конечно же, обращаем внимание на смысл и содержание сообщений. Но при этом не менее, а то и более важна интонация, с которой мы произносим ту или иную фразу. Любое предложение можно произнести с огромным количеством оттенков, и каждый раз из-за интонации предложение будет иметь новое значение. Известный педагог А.С. Макаренко свидетельствовал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить фразу «Иди сюда!» с 18 различными интонациями. Я предлагаю вам поочередно произнести простую фразу «Ну, вот и все!» с различными оттенками: восклицательным, вопросительным, удивленным, ошеломленным, ироническим, сатирическим, безразличным, саркастическим, насмешливым, презирающим, снисходительным, испуганным, уставшим, печальным, кровожадным и т.д. Сидя, по очереди 1 раз произносите эту фразу с различной интонацией, постарайтесь, чтобы интонация не повторялась.

   Предлагаю вам и дома, на досуге, поиграть и  потренироваться говорить эту или любую другую фразу с разной интонацией самому.

Упражнение на развитие коммуникативных навыков «Связный рассказ».  

Работаем в парах: родитель-ребенок. НУЖНЫ РУЧКИ ИЛИ КАРАНДАШИ, КАРТОЧКИ, ПЛАНШЕТЫ,

Предлагается соединить в связный маленький рассказ два предложения. На выполнение задания отводится всего 3 мин. Задание по вариантам.

“Далеко на острове произошло извержение вулкана…”; “…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной”.
“По улице проехал грузовик…”; “…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода”.
“Мама купила в магазине рыбу…”; “… поэтому вечером пришлось зажигать свечи”.
“Скоро наступит весна…”; “…поэтому в магазине я купила интересные книги”.

При проверке выполненного задания, читают по вариантам. Проголосовать по каждому варианту, чей рассказ понравился больше. Аплодисменты всем.

Театр-это коллективная игра, где у каждого своя роль, своя задача, и от того, как он ее выполняет, зависит успех общего дела. «Театр-это игра чувств, ума и вдохновения».

И сейчас у желающих есть возможность почувствовать себя в роли актера, сыграв  в театре-экспромте. Театр-экспромт, это когда актеры получают свои роли и играют в небольшом спектакле без подготовки, выполняя на сцене действия по ходу чтения ведущим текста.

Но прежде запомните, пожалуйста, Театральные правила:

– тишина за кулисами

– нельзя поворачиваться спиной к зрителям

– в роли находиться до конца представления

– уметь слушать своих партнёров.

Ну и самое большое удовольствие – постановка спектакля. Самое сложное – распределение ролей! ( Распределить роли, остальные-зрители.)

Сказка – экспромт «Главное – это от коллектива не отрываться!»

Герои заранее получают напечатанные слова – реплики. Текст выразительно читает Ведущий. Герои не только произносят слова, но и в меру актерских способностей передают действия.

Действующие лица:  10 чел.

Крокодил: «Да иду я, иду!»;

Мартышки (четыре человека): «Отрастил пузо!»;

Колибри: «Чирик-чирик, чем заняться?!»;

Слон «Извините, я никого не задел?!»;

Черепаха: «Организуем праздник?!»;

Зеркальце: «Ты прекрасна, спору нет!»

 Лев: «Лови момент!»

Текст

Однажды Крокодилу приснился удивительный сон. Идет он, Крокодил, по африканскому берегу реки. Идет спокойно никому не мешает, немного медитирует, немного философствует. Вдруг мимо него с гамом несутся четыре шустрые Мартышки. У Мартышек настроение отменное, сами наряжены, припомажены. Мартышки прыгают, ловят друг у дружки хвосты, гримасничают. Крокодил только пасть открыл, ну, типа, наказать эту бесцеремонность, а Мартышки уже ускакали. В это время подлетела маленькая Колибри, бешено работая своими крылышками. Колибри присела на Крокодила, стала чистить перышки, хвостик, а потом клюнула Крокодила прямо в лоб. Затем Колибри вспорхнула, сделала еще кружок вокруг Крокодила и улетела. Не успел Крокодил прийти в чувства, отдышаться, как увидел Слона. Слон издавал трубные звуки, шевелил ушами. На Крокодила не обращал никакого внимания, думал о своём, о слоновьем. Громко топая, Слон удалился. Крокодил присел и стал, словно веером, махать своими маленькими лапками. Мимо проползала большая Черепаха. Черепаха делала вид, что она первая красавица Африки. Бесконечно смотрела в Зеркальце, чистила свой панцирь. После этого Черепаха посмотрела на часы, схватилась за голову, взяла ноги в руки и поползла, в десятки раз превышая среднестатистическую скорость черепах. Мимо прошел африканский Лев, шевеля красивой гривой. Сначала Лев оскалился на Крокодила, затем присел и стал, как кошка, лапой мыть морду и мурлыкать. Настроение Льва было весьма веселое, пару раз он выразительно мяукнул. А затем и говорит выразительно Крокодилу устами ведущего: «Чего сидишь, зеленый да зубастый? Все уже давно на выборы торопятся, а ты сидишь зубами щелкаешь! Нечего от коллектива африканского отрываться!» И вот уже Лев, Черепаха, Крокодил, Мартышки, Слон, Колибри дружной ватагой пришли на выборы. Ведь главное – это от коллектива не отрываться! А может быть это второстепенное, а главное - сделать осознанный выбор?

Упражнение-игра «Фотограф».

Ну, а сейчас предлагаю всем не отрываться от коллектива и сделать фотографии на память! (Если людей много, то разделить группу на две подгруппы). Цель этой игры: развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий. Но сначала давайте выберем «фотографа». Для наиболее красочной и интересной фотографии предлагаю всем желающим воспользоваться элементами театрального костюма, которые имеются в наличии. Сейчас я предлагаю расположить группу в определенном порядке и зрительно сфотографировать, запоминая расположение группы и участников группы. Затем вы отвернетесь, а  фотографируемые поменяют расположение и позы, возможно, поменяются и элементами театральных костюмов, по желанию. Итак, приступаем. Кстати, фотографии все - таки будут, я сфотографирую и в электронном варианте передам классным руководителям! Фотографий у нас будет две и соответственно, 2 фотографа (ребенок и родитель). Посмотрим, кто справится лучше с заданием! (Подвести итог.)

    Сегодня вы попробовали себя в роли актёров. Надеюсь, вам было интересно. Спасибо что пришли, за активность на занятии. Всего вам доброго! И не забудьте проголосовать на выборах губернатора Красноярского края!

 Литература:  Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии / С.Ю. Кидин. – Волгоград: Учитель, 2009. – 153 с. и др.

 

  Наверх