Малышева Людмила Николаевна,
педагог дополнительного образования,
МАУДО ДДТ МГО,
п. Малышева
Программа
«Умелая иголочка»
(для детей 5-7 лет) Введение
Игрушки появились рядом с человеком очень давно. В древности их делали из того материала, который был под рукой – из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивней мамонта. Иногда игрушкам приписывалась магическая сила. Это были звучащие игрушки – свистульки, трещотки, погремушки – своим звуком они «отгоняли» злых духов.
Шло время. Совершенствовались приемы изготовления игрушек из различных материалов. Часто народное творчество обращалось к таким материалам, как солома, лен, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами, шились из ткани.
Игрушки из дерева, глины, кости, камня постепенно утратили свое первоначальное значение – с ними не играют дети. Это – игрушки-сувениры. Мягкие же игрушки используются в игре детьми с древних времен и по настоящее время.
Искусство изготовления игрушек – один из видов декоративно-прикладного творчества, которое является частью искусства народа и представляет значительную ценность для нравственного воспитания детей.
Игрушка – это средство познания и вживания в мир. Для детского восприятия важно все: форма, цвет, соразмерность, материал, крепость и функциональность.
Всем известно, как дети любят мягкие игрушки: меховые, плюшевые, из цветных лоскутков, из сукна. Они теплые, мягкие. Ни с чем нельзя сравнить игрушку, сшитую своими руками: в нее вложена частица души ребенка. Немного неуклюжая, косоватая игрушка, сшитая своими руками, очень дорога ребенку и любима им. Опыт показывает, что изготовление игрушек увлекает не только девочек, но и мальчиков.
Пояснительная записка.
Актуальность. В детях заложена уникальная способность к деятельности. Основное свойство детского организма неутомимая жажда познания. Ребёнок эмоционален, он постоянно ищет, пробует, исследует, и эта деятельность для него – творческая; путём проб и ошибок он достигает результата. А взрослый помогает ему двигаться в правильном направлении, т.е. развиваться. Поэтому очень важно помочь ребенку в его развитии. В старшем дошкольном возрасте детям становится доступным ручной труд. Его содержание очень разнообразно: это и изготовление игрушек-самоделок из ткани, вышивка, вязание. Любой из видов ручного труда содержит в себе одинаковые возможности для формирования у детей нравственно-волевых качеств, приложения, стремление к качественному выполнению задуманного.
Работа с иглой способствует развитию моторики-согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Все это важно для подготовки руки ребенка к письму, к учебной деятельности в школе.
Занятия в кружке позволяют:
- развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук;
- развивать самоутверждение, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества;
- развивать личностные качества: усидчивость, терпение, старательность, аккуратность, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.
У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.
Цель кружка:
Создание условий для формирования у ребенка трудовых и нравственных качеств, необходимых для обучения в школе, ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда – работы с тканью.
Задачи кружка.
- Формирование элементарных представлений и умений работы с иглой, тканью, ножницами.
- Воспитание аккуратности, внимательности, усидчивости, привычки к трудовому усилию. Адаптация в детском коллективе.
- Развитие познавательного интереса к рукоделию.
- Развитие мелкой моторики рук.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.
Работа кружка «Умелая иголочка» рассчитана на 1 год обучения.
Занятия строятся с учетом дидактических принципов – от неизвестного к известному, от простого к сложному; с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, применением наглядности и на основе знаний полученных ранее. Форма проведения занятий разнообразна: рассказ, беседа с детьми, рассказы детей, показ способа действия, непосредственное изготовление изделий.
Особое внимание уделяется организации рабочего места. Оно должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться так, чтобы их было удобно брать, не затрачивая время на поиск. Стол должен быть хорошо освещен, свет падать с левой стороны. Важно напомнить детям о правильном положении корпуса, не разрешать сутулиться, низко наклонять головы. Расстояние между глазами ребенка и работой должно быть 25–30 см.
Учащиеся должны строго соблюдать требования техники безопасности и выполнять правила работы с острыми, колющими и режущими предметами.
Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю по 1 часу
Программа построена таким образом, чтобы ребенок мог с первых занятий увидеть конкретный результат своего труда. Программа, учитывая возраст детей, содержит минимум теории, во время объяснения нового материала используются игровые формы. Занятия сопровождаются чтением сказок, загадками.
Практические занятия проводятся в форме индивидуальной работы, учитывая личностные особенности детей. Основным способом передачи знаний и навыков является демонстрация способа работы с материалом. Все сопровождается яркой наглядностью, готовыми образцами.
В процессе занятий у детей дошкольного возраста формируется устойчивая привычка к трудовому усилию. Здесь необходимо помочь ребенку в тот момент, когда он сталкивается с первой трудностью. Необходимо контролировать самостоятельные действия ребенка, добиваясь устойчивого закрепления полученных навыков. В качестве работ подбираются простые в изготовлении образцы. Чтобы дети испытывали радость от своего труда и осознали его нужность, необходимо чтобы ребенок решил, кому он подарит выполненную работу. Изготовление сувениров приурочивается к определенной дате, празднику. Во время занятий проводятся физкультминутки.
Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов.
Во время занятий применяется тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных образцов изделий. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого.
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как
-оценка законченной работы;
- участие в выставках, конкурсах и т.д.
Ожидаемый результат.
Знать:
1.Названия инструментов.
2.Названия швов.
3.Знать правила техники безопасности.
4.Новые слова, термины.
5. Последовательность изготовления мягкой игрушки.
Уметь:
1.Уметь организовать рабочее место.
2.Правильно выбрать инструмент и правильно с ним обращаться.
3.Уметь работать с шаблонами.
4.Уметь правильно выполнять шов «вперед иголку», «через край», «петельный».
5. Уметь шить игрушки по образцу.
Методическое обеспечение программы.
Для эффективной деятельности по программе необходимы следующие материалы и инструменты:
- хлопчатобумажные, меховые, шерстяные, плюшевые, кожаные лоскуты;
- нитки для шитья, шерстяные, «мулине»;
- иглы разной величины;
- ножницы,
- картон, калька, копировальная бумага;
- линейка, карандаш, фломастеры, клей;
- вата, синтепон, проволока;
- бисер, пуговицы, тесьма, кружева.
Наглядные пособия: образцы готовых изделий, выкройки игрушек, образцы видов тканей, детские книги, иллюстрации, таблицы по изготовлению игрушек.
Литература
1. А.Н Малышева Работа с тканью (старшая и подготовительная группы). Ярославль 2001
2.М.И. Нагибина Чудеса из ткани своими руками. Ярославль 1997
3. И. Агапова, М. Давыдова 117 лучших мягких игрушек Москва 2007
4. З Неботова Мягкая игрушка Санкт- Петербург 2003
Учебно-тематический план
№ п/п
|
Тема занятия |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1. |
Вводное занятие |
1 |
0.20
|
0.40 |
2. |
Важные секреты страны рукоделия |
1 |
0.20 |
0.40 |
3. |
Аппликация из ткани |
3 |
0.30 |
2.30 |
4. |
Домик для иголочки |
1 |
0.20 |
0.40 |
5. |
Шажок-стежок |
2 |
0.30 |
1.30 |
6. |
Волшебный мешочек |
2 |
0.30 |
1.30 |
7. |
Игрушки на основе шарика |
8 |
1 |
7 |
8. |
Плоские игрушки (состоящие из2деталей) |
10 |
1.30 |
8.30 |
9. |
В гостях у сказки - пальчиковый театр |
8 |
1 |
7 |
10. |
Веселые картинки (вышивка) |
6 |
1 |
5 |
11. |
Салфетка |
3 |
0.40 |
2.20 |
12. |
Мягкие игрушки - зверушки |
24 |
3 |
21 |
13 |
Выставки |
2 |
- |
2 |
14. |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
- |
|
Всего: |
72 |
10 |
62 |
|
|
|
|
|
Содержание курса.
1. Вводное занятие. Знакомство с детьми. Демонстрация образцов игрушек. Ознакомление с новым занятием - изготовлением мягкой игрушки. Знакомство с жителями сказочного королевства.
2.Важные секреты рукоделия.
Теория. « Путешествие в город швейных принадлежностей» (знакомство с инструментами). Правила безопасной работы с ножницами.
Практика. Перевод выкройки, вырезание деталей. Оформление закладки.
3. Аппликация из ткани.
Теория. Знакомство с тканью (сравнение с бумагой, свойства ткани, применение). Загадки, беседы, чтение сказок по теме. Технология изготовления аппликации из ткани. Правила безопасной работы.
Практика. Подбор ткани, перевод выкройки на ткань по трафарету, вырезание элементов деталей. Сборка, составление композиции. Окончательное оформление работы.
4. Домик для иголочки.
Теория. Знакомство с иголкой. Правила безопасной работы с иголками. Чтение рассказа «Тут иголки и булавки….». Технология изготовления игольницы.
Практика. Заготовка основы игольницы по шаблону. Заготовка тканевого вкладыша. Сборка игольницы и оформление.
5. «Шажок – стежок».
Теория. Дать понятие, что такое шитье. Знакомство со швом «вперед иголку». Закрепление правил безопасной работы с ножницами и иголкой. Правила выполнения шва «вперед иголку».
Практика. Показ выполнения шва. Выбор ниток. Выполнение шва «вперед иголку» по разметке на трафарете.
6. «Волшебный мешочек».
Теория. Чтение сказки «Волшебный мешочек для плохого настроения». Технология изготовления. Закрепление шва «вперед иголку».
Практика. Соединение краев мешочка швом «вперед иголку», оформление мешочка способом аппликации.
7. Игрушки на основе шарика.
Теория. Игрушки на основе шарика. Технология изготовления шарика. Правила экономного раскроя ткани. Загадки, беседы по теме. Закрепление шва «вперед иголку».
Практика. Перевод выкройки на ткань, вырезание деталей, шитье игрушки, набивка ватой. Сборка игрушки и окончательное оформление.
8. «В гостях у сказки» (пальчиковый театр).
Теория. Технология изготовления пальчиковых игрушек. Знакомство со швом «через край», выполнение шва. Беседа о театре кукол. Чтение сказки, выбор персонажей для шитья. Оформление мордочки зверушек (глазки, носик).
Практика. Выбор материала. Перевод выкройки на ткань, вырезание деталей. Показ выполнения шва «через край». Сшивание двух деталей. Оформление мордочки.
Инсценировка сказки.
9. Плоские игрушки (состоящие из 2 деталей).
Теория. Технология изготовления плоских игрушек. Знакомство с соединительным швом «петельный». Выбор игрушек. Чтение сказок по теме. Беседы. Способы украшения. Знакомство с фурнитурой (пайетками , бисером).
Практика. Выбор материала. Перевод выкройки на ткань, вырезание деталей. Сшивание деталей, набивка ватой, сборка и оформление.
10. «Веселые картинки» (вышивка).
Теория. Знакомство с новым видом рукоделия – вышивкой. История вышивания. Приспособления для работы. Нитки для вышивания. Шов «назад иголку».
Практика. Выбор картинок для вышивания. Перевод на ткань. Вышивка. Оформление (открытка или панно).
11. Салфетка.
Теория. Правила выполнения бахромы. Использование салфетки. Путешествие в волшебный магазин тканей. Закрепление полученных знаний.
Практика. Выбор размера салфетки, формы. Вытягивание бахромы. Оформление салфетки (аппликацией или вышивкой).
12. Мягкие игрушки – зверушки.
Теория. Знакомство с новыми видами тканей. Закрепление шва «петельный». Технология изготовления игрушек. Правила оформления. Беседы, чтение сказок о животных.
Практика. Выбор материала, перевод выкройки на ткань, вырезание деталей. Сметывание и сшивание игрушек. Набивка форм ватой, сборка и оформление изделия.
13. Выставки. Отбор работ на выставки детского творчества. Участие в выставках.
14. Итоговое занятие. Игровая программа. Подведение итогов за учебный год. Поощрение самых активных участников.