Ведерников Сергей Иванович,
учитель технологии,
МБОУ «ДООШ №5»,
г. Добрянка, Пермский край
Программа летнего трудового отряда с дневным пребыванием
«Самоделкин»
для учащихся 5 – 7 классов
Пояснительная записка
Современные дети вынуждены развиваться, получая образование, нацеленное в основном на развитие и обострение интеллекта. Но интеллектуальное развитие отнюдь не единственное, в чем нуждается растущий человек. В условиях научно-технического прогресса нельзя быть всесторонне развитым человеком, не имея представления о достижениях науки, техники и производства.
Наши дети хотят не только знать, но и уметь. Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования. Программа направлена на привлечение учащихся к техническому творчеству, как одному из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования.
Занятия в летнем трудовом отряде помогают тем, кто стремится осязать сопротивление материала и формировать твердую материю в соответствии с образами сознания. Дерево, металл и пенопласт лучше всего подходит в качестве исходного материала для творчества. Раскрывая возможности материала, превратив бесформенный кусок древесины или пенопласта в интересную игрушку или модель, подросток повысит веру в собственные силы, найдет применение своей избыточной энергии, порадует близких людей своими успехами.
Занятия проходят по принципу: минимум теории и максимум практики. Ребята знакомятся с различными инструментами, осваивают безопасные способы их применения: молоток, отвертка, пассатижи, ножовка, напильник, рубанок и другие. В работе применяются станки: сверлильный, токарный, шлифовальный. В процессе технического творчества у учащихся формируются лучшие качества личности и бережное отношение к труду.
В программе предусмотрено знакомство с производством: экскурсии на предприятие «Мебель – Сервиз» и Пилораму (предприятие по распиловке пиломатериалов).
Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей подростков через приобщение к техническому творчеству.
Задачи:
-Создавать условия для выявления и развития творческих способностей в области -технического творчества;
-Расширять представления о видах технического творчества;
-Осваивать практические умения и навыки в изучаемой области;
-Развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
-Формировать культуру отдыха и общения;
-Воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, бережливость.
Методы приёмы:
-Объяснительно – иллюстрированный;
-Репродуктивный;
-Деятельностный;
- Практико-ориентированный;
-Рефлексия;
-Демонстрационный;
-Проектный.
Содержание программы представлено различными видами и объектами трудовой деятельности и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной и станочной обработки материалов. Программа рассчитана для детей среднего школьного возраста и состоит из 10 дней летнего лагеря с дневным пребыванием в школе и 10 занятий продолжительностью 2 часа по данному направлению.
Приоритетное значение на занятиях имеют вопросы, связанные с обеспечением охраны труда, техники безопасности, санитарии, личной гигиены, организацией рабочего места, правилами внутреннего распорядка.
Законы отряда:
-Главный закон: Все новое узнай и в лагерь передай;
-Закон Ноль-ноль: Все делай вовремя, никогда не опаздывай;
-Мы в дружбу верим, все как один и руку дружбы всегда подадим;
-Будь всегда весел, бодр, никогда не падай духом;
-Будь настойчив и трудолюбив в задуманном.
Объекты для выполнения практических работ
-Плоский воздушный змей;
-Коробчатый воздушный змей;
-Летающий бумеранг;
-Настольная игра «Попади в цель»;
-Схематическая модель самолёта «Белокрыл»;
-Вертолёт «Муха»;
-Игра «Городки»;
-Поделка из дерева «Робот»;
-Поделка из металла «Рыцарь»;
-Поделка из глины «Свистулька»;
-Акция «Подготовка мастерских к ремонту».
Воспитательные мероприятия:
-Подвижные игры на воздухе (волейбол, футбол, пионербол, городки);
-Настольные игры (попади в цель, шашки, настольный бильярд);
-Запуск змеев, бумеранга, ракеты, планера;
-Экскурсии на предприятия «Мебель – сервис», «Пилорама»;
-Организация подвижных игр для младших школьников на площадке.
Ожидаемые результаты реализации программы:
-Укрепить здоровье детей в летнем лагере с дневным пребыванием;
-Повысить интерес к техническому творчеству;
-Закрепить навыки культуры труда и общения;
-Обучить активным формам проведения досуга;
-Развивать способности к самообразованию в области технического творчества;
-Воспитывать технологическую и техническую культуру, эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, бережливость.
Учащийся должен уметь:
-Организовывать свое рабочее место;
-Пользоваться столярным и слесарным инструментом;
-Выполнять правила техники безопасности и санитарно - гигиенические требования;
-Следовать инструкциям и чертежам;
-Работать аккуратно, бережно, терпеливо;
-Изготавливать модели самолётов и игрушки.
-Работать и отдыхать в коллективе.
Библиографический список:
Сайт «Страна мастеров». stranamasterov.ru/
Сайт «Прошкола». proshkolu.ru/
Сайт «Непрерывная подготовка учителей технологии». Tehnologi
Сайт «Сообщество творческих учителей». It-n.ru
Фотоприложение
Запуск воздушных змеев
Испытания самолёта «Белокрыл»
Прогулка с девочками из отряда «Юный дизайнер»