Красникова Евгения Александровна,
методист по выставочной работе,
МБОУ ДОД «ЦДОД»,
г. Череповец, Вологодская область
Обобщение опыта:
«Выставка детского творчества. Варианты форм работы с детьми на выставке»
План.
1. Вступительное слово. Организация досуга детей.
2. Формы мероприятий..
3. Итог – рефлексия.
Культурные, нравственные, духовные, морально-этические ценности в современном обществе теряют свою значимость, постепенно уступая место материальным. Изменившиеся нормы жизнедеятельности существенно влияют на процесс формирования социального опыта подрастающего поколения. Решение этой проблемы может успешно осуществляться при организации досуга детей, если рассматривать его как заполненную специфическими видами занятий деятельность. Одной из распространённых и привлекательных форм организации свободного времени детей являются выставки детского творчества.
Выставка детского творчества – это форма систематизации результатов деятельности одного или нескольких коллективов обучающихся с одной стороны и праздник для её участников и посетителей с другой. Организация выставочной работы способствует сохранению природного интереса детей к познанию и стимулирует творческую инициативу, характеризуется добровольностью и самостоятельностью её участников. Являясь сферой досуга, выставочная деятельность имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени детей и подростков, развивает общую культуру личности.
Ежегодно МОУ ДОД «ЦДОД» планирует и организует от 7 до 9 городских выставок. Участниками выставок являются: обучающиеся учреждений дополнительного образования, обучающиеся общеобразовательных школ города в возрасте от 7 до 17 лет и их родители, педагоги дополнительного образования.
В настоящее время в связи с глобальной информатизацией общества инновации затронули абсолютно все виды человеческой деятельности. Выставочная деятельность в дополнительном образовании не явилось исключением. Задача – стараться удивить, обрадовать, привлечь внимание к выставке, учитывая возрастную психологию, в первую очередь, – стремление детей к новым ощущениям. И старая, любимая нами форма работы должна стать новой, необычной, яркой встречей ребёнка с выставкой. Следовательно, ответ на вопрос: «Необходимы ли инновации в выставочной деятельности детского учреждения?» будет однозначным: «Жизненно необходимы».
Инновации – нововведения, новшество, новаторство – использование новшеств в виде новых форм организации мероприятий. Наиболее интересный и содержательный критерий инновационной выставочной деятельности – это различные виды выставок и формы проведения мероприятий на них. Инновации – не только изменения, модифицирование, но и результат творческого отношения к работе. В настоящее время меняются подходы к выставочной деятельности: погружение в выставку (ожившие «картины», приглашение посетителей в другую эпоху), в процессе экскурсии предлагается такие задания, как «Если бы ты был автором…», «войди в картину». Я применяю на своих выставках такие творческие задания, как «Изобрази картину…» Например, на итоговой выставке Центра «Радуга талантов» я проводила интеллектуально-творческую игру «Радужный калейдоскоп», где в одном из заданий предлагалось детям найти на выставке и изобразить сюжет предложенной сказки, а соперникам – оценить действо. Впечатляют выставки в динамике. Мы проводили подобную выставку, где показывали результаты работы детей в объединениях Центра по завершении первого, второго и третьего года обучения. Четко просматривался рост обучающихся от года к году, творчество, новизна и качество представленных работ. Использование мультимедийного оборудования дает качественное преимущество, если сравнивать словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением, усиливает мотивацию познания, так как без интереса к пополнению знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность обучающихся.
Проведение массовых мероприятий на базе выставок в ЦДОД – один из наиболее эффективных способов формирования у детей общечеловеческих ценностей.
Мероприятия на базе выставок - это организационно-воспитательное мероприятия, которые проводятся с целью формирования у детей и подростков ценностного отношения к творчеству через организацию выставочной деятельности и способствуют решению целого ряда педагогических задач:
- популяризировать детское творчество;
- содействовать развитию художественно-эстетического вкуса, творческой фантазии, конструкторских, изобретательских, рационализаторских способностей;
- расширять кругозор, углублять знания;
- развивать активность, формировать эмоционально-личностное отношение к содержанию выставок и мероприятий;
- воспитывать навыки соблюдения выставочного этикета, умения работать в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к социально значимым проблемам.
Досуговая программа «Вернисаж», по которой ведется выставочная работа Центра, включает в себя организацию и проведение массовых мероприятий на базе разнообразных видов выставок:
- тематических;
- специальных (к юбилейным и знаменательным датам);
- итоговых;
- персональных;
- выставок-ярмарок.
Отличительной особенностью данной программы является создание ситуации успеха. Назначение ситуации успеха в инициировании физических и духовных сил личности, в максимальном развитии её способностей. Проживая ситуацию успеха, ребёнок обретает достоинство, т.к. в признании его творческих и индивидуальных качеств он обнаруживает и то, что он стоит на определённом уровне и то, что он чего-то стоит как человек, как личность.
Мероприятия, проводимые на базе выставок, носят не только познавательный характер, но и дают детям возможность общаться, радоваться, проявлять свои разносторонние таланты, а главное помогает раскрыться и самореализоваться, проявить себя среди сверстников, получить одобрение.
Алгоритмом создания ситуации успеха выступает: доброжелательность, поддержка окружающих, авансирование – оглашение достоинств, положительное подкрепление или персональная исключительность, педагогическое внушение – убеждение, оценка полученного результата с акцентированием на деталях.
Очень важно связать содержание досугового мероприятия с темой выставки, выставочными экспонатами. Целесообразно в качестве наглядности использовать выставочные экспонаты, акцентировать на них внимание.
В настоящее время на выставках используются различные формы мероприятий:
Открытие выставки - небольшой, но очень важный этап ее организации и проведения. Основная задача открытия выставки – торжественно открыть выставку, показать ее значимость, актуальность.
Открытие может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения, презентацию содержания выставки, представление участников выставки, экскурсию по выставке. Дополнением к выставке могут быть выступления творческих коллективов образовательного учреждения, театрализованные действа, соответствующие тематике выставки, музыкальное сопровождение и т.д.
Экскурсия, экскурс.
Экскурсия – это форма и метод приобретения знаний, которая проводится как правило коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Экскурсия по выставке проводится с целью пополнения знаний, расширения культурного кругозора обучающихся; способствует развитию у детей наблюдательности и художественного вкуса.
Экскурсия, как форма, состоит из 3 этапов:
- подготовительный этап: приветствие; повторение правил поведения в общественных местах и в музее, в частности; название темы экскурсии;
- основная часть: рассказ экскурсовода с использованием зрительных и слуховых доказательств;
- заключительный этап: подведение итогов просмотра (обмен впечатлениями, предоставление детям возможности записать свои впечатления в «Книгу отзывов»).
К данной форме можно отнести игру-экскурс и игру – путешествие.
Можно провести игру-экскурс, т.е. экскурсию в игровой форме. Так была проведена игра-экскурс по фотовыставке «Вологодская сторонка – это Родина моя». Задачи – познакомить детей с родным краем, ее историей, растительным и животным миром, обычаями и традициями Вологодчины. В процессе экскурса, участникам предлагаются загадки о животных и растениях, когда они попадают к лесным жителям, о временах года, при показе фоторабот, ярко их отображающих, вопросы о достопримечательностях нашего края и исторических местах при рассмотрении фоторабот или их нахождении.
Путешествие – передвижение по какой-либо территории для ее изучения с образовательными и познавательными целями. Полезный потенциал игры- путешествия – развитие познавательных интересов, наблюдательности, внимания, воображения, обогащение яркими впечатлениями позволяет увидеть ценность и особую привлекательность обыденных явлений
Например, на базе выставки осенних поделок и композиций в процессе игры-путешествия «В волшебный мир природы», маленькие посетители знакомились с экспонатами в «Королевстве спелых плодов», «Листопадии», «Лесном и Подводном царстве», а экскурсовод с помощниками в роли Лешего, Королевы грядок и других персонажей раскрывали секреты сбора, хранения, изготовления поделок из природных материалов, учили бережно относиться к богатствам природы, а также советовались с «путешественниками» как правильно поступить в определенных ситуациях. Игра-путешествие может проводиться и командами по маршрутным листам или с помощью кубика по станциям. Такая игра-путешествие проводилась на базе выставки «Предупрежден, значит вооружен!». Цель игры – ознакомление с правильными мерами по самозащите и оказание помощи другим людям, развитие умений анализировать, размышлять, а также работать в коллективе. Ребятам предлагается преодолевать препятствия, решать вопросы, демонстрируя знания в данных областях, двигаясь командами с помощью фишек и кубика по большому полю, где прорисованы различные техногенные катастрофы, природные катаклизмы, различные природные явления. Задача команд – первыми дойти до финиша, преодолев все препятствия (правильно оценить ситуацию и ответить).
Интеллектуально-познавательная игра.
Познавательная деятельность является одним из видов воспитывающей деятельности. Ее цель – формирование отношения к познанию. Познавательная деятельность открывает окно в мир знаний, мир удивительных открытий.
Интеллектуально-познавательные игры я провожу, в основном, на тематических выставках, где участники могут не только проявить себя и продемонстрировать свои знания, но и познают новое, повышая интеллектуальный уровень. В последнее время интеллектуально-познавательные игры провожу с помощью мультимедийного оборудования, где обязательно использую фотографии выставочных работ.
Посредством таких игр можно интересно и организованно проверить знания детей в определенных областях, повысить кругозор, общую осведомленность, повлиять на познавательную активность в сторону ее интенсификации.
Как вариант интеллектуально-познавательной игры, можно организовать эрудицион. Это интеллектуальная игра, состязание в логике и эрудиции, организуемое по определенным правилам. Она отличается усилением интеллектуального потенциала, способствует приобретению более глубоких познаний, привитию вкуса к интеллектуальному творчеству и умственному труду. На базе выставки я проводила командную игру - эрудицион «Зона риска и страха» с использованием мультимедийного оборудования. Ее участники демонстрировали свои знания и получали более глубокие по безопасности поведения в условиях современной жизни.
Как разновидность интеллектуально-познавательной игры - брейн-ринг.
Игра представляет собой состязание в быстроте мышления.
Организуется на любой выставке с целью повышения кругозора детей, интеллектуального развития. Задачи игры и главное отличие от других интеллектуально-познавательных игр – развитие сообразительности, быстроты мышления, умения работать в составе небольшой группы. Дети играют командами: учатся работать в микроколлективах, слушать и уважать мнение всех участников, четко соблюдать правила игры. Брейн-ринг я проводила на базе выставки «Азбука безопасности» с целью пропаганды правил дорожного движения среди учащихся образовательных учреждений. Игра заключается в вопросах и ответах. На заданный вопрос команда, быстрее среагировавшая, предлагает четкий лаконичный вариант ответа.
Занятие.
Очень удачно можно использовать выставку для проведения занятий. Это могут быть самые разнообразные выставки как социально-педагогического, так и художественно-эстетического направления.
Например, на базе фотовыставки, было проведено занятие по теме «Жанры фотографии». На выставке представлены крупные правильно оформленные снимки, что обеспечивает наиболее качественную наглядность занятию. Большой выбор фотографий и хорошо обналиченный зрительный ряд дает возможность для сравнения различных по жанру и различных выразительных средств фотографии.
Выгодны и удобны для проведения занятий выставки социально-педагогического направления. Например, богатый, интересный материал выставок по правилам дорожного движения, на противопожарную тематику и т.п. широко используется педагогами. Рисунки, поделки, макеты, кроссворды, учебные пособия, электровикторины, все эти яркие выразительные обучающие экспонаты можно использовать. На таком занятии дети рассматривают экспонаты, обсуждают, выявляют нарушения, обучаются и познают правила безопасной жизнедеятельности.
Семинар.
Семинар – это обмен мнениями, обсуждение, выступление по какому-либо вопросу. Семинар – это завершение большой работы какой-либо деятельности в течение определенного времени.
Выставки полезны для проведения семинаров, так как их организация – итог определенной работы. На базе городской выставки осенних композиций проходил семинар для педагогов по созданию композиций из сухих цветов. А выставка «Бумажный коллаж» была использована для проведения семинара по бумагопластике. На выставках педагоги получили не только теоретические знания и практические навыки, но и посмотрели готовые работы по данным направлениям, обменялись мнениями, обсудили представленные поделки и работу в перспективе.
Викторина.
Викторина - игра в ответы на вопросы, объединенные какой-лидо темой. Отличается от интеллектуально-познавательной игры более простой формой - отсутствием специального сюжета. Викторины можно провести командные, индивидуальные, смешанные, а также по логике выстраивания вопросов: перекрестный бой, по кругу и т.д.
На специальной тематической выставке, посвященная 205-летию со дня рождения писателя, этнографа В.И. Даля «Лети, словечко, на каждое крылечко» проводилась викторина по устному народному творчеству «Волшебное лукошко» с целью ознакомления с выдающимся писателем, этнографом, создателем «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Далем.
Конкурс творческих презентаций.
Интересны, актуальны творческие презентации, где ребята не только экспонируют свои поделки, но и сопровождают творческой презентацией: песня, стихотворение, рассказ, комментарий, сценки агитбригад и т. п. продолжительностью 5 -10 минут. Например, на выставке – конкурсе детских рисунков и поделок «Предупреждение! Спасение! Помощь!» очень разнообразно представляют ребята свои работы – это и стихи, сочинения-размышления, песни, сценки, выступления агитбригад.. Ребята в своих презентациях призывают к ведению здорового образа жизни, защите окружающей среды, правильному обращению с электрическими приборами, различными механизмами, предметами быта, огнем, показывают опасности природного и техногенного характера, а также красоту флоры, фауны, взаимодействие с человеком. Подобные выступления помогают обучающимся «раскрываться», учат выражать свои мысли и замыслы, пробуждают творческий потенциал.
Компетентным жюри оцениваются раскрытие идеи работы (рисунка, плаката, поделки), оригинальность подачи материала, мастерство исполнения.
А на выставке технического творчества «Техносфера» во время презентации своих работ «Парад идей», юные изобретатели рассказывали о проделанной работе, использованных материалах, принципах работы своих изделий. И, конечно, демонстрировали поделки, макеты, модели и другие изделия членам жюри, другим участникам выставки, гостям и всем присутствующим. Очень полезная презентация, по мнению участников выставки, - это и знакомство с участниками выставки, с различными объединениями, педагогами, а также представление новых идей, новаторства, изобретений, рационализаторских предложений как самореализация в социуме. Помимо пропаганды технического творчества, мы выявляем одаренных воспитанников, способствуем их продвижению.
С небольшим отличием (жюри оценивает выставочные экспонаты, а не выступления участников встреч) можно организовать творческие встречи.
Так на выставке декоративно-прикладного творчества были организованы «Творческие встречи». На мероприятии дети познакомились друг с другом, с представленными на выставке изделиями, различными видами искусства. Творчески подошли к представлению своих работ девочки объединения «Вязание». Они рассказали о своей деятельности в объединении, как готовились к выставке, познакомили присутствующих со своими работами («Кузя. В моей комнате живет Кузя. Он похож на солнечного зайчика. Настроение у Кузи всегда хорошее. Все, кто посмотрит на него, сразу улыбаются. Он любит, когда ему дарят булавки, пуговицы, бусы… и другие красивые мелочи. Отгадайте, почему?»).
На подобных мероприятиях дети знакомятся, учатся грамотно говорить, излагать свои мысли. Такие встречи развивают творческое мышление, художественный вкус, дают возможность творческой самореализации, для многих открывается по-новому как личность обучающихся, так и их творческая деятельность. Встреча детей, занимающихся творчеством, - это попытка призвать к диалогу прежде всего детей, а также педагогов и всех желающих. Такие мероприятия становятся объединяющей площадкой для всех, кто связан с детским творчеством, сближают обучающихся в различных объединениях и учреждениях, педагогов и учащихся, мастеров-профессионалов и начинающих юных «творцов».
Посмотреть всю работу (нажмите здесь)