E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Пендюра Валерия Сергеевна, педагог дополнительного образовани

Пендюра Валерия Сергеевна,
педагог дополнительного образования,
МБОУ ДОД ДДТ Первомайского района
 г.Ростова-на-Дону

Образовательная программа

«Фантазия и Творчество»

Возраст обучающихся: 6 - 12 лет

Срок реализации программы: 3 года

Пояснительная записка

Пояснительная записка. 4

Актуальность программы.. 5

Педагогическая целесообразность программы.. 6

Отличительные особенности и новизна программы.. 6

Сроки реализации программы и возраст обучающихся. 8

Режим занятий. 8

Формы занятий. 8

Характеристика ожидаемых результатов. 10

Формы проверки результатов освоения программы.. 12

Учебно-тематический план

1-й год обучения «Природа и фантазия». 13

2-й год обучения «Природа и творчество». 21

3-й год обучения «Природа и вдохновение». 31

Содержание изучаемого курса

1-й год обучения «Природа и фантазия». 14

2-й год обучения «Природа и творчество». 22

Час фантазии 2-й год обучения. 27

3-й год обучения «Природа и вдохновение». 32

Час фантазии 3-й год обучения. 36

Календарно-тематический план

1-й год обучения «Природа и фантазия». 19

2-й год обучения «Природа и творчество». 28

Час фантазии 2-й год обучения. 30

3-й год обучения «Природа и вдохновение». 37

Час фантазии 3-го года обучения. 39

Сводная таблица распределения часов на три года обучения. 40

Летний период

1-й год обучения

Учебно-тематический план. 42

Содержание изучаемого курса. 42

Календарно-тематический план. 43

2-й год обучения

Учебно-тематический план. 44

Содержание изучаемого курса. 44

Календарно-тематический план. 45

Час фантазии. 45

3-й год обучения

Учебно-тематический план. 46

Содержание изучаемого курса. 46

Календарно-тематический план. 47

Час фантазии. 47

Список используемой литературы

Литература, используемая для работы над программой. 48

Литература, рекомендуемая педагогу для работы. 49

Литература, рекомендуемая для детей и родителей. 50

Электронные ресурсы.. 50

Методическое обеспечение программы

Диагностический блок

Тестовые материалы

Определение самооценки обучающихся

Определение мотивации прихода в объединение

Методический блок

Преследуемые цели и задачи по каждому направлению

Описание современных техник используемых в программе

Дидактический блок

Условия реализации программы

Темы бесед с детьми и родителями

Мастер-классы

Пояснительная записка

Изобразительное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои умения, способности любому человеку. Открывает перед ним двери в мир прекрасного, из которого потом не хочется выходить.

Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, не разрушая, а преумножая. Творчество человека немыслимо вне общества, потому что все созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным для современников и будущих поколений.

Особое место в воспитании и образовании ребенка занимает искусство, которое развивает художественно – образное мышление, основанное на воображении, фантазии, зрительном и слуховом ассоциативном восприятии.

           Разрабатывая эту программу, в первую очередь хотелось бы показать, что занятия в объединении могут быть не только занимательны, но и очень полезны для общего развития ребенка, для развития его творческих способностей.

        Все занятия построены с использованием игры. Они способствуют развитию мелкой моторики, обеспечивают правильное восприятие трудового процесса, помогают обучить детей простейшему сенсорному анализу и воспитывать у них бережное отношение к предметам и игрушкам как к результатам своего труда и труда взрослых.

Основное назначение данной программы – развитие творческой личности ребенка. В ее основе лежит предметно-практическая деятельность, развивающая глазомер и мелкую моторику рук, координацию движения и речь, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор.

Данная программа является одной из основных ступеней в воспитании у ребенка нравственно здорового отношения к природе, к человеческому обществу и окружающему миру в целом через изобразительное искусство. Она имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.

Расширенная по тематике, углубленная по содержанию, обогащённая современными игровыми приёмами, данная программа предлагает детям дополнительное систематизированное образование по ИЗО.

Целью данной программы является формирование творческих способностей, воспитание эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Задачи:

Образовательные:

      научить владеть средствами художественной выразительности;

      научить составлять законченную композицию по эскизам и выполнять ее разными изобразительными средствами;

      формировать интерес к изобразительному искусству;

      углубить и расширить знания о некоторых приемах работы в творческой деятельности.

Воспитательные:

      формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни;

      формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

      формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.

Развивающие:

      развитие у детей фантазии, образного мышления;

      формировать  эстетический и художественный вкус;

      содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Актуальность программы

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Данная программа, основанная на личном педагогическом опыте автора, позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Педагогическая целесообразность программы

Разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в объединение принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Отличительные особенности и новизна программы

При разработке данной программы, были рассмотрены и детально изучены такие программы как:

      «Изобразительное искусство и художественный труд» Неменского Б.М.;

      «Цветные ладошки» Лыковой И.А.;

      «Изобразительное искусство художественно-творческой деятельности детского объединения» Середкиной Т.С.;

      «Студия изобразительного творчества» Гросул Н. В.;

      «Юный художник» Жежеря Л.;

      «Путь к творчеству» Тяговой Е.А.;

       «Мир глазами детей» - изостудия Замятина И.С.

Все программы написаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам дополнительного образования. На основе анализа представленных программ были сделаны следующие выводы:

      в программе «Путь к творчеству» предпочтение отдается рисованию, причем тематика занятий посвящена в основном Петербургу, его истории, традициям, архитектуре;

      в программе «Мир глазами детей» большее внимание уделяется теоретическим знаниям;

      программа «Юный художник» наиболее подходит для работы, но многое в ней уже устарело и требует доработки, модернизации;

      программа «Изобразительное искусство и художественный труд» Неменского наиболее используема для общеобразовательных учреждений;

      программа «Цветные ладошки» Лыковой И.А. содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп, но рассчитана на обучения и развития детей 2-7 лет;

      программа «Изобразительное искусство художественно – творческой деятельности детского объединения» Середкиной Т.С. предназначена для детей от 9 до16 лет, при углубленном изучении ее можно распределить на несколько лет. В работе могут участвовать дети, не имеющие предварительной подготовки;

      среди большого количества программ практически не встречаются комплексные программы  экологической направленности, так же существует мало программ отдельно по экологии.

На основе данного анализа было принято решение о написании модифицированной программы «Фантазия и Творчество».

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что помимо художественно-эстетической направленности, программа имеет и экологическую направленность, т.к. экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное системное знакомство ребенка с миром искусства через окружающую природу позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдение за сезонными изменениями), сравнение (дети находят сходства и различия разных природных объектов), умение устанавливать связи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезону и среде обитания), а так же обобщение (дети учатся объединять животных и растений в группы на основе выделения существующих признаков).

Обучающиеся посезонно сталкиваются с новыми изменениями в окружающей среде. Они учатся выражать увиденное в природе через свое творчество в рисунке, лепке, аппликации. Данная программа объединяет эти два направления: художественно-эстетической и экологическое, т.к. они взаимодополняемы и способствуют всестороннему развитию личности ребенка.

Сроки реализации программы и возраст обучающихся

Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов – 504, в том числе в 1-й год обучения – 144 часа, во 2-й год обучения – 180 часов, в 3-й год обучения – 180 часов. Возраст обучающихся: первого года обучения – 6-7 лет, второго года обучения – 8-9 лет, третий год обучения – 10-12 лет.

Наполняемость учебной группы: в группы первого года обучения набирается 12 человек, второго года обучения – 10 человек, третьего года обучения – 8 человек. Уменьшение численности продиктовано необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.

Режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:

        в первый год обучения – два раза в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом. Итого: 144 часа в год.

        во второй год обучения – два раза в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом каждый час. Всего: 144 часа в год.Кроме того, один раз в неделю проводится «час фантазии» с общей нагрузкой 36 часа в год. Итого: 180 часов.

        в третий год обучения – два раза в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом каждый час.Всего: 144 часа в год.А так же, один раз в неделю проводится «час фантазии» с общей нагрузкой 36 часа в год. Итого: 180 часов.

Формы занятий

Обучение проводится по двум направлениям:

      усвоение теоретических знаний;

      формирование практических навыков.

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие. Педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, правилами поведения в объединении, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).

Ознакомительное занятие. Педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры специальное занятие направленно на изучение рисунка и живописи используя натуру.

Занятие по памяти. Проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие. Детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация.На таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное (на повторение). Помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие. Строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия. Проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в объединении.

Комбинированное занятиенеобходимо для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие. Педагог подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора иподготовки к отчетным выставкам.

А так же, на занятиях используются формы индивидуальной и коллективной работы, беседа, рассказ, объяснение, наблюдение и непосредственно выполнение практических заданий. Используются методы объяснения и демонстрации приемов художественной выразительности, просмотр открыток, альбомов, журналов, иллюстрированных книг, готовых работ и др.

Характеристика ожидаемых результатов

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения обучающимися изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу первого года обучения дети будут:

знать:

   основные и дополнительные цвета;

   цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);

   понятие симметрии;

   контрасты форм;

   свойства красок и графических материалов;

   азы воздушной перспективы (дальше, ближе);

   основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги);

уметь:

      смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

   правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

   выбирать формат и расположение листа в зависимости от задумано композиции;

   грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;

   работать самостоятельно и в коллективе;

развитие умений и личностных качеств:

      умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;

   трудолюбие;

   самостоятельность;

   уверенность в своих силах.

К концу второго года обучения дети будут:

знать:

   контрасты цвета;

   гармонию цвета;

   азы композиции (статика, движение);

   пропорции плоскостных и объёмных предметов;

уметь:

      соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);

   работать с натуры;

   работать в определённой гамме;

   доводить работу от эскиза до композиции;

   использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);

   работать с бумагой в технике объёмной пластики;

развитие умений и личностных качеств:

   умение работать в группе;

   умение уступать;

   ответственность;

   самокритичность;

   самоконтроль.

К концу третьего года обучения дети будут:

знать:

      разнообразие возможных выразительных средств изображения;

      значение понятия живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;

      различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;

      основы дизайна;

      правила создания экспозиций, основы прикладной графики;

      новые современные техники, такие как ниткография, выдувание, торцевание, пуантилизм, гофротрубочки.

уметь:

      работать в определенной цветовой гамме;

      довиться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов;

      передавать движение фигур человека и животного;

      сознательно выбирать средства выражения своего замысла;

      пользоваться мелкими мазками в технике пуантилизм, используя только основные цвета;

      свободно рисовать кистью композиции растительного характера.

 

развитие умений и личностных качеств:

 проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;

      творчески откликаться на события окружающей жизни.

      проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ;

      эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков;

      слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;

      предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;

      понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.

Формы проверки результатов освоения программы

Подведением итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Поскольку дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов практической деятельности, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных работ, коллективное обсуждение и выявление лучших работ. Именно такая форма позволит детям объективно оценивать не только чужие, а также и свои работы.

В конце года проводится викторина, по результатам которой педагогу дается возможность оценить теоретические знания и практические умения обучающихся в разных областях изобразительного искусства.

Отслеживание результатов:

        Промежуточная и итоговая диагностики.

        Самоконтроль педагога: «найди выход», выставки работ детского творчества после каждого занятия и т.д.

        Контроль администрации:

-          посещение занятий;

-          изучение мнения родителей;

        Отслеживание через отношение обучающихся к данному курсу:

-          активность ребят на занятиях;

-          творческая деятельность детей.

 Посмотреть всю образовательная программа «Фантазия и Творчество» (нажмите здесь)Fantaziya-i-Tvorchestvo-programma.doc [791 Kb] (cкачиваний: 64)

  Наверх