Волкова Светлана Васильевна,
педагог – организатор,
МОУ ДОД «Центра внешкольной работы»,
п. Красная Горбатка Селивановского района
Владимирской области
Программа
воспитательной работы
профильной оздоровительной смены
«Путешествие по планете безопасности»
1.Паспорт программы
Наименование программы |
«Путешествие по планете безопасности» |
Основание для разработки программы |
Конвекция ООН о правах ребенка; -Конституция РФ; -Законом РФ «Об образовании»; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»от 24.07.98г.№124-ФЗ; -Трудовой кодекс РФ от З0.12.2001г.№197-Ф3; -Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ « О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96г.№2-ФЗ; Приказ об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха .Приказ Министерства Образования РФ от 13.07.2001г. №2688; Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г.№233; Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010г.№25; Национальный стандарт РФ Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления, утвержденный Приказом Федерального агенства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007г.№565. |
Организация- исполнитель программы |
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» |
Авторы программы |
Королева Нина Сергеевна - методист МОУ ДОД «Центр внешкольной работы», |
Цель программы |
-Создать необходимые условия для обеспечения непрерывного воспитательного процесса в области безопасной жизнедеятельности и воспитать здоровое, творческое, грамотное и профессионально подготовленное молодое поколение. |
Задачи программы |
-приобщать детей к здоровому образу жизни; -организовывать содержательный досуг детей и подростков; -формировать и совершенствовать знания, умения и навыки безопасной жизнедеятельности; -формировать важнейшие социальные навыки, в том числе - адекватных действий в экстремальных ситуациях. |
Постановка проблемы |
Статистика показывает, что -практически все родители не только не знают правил безопасного поведения, но и не представляют, где их найти, лишь переживая страх, тревогу и беспомощность. На этом фоне дети в гораздо большей степени осведомлены о правилах безопасного поведения, и источником познаний является, безусловно, курс ОБЖ. Однако данный курс, ведущийся во всех школах России, не всегда справляется с задачей, так как количество часов недостаточно для изучения таких проблем; некоторые аспекты детской безопасности вообще не включены в программу. Кроме того, теоретического знания правил недостаточно, необходима отработка практических навыков. С этой задачей, видимо, лучше всего могут справиться детские объединения специальной направленности, а в летний период - детские оздоровительные лагеря. В настоящее время в районе обострились проблемы детства, где ярко проявляются огрубелость чувств, безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость. |
Срок реализации программы |
Июль 2013 года (18 дней) |
Целевые группы |
Дети и подростки в возрасте 6,5-17 лет включительно |
Количество воспитанников |
45 учащихся |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
-создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых, оздоровление; -освоенные знания и навыки позволят детям ориентироваться в различных экстремальных ситуациях, быть самостоятельней без риска для здоровья и жизни. -создание документационной базы по организации деятельности профильной смены «Путешествие по планете безопасности»; -повышение уровня методической культуры педагогов, практическое применение ими современных форм и методов организации воспитательной деятельности в работе с детьми; создание и функционирование системы мониторинга, оценки эффективности и результативности деятельности профильной смены. |
«Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности-все избежать: А где надо на помощь позвать!»
Реализация программы возможна как в пришкольных лагерях дневного пребывания, так и в летних профильных круглосуточного пребывания детей и подростков. Причем принципы формирования отрядов останутся традиционными - по возрасту, что является оптимальным для реализации задач данной программы. Программа рассчитана на детей в возрасте от 6,5 до 17 лет включительно и смену продолжительностью в 18 дней.
Все знают - нельзя оставлять детей без надзора. Но ведь в жизни чего только не случается, всего не предусмотришь. Тем более что опасные предметы притягивают детей, словно магнит.
Познание окружающего мира - естественная потребность детей. Ребенок пребывает в постоянном поиске «игровых» объектов, ему любопытно все, что попадается на глаза. Естественный интерес приводит детей и к спичкам, и к зажигалкам. Опасная игра дает остроту ощущений, позволяет соприкоснуться с неизвестным, запретным, почувствовать себя исследователем. Для того чтобы подобные эксперименты не привели к плачевному результату, взрослые должны вовремя организовать, направить детское любопытство, сформировать у детей стратегию безопасного поведения. Разумеется, в детских образовательных учреждениях ребятам дают основы знаний о правилах пожарной безопасности, прививают навыки поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Но главенствующая роль в подготовке детей к безопасной жизнедеятельности принадлежит все, же родителям. К сожалению, в погоне за интеллектуальным развитием ребенка взрослые иногда забывают дать детям элементарные знания о безопасности.
Безопасность - дело серьезное. Беда в том, что «серьезность» ребенок склонен «пропускать мимо ушей». Поэтому важные знания о безопасности должны преподноситься школьникам в игровой форме, Информация, представленная не на словах, а в образах и символах, действует не на разум, а на подсознание, и становится руководством к почти автоматическому действию в экстремальных ситуациях. Усвоенное в раннем детстве, врезается в память прочно и навсегда, поэтому детский «курс безопасности» нужно начинать как можно раньше. Обучение должно проходить на конкретных примерах, в состязаниях, в веселой игре, и самое главное - на практике.
Формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения зависит от всех взрослых: и от родителей, и от педагогов - психологов, и от сотрудников противопожарной службы. Сотрудники ГУ МЧС России по РД проводят огромную работу в детских садах и школах: организуются конкурсы, классные часы и детские утренники по пожарной безопасности, экскурсии детей в пожарные части, КВНы по противопожарной тематике, в оздоровительных лагерях проходят пожарные эстафеты и викторины. Такие мероприятия призваны акцентировать внимание педагогов и родителей на вопросах обучения детей безопасному поведению.
В рамках нашей программы особое внимание уделяется внимание мероприятиям по безопасности жизнедеятельности детей и подростков. Они проводятся ежедневно.
Поэтому цель данной воспитательной программы:
Создание необходимых условий для обеспечения непрерывного воспитательного процесса в области безопасной жизнедеятельности и воспитать здоровое, творческое, грамотное и профессионально подготовленное молодое поколение.
-приобщать детей к здоровому образу жизни;
-организовывать содержательный досуг детей и подростков;
-формировать и совершенствовать знания, умения и навыки безопасной жизнедеятельности;
-формировать важнейшие социальные навыки, в том числе - адекватных действий в экстремальных ситуация;
-воспитание чувства коллективизма, дружбы и взаимопомощи;
-приобщение детей к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления;
-развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры, органов правопорядка и здравоохранения.
Для достижения поставленной цели и задач программа состоит из 8 основных блоков:
1. Изучение ПДД;
2. Изучение приемов оказания первой доврачебной помощи;
3. Изучение правил пожарной безопасности;
4. Изучение правил безопасного взаимодействия с животными;
5. Изучение правил общественной безопасности;
6 . Изучение правил обращения с опасными и ядовитыми веществами;
7. Изучение правил химической и электробезопасности;
8 . Занятия по безопасности в доме.
Полученные за время профильной летней смены знания и навыки позволят детям ориентироваться в различных экстремальных ситуациях, быть самостоятельней без риска для здоровья и жизни.
На время лагерь становится «Планетой безопасности». Отряды - это экипажи самолета. Каждый отряд имеет свое название.
В основе содержания лагеря лежит легенда о маленькой звездочке, которая вместе с ребятами отправляется на самолете в путешествие по планете «Безопасности». Им необходимо посетить восемь континентов, на каждом из них ребята получают определенные знания и навыки, участвуют в соревнованиях, викторинах и различных мероприятиях. Лучший экипаж самолета получает отличительный знак (спасательный парашют). В итоге, когда все континенты будут пройдены жители планеты, набравшие большее количество знаков, будут награждены.
Смена проходит в форме сюжетно-ролевой игры. Ведь сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности дает больше возможности для формирования позитивной направленности личности ребенка. В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно уже сложившимся законам и традициям лагеря и действуют согласно своим ролям.
Базовые принципы программы:
1. Принцип стимулирования здорового образа жизни у детей и подростков на основе их активного включения в мероприятия спортивной направленности;
2.Принцип сочетания общечеловеческий, национальных и личностных ценностей в организации жизнедеятельности;
3. Принцип самореализации детей и подростков на основе самопознания и
самоопределения;
4.Принцип стимулирования творчества детей и подростков на основе включения их в реальные социально-значимые отношения;
5.Принцип самоуправления - взаимосвязи детского самоуправления и педагогического управления;
6.Принцип взаимоуважения, взаимопонимания, взаимопомощи между
всеми участниками смены;
7. Принцип эмоциональной привлекательности процесса жизнедеятельности, основанного на учете интересов и потребностей детей.
Педагогические принципы программы.
1.«Дойти до каждого» - основной принцип работы лагеря. В отряде - не более 20 человек, что является почти оптимальным для организации работы в общелагерной и внутриотрядной жизни.
2.«Работа на творческий процесс и конкретный результат» - это принцип, по которому из пассивных поглотителей информации вырастают творцы, созидатели. Работа отрядов завершается итоговыми показами. Руководители должны четко представлять, над чем и ради чего они работают.
3. «Уважай личность ребенка». Создается атмосфера бережного отношения к личности ребенка.
4. «Принцип открытых дверей» - свободное обращение детей к вожатым, воспитателям, организатору и начальнику лагеря.
5. «У каждого свое дело, а вместе мы команда». Каждый в лагере занят своим делом, у каждого своя ответственность, но общий результат.
-проведение совещаний при директоре по подготовке ЦБР к летнему сезону;
-участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных отделом образования ;
-проведение инструктажей с воспитателями по ТБ и охране здоровья детей;
-издание приказов по ЦБР о проведении летней кампании;
-разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
-подготовка методического материала для работников лагеря;
-отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;
-составление необходимой документации для деятельности лагеря
-(план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.)
- встреча детей;
- проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей и интересов;
- запуск программы;
- формирование органов самоуправления;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
- оформление
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
- методическая работа с воспитателями
- подведение итогов смены, выпуск фотодневника лагеря, подготовка методических пособий;
- педагогический совет по итогам смены, выработка перспектив
- деятельности организации;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем
Ожидаемые результаты
- Укрепление здоровья детей
- Привитие навыков здорового образа жизни
- Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребенка
- Привитие навыков самообслуживания
- Формирование активной гражданской позиции
Профилактика детской и подростковой безнадзорности и правонарушений в летний период
Формирование навыков по основам безопасности жизнедеятельности
Символика.
Посмотреть полностью работу (нажмите здесь - [attachment=40]