E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Собка Наталья Алексеевна, методист

Собка Наталья Алексеевна,

методист,

МОУ ДОД Мальчевский ДДиЮ,

Миллеровский район, ст. Мальчевская

 

                Положение об игротеке для детей                    

«Деревья - характеры из волшебного леса».

Цели и задачи:-   составить у детей представление о характере и темпераменте;

-познакомить детей с характерными особенностями людей и возможностями учета этих особенностей в общении.

Участники игры:

Участниками игры  могут являться дети (10-13 лет).

Сроки проведения:

Может проводиться в любое время.

 

«Деревья - Характеры из волшебного леса»

1 этап.

Участники сидят в кругу.

Ведущий. Сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, но это не обязательно. Я прошу вас представлять все, о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам сказку. Звучит «Сказка о Деревьях — Характерах» (см. приложение 1). Когда сказка завершается, ведущий просит участников группы  использовать свое воображение и - раз уж в волшебный лес попасть нельзя - самим представить и изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево – Характер.

( Листы бумаги, карандаши, фломастеры чтобы уже лежали на столах). Время рисования - 15-20 минут. За 3-4 минуты до завершения отведенного времени ведущий объявляет: Изображение вашего Дерева - Характера уже почти завершено. Но у меня к вам есть еще одна маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом, скажем -- в дупле. Или в корне. Может быть кто-то уютно чувствует себя на ветке, или между корней вашего Дерева-Характера? Это могут быть птицы или звери, но вероятно это окажется совсем необычным существом. Добавьте в свое изображение того или тех, кого вы хотите.

2 этап.

Ведущий. Посмотрите на рисунки других участников, и выберите тот который, вам кажется, чем-то похож па ваш. Расскажите, в чем вы видите сходство.  Если  у  вас есть желание, вы можете дать комментарий к своему рисунку.

Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них так же есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то деталей изображения, уточнить, правильно ли поняты образы на рисунке. Интересны пояснения, которые участники будут делать по поводу существ появившихся на рисунках с  Деревьями-Характерами.

3 этап.

Дальнейшая работа будет связана как раз с этими существами. Ее можно сравнивать по-разному, в зависимости от количества участников  группы.  В небольшой  по объему  группе участникам предлагается сочинить общую сказку, в которой действовали бы только что придуманные персонажи. Если группа достаточно многочисленная (более 8 человек), то имеет смысл разбить ее на подгруппы по 4-6 человек и предложить не просто сочинить сказку, но и инсценировать ее. Время на работу — 15-25 минут.

4 этап. «Типологические свойства и темпераменты»

На 4 этане можно составить у детей представление о типологических свойствах и темпераменте, изучить названные свойства. Деление людей на 4 вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента, часто в темпераменте человека соединяются 4 разных темпераментов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые не свойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент немного изменится под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменяться в определенную сторону свой темперамент. Известно, например, что А. П. Чехов был человеком очень уравновешенным, скромным и деликатным. Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем жене Антон Павлович делает такое ценное признание: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы у меня резкий, я вспыльчив и прочее. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает.

Далее следует дать краткую характеристику темпераментов. (Смотреть приложение 2).

А ребята пусть для себя определят, какой из темпераментов наиболее подходит, соответствует их характеру.

Приложение 1.«Сказка о Деревьях-Характерах»

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни птицы, росли Деревья-Характеры. Это были не обычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.

У каждого дерева-характера от ствола отходили 4 главные ветви, а от них — множество маленьких. Эти 4 ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого дерева-характера эти ветви имели свою не похожую на других форму, свою характерную особенность.

На одном Дереве-Характере ветвь Отношение к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а. на другом была скручена кольцом лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к Солнцу как воплощение достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючивались от жадности, а на других обилием листвы показывали свою Щедрость.

Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля - такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь - от корней до кроны — покрытые иголками, и потому они были очень колючими, а иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками — это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые характеры, а мягкие были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелящиеся по земле.

Как непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?

Порой наметала волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнями, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви — Отношение к себе, Отношение к людям, Отношение к делу и Отношение к вещам.

У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто...

Приложение 2. Краткая характеристика темпераментов.

Сангвинический темперамент

основывается на сильной, подвижной, уравновешенной нервной системе. Для сангвиника характерна повышенная реактивность, проявляющаяся в том, что он быстро откликается на любое внешнее или внутреннее воздействие. Сангвиник отличается и повышенной активностью, работоспособностью и продуктивностью в динамической и разнообразной работе. Больше всего ему подходит деятельность, требующая быстрой реакции и уравновешенности. Он может сдерживать свои проявления чувств, хотя очень эмоционален. Сангвиник обычно весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко поддается чувствам, но они у него не очень устойчивы и глубоки. Быстро находит контакт с людьми. Для сангвиника характерна большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни, быстрота психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.).

Холерический темперамент

основывается на сильной, подвижной, но неуравновешенной (с преобладанием возбуждения) нервной системе. Для него так же характерна высокая реактивность и активность, но непроизвольные реакции на внутренние или внешние воздействия оказываются сильнее целей, установок и убеждений. Обладатели этого темперамента отличаются повышенной возбудимостью и неуравновешенностью поведения. Для них характерны быстрота действий, резкость и стремительность движений, а также импульсивность и резкая выраженность эмоциональных переживаний. Холерик несдержан, неуравновешен, вспыльчив, не способен к самоконтролю, легко раздражителен и агрессивен. Однако он работоспособен и готов к быстрой реакции.

Флегматический темперамент

основывается на сильной, уравновешенной, но инертной (медлительной) нервной деятельности. Для него характерны медлительность, спокойствие, склонность к порядку, к привычной обстановке. Работоспособен. В деятельности может проявлять основательность, продуманность, упорство, но малоактивен. У флегматика все психические процессы протекают замедленно, но зато прочно формируются навыки. Ему нужно время для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект. Он не гибок в поведении, не эмоционален, его нелегко вывести из себя. Характерна малая активность и реактивность.

Флегматик с трудом сходится с людьми, ему больше подходит работа, требующая методичности, хладнокровия и длительной работоспособности.

Меланхолический темперамент

характеризуется слабой нервной системой. Представителей этого типа отличает высокая эмоциональная чувствительность, повышенная реактивность, они сильно переживают даже незначительные неудачи. Эмоциональные состояния отличаются у меланхоликов глубиной, большой силой и длительностью, хотя внешне выражаются слабо. Они часто не уверены в себе, легко теряются, трудно адаптируются в новой обстановке, замкнуты, избегают общения с новыми людьми. Им свойственна малая реактивность, пониженная активность и работоспособность. Длительное и сильное напряжение вызывает у меланхолика замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. Он быстро утомляется, но в привычной обстановке работает продуктивно.

  Наверх