E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Июль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Дмитриева Светлана Николаевна, педагог

Дмитриева Светлана Николаевна,

педагог,

МБУДО «Бийская детская художественная школа»,

г. Бийск

Методическая разработка

«Солёное тесто»

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  2. ЛЕПКА ИЗ ТЕСТА
  3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА
  4. ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
  5. РЕЦЕПТЫ СОЛЕНОГО ТЕСТА
  6. ОКРАШИВАНИЕ ТЕСТА
  7. ПРИЕМЫ РАБОТЫ С СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ
  8. СУШКА И ОБЖИГ
  9. РАСКРАШИВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ
  10. СОЛЯНОЕ ГЛАЗУРОВАНИЕ
  11. ЛАКИРОВАНИЕ
  12. КАК СПАСТИ РАБОТУ, ЕСЛИ ОНА ТРЕСНУЛА
  13. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
  14. КОМПОЗИЦИИ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА
  15. ГИБКИЕ ФИГУРКИ
  16. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Данная методическая разработка предназначена для учащихся первых классов детских художественных школ. Знакомясь с различными видами прикладной деятельности, дети получают возможность полностью развить свой творческий потенциал, самореализоваться, удовлетворить свои разносторонние интересы и потребности.

            В процессе знакомства с разными видами декоративно – прикладного искусства и самостоятельного изготовления поделок у ребенка постепенно образуется система специальных навыков и умений. Труд по изготовлению своими руками красивых и нужных предметов пробуждает у детей желание к последующей деятельности. Занятия лепкой из соленого теста развивают у ребят воображение, фантазию, мелкую моторику рук, формируют художественный вкус.

             Цель занятий – развитие творческих способностей первоклассников.

             Образовательные задачи:  

  1. Познакомить учащихся с таким видом декоративно – прикладного искусства, как “Соленое тесто”.
  2. Освоить технологические приемы, что включает в себя знакомство с инструментами и материалами, а также технику безопасности при работе с ними.
  3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в декоративном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач

ЛЕПКА  ИЗ  ТЕСТА

В наши дни лепка из соленого теста стала очень популярным занятием. Лепят везде - в детском саду, в школе; новое увлечение быстро распространилось среди домохозяек. И это неудивительно. Лепить из соленого теста - большое удовольствие и радость. К тому же все необходимые материалы легкодоступны: соль, мука и вода, -  все, что нужно для этого. Поделки из соленого теста легкие, прочные и очень дешевые, а слепить из него можно все, что угодно - настенные украшения, забавные игрушки, сувениры.

Соленое тесто - экологически чистый материал, поэтому комок светлого, мягкого, теплого теста можно смело доверить любому малышу.

История использования теста в декоративных целях восходит к глубокой древности. Рецепт этого материала настолько древний, что никто не знает, когда же люди придумали его. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье.

Занятия лепкой развивают у ребят воображение, фантазию, мелкую моторику рук, формируют художественный вкус. Простота обработки этого материала позволяет быстро изготовить все, что вам захочется: кукол, дома для них, даже целый город. Оригинально смотрятся картины, всевозможные панно из соленого теста, коллажи с использованием ткани, тесьмы, бисера, природных материалов и т.д.

Организация  рабочего места

Желательно, чтобы рабочее помещение, в котором готовите тесто, было прохладным, а руки - холодными. Если температура воздуха будет выше 20°С, тесто станет слишком мягким и его будет трудно обрабатывать.

Старайтесь лепить или вырезать изделие на доске (пластик или оргстекло) или сразу на противне, при этом обратная сторона изделия останется ровной и не будет повреждений при переносе его к месту сушки и обжига. Перед началом работы смочите противень водой с помощью кисти для того, чтобы между тестом и противнем не образовались воздушные пузырьки. Чем лучше тесто прилегает к противню, тем ровнее получится обратная сторона изделия после сушки и обжига.

Остатки теста могут храниться несколько дней в закрытом пластиковом сосуде или полиэтиленовом пакете в прохладном месте. Если тесто отсырело и стало слишком влажным, следует добавить и размять в нем небольшое количество муки.

Инструменты  и материалы

Инструменты. Главными инструментами, конечно же, были и остаются наши пальцы. Но им нужны такие помощники, как стеки. Кроме того, пригодятся: нож, ножницы (лучше маленькие изогнутые), валик для раскатывания теста, зубочистка, трубочка от сока, стержень для шариковой ручки, пуговицы с рельефным рисунком (чтобы было удобнее пользоваться, их можно приклеить к пробкам от бутылок), чесноковыжималка; расческа, ситечко, вилка, кисти беличьи №1, 2, 3, банка для воды.

Материалы: гуашь цветная, краски акварельные и водоэмульсионная, пищевые красители, лак (сгодится любой бесцветный: фисташковый художественный, нитролак для столярных работ, для волос), бусы, бисер, тесьма, фольга для выпечки, мешки полиэтиленовые, палочки-плодоножки от различных фруктов, лавровый лист или другие листья деревьев с хорошей фактурой.

Мука - природный продукт, и ее качество может меняться от степени помола и природных условий, при которых зерно созревало. Поэтому на практике универсальный рецепт соленого теста приходится слегка корректировать. Для соленого теста лучше всего подходит пшеничная мука высшего сорта без добавок, эмульгаторов и рыхлителей. А в тесте из ржаной муки образуется больше пор, его труднее сушить, и в лепке оно более твердое. Различные сорта муки можно смешивать, например пшеничную и ржаную.

Соль добавляют в тесто исключительно как защиту от мышей и насекомых. Поэтому большое количество ее, в сущности, не требуется. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведет к образованию трещин на изделии. Соль грубого помола легко размельчить на кофемолке.

Вода. Воду в тесто добавляют только холодной, четко соблюдая рецептуру.

Рецепты соленого теста

  1. Рецепты соленого теста из пшеничной муки:

- 2 стакана (около 200 г) муки (мука должна быть белая, первого сорта. Серая мука хуже вымешивается, к тому же тесто получается очень липким, пристает к рукам).

- 1 стакан соли (соль «экстра», мелкая. Если у вас под рукой есть только крупная соль, ее можно перемолоть в кофемолке).

Высыпьте эту смесь в миску, добавьте воды и как следует вымесите. Тесто должно быть эластичным, мягким и податливым. Если тесто получается жидковатым, то можно вымешивать его дальше, добавляя понемногу муки до тех пор, пока оно не станет упругим.

Эластичность теста и прочность изделий из него можно повысить, добавив при замешивании 1-2 чайные ложки сухого обойного клея, разведенного в небольшом количестве воды или перемешанного с мукой и солью перед тем, как добавить воды. Можно добавить 1-2 столовые ложки растительного масла, клея ПВА или клейстера.

Можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например лепестки цветов.

1,5 стакана муки

1/2 стакана крахмала

1 стакан соли

180 г воды

 

2 стакана муки

1 стакан соли

100 г клея ПВА

80 г воды

 

2 стакана муки

1 стакан соли

1 стакан клейстера

 


  1. Рецепт теста из смеси пшеничной и ржаной муки

3 стакана пшеничной муки

1 стакан ржаной муки

2 стакана соли

1,5 стакана воды.

Ржаная мука придает изделиям теплый коричневатый оттенок деревенского хлеба. Получается тесто, хорошо поддающееся обработке.

Соленое тесто может быть крутым и мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды, если же прилипает к рукам, добавьте муки. Если с тестом будут работать дети, замесите его покруче, так как в теплых детских руках тесто быстро размякнет.

Во время работы тесто следует хранить в закрытой посуде или в полиэтиленовом пакете.

Окрашивание теста

Чтобы соленое тесто получилось цветным, как пластилин в коробочке, можно добавить в него пищевые красители, цветные чернила или гуашевые краски. Если изделие будет однотонным, краски можно добавить при замешивании, а если изделие должно быть разноцветным, то готовое замешанное тесто делят на части по количеству цветов. Затем скатывают шарики и в середине делают углубление, в которое добавляют гуашь, разведенную в воде до консистенции. После этого тесто тщательно разминают до получения однородно окрашенной массы.

Рассчитать необходимое количество краски помогут образцы:

- для голубого теста: 2 капли голубого красителя на 100 г теста;

- для розового теста: 5 капель красного красителя на 100 г теста;

- для желтого теста: 2 капли желтого красителя на 100 г теста;

- для зеленого теста: 2 капли зеленого красителя на 100 г теста;

- для лилового теста: 3 капли красного красителя и 1 каплю голубого на 100 г теста.

Чтобы окрасить тесто в коричневый цвет, возьмите 1 чайную ложку какао-порошка, разведите водой. Коричневый цвет придаст изделию и растворимый кофе, также разведенный в небольшом количестве воды.

При использовании пищевых красителей, а также натурального свекольного и морковного соков тесто не только получается цветным, но и не пачкает руки, что особенно важно при лепке с маленькими детьми. Из теста, окрашенного морковным соком, очень хорошо получаются личики кукол, человечков, ангелочков, клоунов и т. п. Даже после обжига цвет остается похожим на телесный, что облегчает работу тем, кто не очень хорошо владеет искусством росписи.

Если в тесто добавить молоко, то после обжига фигурка приобретет желтовато-золотистый оттенок. Молоко добавляйте в небольших количествах. Не бойтесь экспериментировать. Без молока не обойтись, когда вы лепите булочки, бублики, баранки.

Приемы работы с соленым тестом

  1. Раскатать тесто до толщины 1/2 см специальным валиком или скалкой на рабочей доске или сразу на противне.
  2. Вырезать тесто ножом или по шаблону.
  3. Чтобы соединить части изделия в одно целое, заранее смочите их мокрой кисточкой, и они склеятся.
  4. Плетение из двух, трех колбасок теста.
  5. Для изготовления розочек необходимо приготовить полоски длиной 6 см и толщиной приблизительно 1-1,5 см, раскатать их.. Расположить полоску на ладони и скрутить ее от кончиков пальцев к запястью. Дойдя до середины ладони, отогните полоску и свободным концом направьте ее вверх - в ее внутренней части появятся складки. Прикрепите розу к изделию зубочисткой.
  6. Рельефные углубления можно сделать, вдавливая в тесто красивые пуговицы, колосья травы и т.д. Из пуговиц, имеющих соответственный рисунок, можно изготовить печать.
  7. Используя подручные средства, можно добиться впечатляющего результата. Например, расческой можно нанести на тесто ажурный узор, а при помощи различных незатейливый вещиц можно сделать поверхность рельефной.
  8. Пользуясь чесночницей, можно сделать волосы фигуркам людей, шерсть животным и другие декоративные детали. Из теста, пропущенного через ситечко, получается тончайшая "вермишель", которую также можно использовать для этих целей.

Сушка и обжиг

Чтобы сохранить готовые изделия, их надо обжечь или высушить. Если соблюдать несложные правила обжига, изделия из соленого теста будут долгие годы радовать вас и ваших близких.

  1. Сушка на воздухе занимает много времени, на обратной стороне изделия при этом образуется углубление. При воздушной сушке влага испаряется медленно, поэтому на высушивание каждого миллиметра толщины изделия требуется 1 день сушки. Летом для сушки используют солнечное тепло .
  2. Сушка в духовом шкафу. Чтобы обжечь поделки из соленого теста, подойдет любая домашняя духовка, электрическая или газовая. Главное - поддерживать невысокую температуру (120-150 °С). Если у плиты нет градусника, то следите, чтобы пламя было совсем небольшим.

Прежде чем отправить изделия в духовку, сначала их подсушите. Летом изделия можно выставить на солнышко, а зимой самое сухое место - на верхних кухонных полках или на отопительных батареях. Через 2-3 дня, когда верхний слой изделия высохнет, можно обжигать.

Под изделия на противень подстелите хлопчатобумажный лоскут. Приклеившись во время обжига, он легко оторвется от готовых фигурок из теста, а противень останется чистым. Не бойтесь, что лоскут загорится. При такой невысокой температуре это невозможно. Не следует использовать вместо хлопчатобумажного лоскута бумагу, так как оторвать ее можно только с помощью воды.

Закончив обжиг, выключите духовку и откройте дверцу. Оставьте изделие остывать, не вынимая из печи, так как от перепада температуры обожженные изделия могут дать мелкие трещины.

Примечание: Противень черного цвета нагревается сильнее, и на всех этапах сушки температура снижается на 25°С. На просушку в газовой плите времени требуется в два раза меньше, чем в электрической. Если изделие вздувается или на нем появляется легкая выпуклость, значит, температура в духовке слишком высокая и, если ее не убавить, на обратной стороне изделия появятся трещины.

  1. Комбинированная сушка. Сначала изделие сушат на воздухе несколько дней, а затем досушивают в духовом шкафу. Такой способ особенно подходит для объемный изделий, например, для венков.

Изделия остаются белыми после сушки на воздухе или в духовом шкафу: при температуре не выше 125°. Коричневый цвет изделия можно получить, если в последний час сушки при температуре 150°С изделие покрыть свекольным сиропом, разведенным водой.

Изделие можно считать высушенным, если при постукивании по нему пальцем звук будет звонким. Если звук глухой, то изделие внутри еще сырое, и процесс сушки необходимо продолжить.

Раскрашивание изделий

Приступать к раскрашиванию можно только тогда, когда работы остынут после обжига. Чтобы краски были сочными и ложились ровно, изделие перед раскрашиванием грунтуют. Для этого можно использовать белую масляную краску, которую наносят грубой щетинистой кистью. Для последующего раскрашивания подходят водорастворимые краски (гуашь, акварель).

При раскрашивании поделок не лейте много воды. По возможности старайтесь работать быстро и аккуратно. Ведь даже обожженное тесто не любит сырости.

Начните раскрашивать с общего фона, заканчивая мелкими деталями. Рекомендуется сначала покрывать изделие светлыми красками - желтой, красной, оранжевой, а потом темными, холодными - зеленой, синей, фиолетовой и др. Если делать наоборот, изделие будет иметь грязноватый вид.

Примечание: Если после высыхания красок на поверхности изделия появились трещинки, значит, краски были нанесены слишком толстым слоем или эти краски вообще не годятся для покраски соленого теста.

Соляное глазурование

С помощью этого приема изделие заиграет переливами оттенков в бежево-коричневой гамме. В течение последнего часа обжига выдерживайте изделие в духовом шкафу при температуре 150°С и многократно смазывайте его кисточкой, смоченной в соленой воде. Если вы хотите, чтобы изделие подрумянилось посильнее, включите духовку до 200°С и проводите глазирование солью до тех пор, пока оно не приобретет желаемый оттенок коричневого цвета.

Поскольку "соляная глазурь" образуется кристаллами соли, обработанные таким образом поделки можно не лакировать.

Лакирование

Лаковое покрытие защищает изделие от влаги. Прозрачные лаки могут быть густыми и жидкими. Жидкие лаки плохо защищают изделие из соленого теста, поскольку они проникают во внутрь, и поэтому изделие приходится лакировать много раз. Тем не менее, такие изделия выглядят более румяными и менее блестящими. Густые прозрачные лаки надежно защищают от влаги и имеют зеркальный блеск.

Раскрашенные изделия всегда нужно лакировать, т.к. под защитным слоем лака краски не будут обсыпаться, крошиться и выгорать.

Если вы хотите просто закрепить краску, чтобы она не пачкалась, то подойдет обычный лак для волос. А если вам нужно, чтобы ваши изделия или их отдельные детали, например посуда или глаза у животных и кукол, заблестели, то можно применить тот лак, что используют художники для живописных работ, или нитролак для деревянных поверхностей. Важно только, чтобы лак был прозрачным.

Как спасти работу, если она треснула

Случается, что на изделии появилась трещина. Не отчаивайтесь. Любую трещину можно склеить и спрятать так, что никто не заметит заплатки.

В клей ПВА добавьте муку, получится густая липкая паста. Трещинку слегка смочите мокрой кис­точкой, затем залепите приготовленной пастой, разгладьте мокрой кисточкой. Теперь пусть паста высохнет. Затем приступайте к росписи.

Если работа была уже раскрашена, то заделочную пасту надо приготовлять под цвет пострадавшей фигурки. Делается это так: составьте колер нужного цве­та, добавьте немного клея ПВА для прочности, а для густоты всыпьте муку. Тщательно перемешайте. Затем полученной пастой заделайте трещину с помощью стека, кисточки или просто пальцами. Когда изделие высохнет, при необходимости покройте его лаком.

Использование дополнительных материалов

Поделки будут выглядеть гораздо веселее и забавнее, если, например, зайчонку или кукле приклеить волосы из ниток, одеть в сарафан из ситца, слоненку связать настоящий свитер из пряжи. На картинке-панно можно сделать занавески с настоящими кружевами.

Самый удобный клей для такой работы - ПВА. Он быстро сохнет, почти не имеет запаха. При высыхании становится прозрачным. Можно придумать различные орнаменты и композиции с применением сухоцветов, семян, круп. Черный душистый перец или гвоздика могут стать глазами соленого героя. Делается это так: во время лепки семена или сухоцветы вставляют в соленое тесто, а потом обжигают в духовке. Клей здесь не понадобится, только не забывайте смазывать места соединений мокрой кисточкой.

Земляничка получится как настоящая, если ее обвалять в манной крупе. Конечно, в этом случае лучше всего работать с цветным тестом.

Композиции из соленого теста

Из соленого теста можно лепить целые композиции-картинки. Прежде чем приступать к работе, надо придумать тему - на ней и будет основываться композиция.

В декоративной работе композицией называется расположение отдельных элементов, разных по величине, но вместе составляющих единое целое.

Работу над композицией надо всегда начинать с эскиза. Потом выбрать главный элемент, сосредоточить на нем свое внимание и подумать, что останется второстепенным. Обратите внимание на то, чтобы второстепенные детали в вашей композиции не выглядели оторванными, отдельными, а, наоборот, дополняли бы и подчеркивали выразительность главного. И сколько бы деталей ни было в вашей композиции, они должны смотреться как единое целое.

Композиция “Мужичок

   Эту композицию мы будем лепить из цветного теста. Нам понадобится неокрашенное соленое тесто и набор гуашевых красок. Возьмем в одну руку кусочек теста, посередине которого сделаем ямку. Пальцем другой руки возьмем из баночки немного краски и поместим в это углубление, и все перемешаем.

Гибкие фигурки


            Материалы к уроку: соленое тесто разных цветов, круглая шляпная резинка, несколько больших гвоздей, нож. Для раскраски фигурок понадобится гуашь, клей ПВА и кисточки.

  1. Скатайте шарик из теста телесного цвета. Смажьте гвоздь растительным маслом и осторожно ввинтите его в шарик. Это будет туловище.
  2. Скатайте 2 колбаски – ручки и прилепите их на туловище. На концах рук остриями ножа наметьте пальчики. Затем отложите туловище в сторону (не снимая с гвоздя).
  3. Скатайте шарик – голову и наденьте на гвоздь. Вытяните носик. Сделайте улыбку стеком, а глаза – острием карандаша.
  4. Из цветного теста сделайте лепешку – берет, наденьте его на голову, смочив место соединения водой. Голову при этом с гвоздя не снимайте.
  5. Возьмите комок цветного теста, таким же размером, как и туловище. Разделите его пополам, скатайте две одинаковые колбаски и осторожно ввинтите в них гвозди – это ноги. Теперь из двух шариков сделаем башмаки и продырявим их гвоздем.
  6. Все части фигурок обожжем или высушим при комнатной температуре.
  7. Раскрасим человечка, оставив незакрашенными лицо и кисти рук.
  8. И, наконец, соберем все детали на резинку

 Список литературы

  1. Кискальт Изольда. Соленое тесто. – М.:Арт-Пресс, 2001
  2. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. - М.: Эксмо, 2003
  3. Назаркин А.Д. Сибирская народная игрушка. - Иркутск, 1995
  4. Чаянова Г.Н. Соленое тесто для начинающих. – М.:Дрофа-Плюс, 2005
  5. Данкевич Е. Лепим из соленого теста. – Кристалл, 2001
  Наверх