Вервинская Олеся Николаевна,
педагог дополнительного образования,
МБОУ ДО «Центр развития творчества «Радуга»,
г.Уфа
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Бумажная планета» ДПИ
художественной направленности
для учащихся от 7-12 лет
Срок реализации программы: 3 года
Содержание
Пояснительная записка.
Учебно – тематический план.
Содержание изучаемого курса.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы.
Список литературы.
Пояснительная записка.
Данная дополнительная общеобразовательная программа направлена на развитие у учащихся 7-12 лет творческого воображения, эстетических чувств, расширение кругозора, памяти.
Обучение в объединении «Бумажная планета» ДПИ включает в себя не только изучение различных техник, но и пробуждение творческой фантазии у учащихся. Занимаясь в объединении, учащиеся получат возможность самостоятельно открыть для себя волшебный мир бумаги, овладеть различными приёмами и способами действий с бумагой. Научившись мять бумагу, рвать, резать, закручивать в жгуты, сгибать в разных направлениях, освоив умения работать с чертежами, схемами, шаблонами, ребёнок сумеет выполнить самые разнообразные изделия – игрушки, сувениры, плоскостные и объёмные композиции.
В процессе обучения создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционального положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к деятельности. Занятия позволят учащимся открыть в себе творческие способности, развить воображение, пространственное мышление, умение наблюдать, развивать память, мелкую моторику, глазомер, чувство цвета, композицию. Так же в процессе деятельности у учащихся будут воспитываться нравственно - волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.
Таким образом, создание композиций при обучении оригами, аппликации, бумажной филиграни, торцеванию способствует применению знаний, полученных на уроках художественного труда, изобразительного искусства, окружающего мира.
Занятия в объединении создает основу для творческого проявления и в других видах деятельности. Интерес к творческой деятельности возникает в детстве и часто продолжает развиваться и углубляться в следующие годы.
Актуальность предполагаемой образовательной программы определяется запросом учащихся на программы художественно- эстетического развития. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам, удовлетворяют их тягу к знаниям, развивают художественные и творческие способности. Впервые, взяв в руки квадрат, сделав первую аппликацию, учащиеся испытывают радостное изумление, обнаруживая, что они могут сделать вещи, казавшиеся ранее нерукотворными. Учащиеся становятся участниками увлекательного процесса в создании полезных и красивых изделий.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что в каждом разделе программы представлены различные техники работы с картоном и различными видами бумаги, а также работа с бросовым материалом, что формирует осознанное отношение детей к объектам природы
Таким образом, при её освоении у обучающихся развивается способность творческого поиска в разработке собственных композиций. Развивается художественный вкус, память, воображение.
Данная программа отвечает социальному заказу микрорайона Шакша и является ориентиром для развития мотивации личности учащегося к познанию творчества
Данная образовательная программа «Бумажная планета» ДПИ педагогически целесообразна, так как способствует гармоничному развитию учащихся, воспитанию у них трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных качеств.
Цели программы: развитие творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Педагогическая целесообразность определяет цели и задачи образовательной программой «Бумажная планета».
Задачи программы:
Образовательные
- Обучение различным приемам работы с бумагой.
- Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Развивающие:
- Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии де
Воспитательные:
- Расширение коммуникативных способностей учащихся
- Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
В Письме Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ» подчёркнут один из важнейших принципов проектирования программ – разноуровневость.
Данная дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на учащихся разного уровня развития: для способных, одаренных детей и детей инвалидов. Разноуровневость отражена в приложении посредствам заданий, упражнений, тематических схем и т.д.
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы: тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения аппликации, оригами, бумажной филиграни, техники торцевания дети углубляют свои познания о природе и знакомятся с основными геометрическими понятиями.
Программа включает в себя не только обучение технике аппликации, оригами, бумажной филиграни, технике торцевания но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике бумажная пластика, оригами. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации.
Контингент учащихся
Дополнительная общеобразовательная программа «Бумажная планета» ДПИ направлена на учащихся 7-12 лет и рассчитана на 3 года. Объединяет группы учащихся школ микрорайона Шакша. В объединение принимаются все желающие учащиеся начальной и средней школы.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Бумажная планета» ДПИ рассчитана на три года.
Для 1 год обучения:
Количество учащихся в группе: 15 человек.
Продолжительность учебного часа: 2 часа.
Условия вхождения в программный модуль: по желанию.
Количество часов в год - 144ч.
Количество занятий в неделю: 4ч.
Форма занятий: групповая.
Предпочтительный возраст: 7-8 лет.
2 год обучения:
Количество учащихся в группе: 12 человек.
Продолжительность учебного часа: 2 часа.
Условия вхождения в программный модуль: по желанию.
Количество часов в год - 144ч.
Количество занятий в неделю: 4ч.
Форма занятий: групповая.
Предпочтительный возраст: 9-10 лет.
3 год обучения:
Количество учащихся в группе: 10 человек.
Продолжительность учебного часа: 2 часа.
Условия вхождения в программный модуль: по желанию.
Количество часов в год - 144ч.
Количество занятий в неделю: 4ч.
Форма занятий: групповая.
Предпочтительный возраст: 11-12 лет.
Формы и режим занятий
Режим занятий определен требованиями санитарно-эпидемиологическими правилам и нормативами СанПин 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014г. №41)
На учебных занятиях в объединении активно используются следующие формы занятий:
ГРУППОВАЯ ФОРМА
При данной форме работы в объединении «Бумажная планета.ДПИ» собирается не весь коллектив детского объединения, а небольшой стабильный состав учащихся одинаковым уровнем подготовленности, а также примерно одного возраста. Большое значение при групповой форме работы имеет общность интересов учащихся.
ФРОНТАЛЬНАЯ ФОРМА
Фронтальная форма работы позволяет педагогу управлять образовательной деятельностью всего объединения. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения педагога держать в поле зрения весь коллектив и при этом не упускать из виду работу каждого учащегося (может совмещаться индивидуальный и коллективный подход).
Важно фронтальную форму работы объединения дополнять групповыми и индивидуальными формами для достижения более высоких результатов в педагогической деятельности.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Ожидаемый результат по образовательному компоненту:
- знание свойств бумаги, базовых форм и приёмов работы с бумагой;
- наличие навыков самостоятельно работать по схемам и с шаблонами
- знание технологии изготовления плоской и объёмной аппликации
- наличие знаний норм по предметам: математика ,изобразительное искусство, окружающий мир
Ожидаемый результат по развивающему компоненту:
- наличие разностороннего кругозора;
- наличие коммуникабельности;
- наличие наблюдательности и внимательности;
Ожидаемый результат по воспитательному компоненту:
- воспитание трудолюбия, умения анализировать и доводить до конца любое начатое дело;
- наличие толерантности: уважительного отношения друг к другу, способности ладить и уживаться с людьми разных культур и религий.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы
- Теоретические (лекции, эстетические беседы, анализ и оценка.)
- Демонстрационные (просмотр художественного материала, анализ и оценка.)
- Практические (учебно-практические упражнения, творческие работы, научно – практические конференции, )
- Метод контроля и самоконтроля (опрос, тестовые задания), участие в творческих конкурсах, организация творческих выставок).
На 2018-2019 учебный год в дополнительной образовательной программе « Бумажная планета» ДПИ был прописан следующий, третий год обучения .В связи, с данными изменениями, срок реализации программы – 3 года.
Посмотреть всю работу (нажмите здесь)