E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Красникова Евгения Александровна, методист по выставочной работе

  Красникова Евгения Александровна,

   методист по выставочной работе,

МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»,

г. Череповец, Вологодская область

 

Красникова Евгения Александровна, методист по выставочной работе

 

  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

интеллектуально-познавательной программы

«Юные таланты – Череповцу!»

на базе городской выставки творческих поделок,

посвященной Дню города.

Пояснительная записка.

Красникова Евгения Александровна, методист по выставочной работе

Цель:

способствовать расширению кругозора и  укреплению нравственной культуры юных горожан.

Задачи:

- способствовать формированию бережного и внимательного отношения детей и подростков к родному городу, его культурному наследию;

- воспитывать любовь и уважение к природе своего города, бережному отношению к ней посредством прикладного творчества;

- развивать способности видеть «прекрасное» в природе, пополнять знания по сбору и использованию природных материалов через экскурсию.

- развивать сообразительность, смекалку, умение общаться и сотрудничать в коллективе в процессе игры.

 План программы:

  1. Приветствие. Вступительное слово.
  2. Экскурсия по залу.
  3. Игра - путешествие «В городском саду».
  4. Заключительное слово. Рефлексия.
  5. Самостоятельный просмотр экспозиции. Заполнение книги отзывов

Характеристика участников:

В мероприятии принимают участие  учащиеся 2 – 5 классов, количество 15 - 20 человек.

Время проведения:

Продолжительность мероприятия 50 минут.

Оформление и оборудование:

Программа проводится в выставочном зале на базе городской выставки осенних поделок и композиций «В городском саду», посвященной Дню города.

Оборудование и реквизит:

  1. Использование  выставочных экспонатов.
  2. Афиши с названиями остановок.
  3. 2 комплекта фотографий  и названий городских парков.
  4. Карточки с вопросами на лепестках цветов.
  5. Карточки – рисунки с вопросами разных сложностей.
  6. Картинка - пазлы «У парка»
  7. Корзинка с лесными дарами.
  8. 2 набора осенних листьев (сухие и рисованные)
  9. Набор названий улиц – 2 комплекта.
  10. 10.  Набор разрезных пословиц и поговорок об осени.
  11. 11.  2 комплекта фотографий  с видами старого и современного города.
  12. 12.  2 конверта с заданиями.

13. Жетоны – листочки.

Условия и особенности реализациии

     Группа детей делится на 2 команды (7 – 10 человек).  

Игра - путешествие состоит из 6 частей.  В каждом «уголке» сада ребята отвечают на вопросы, выполняют задания, играют командами. В 3 и заключительной части проводятся игры, в которых принимают участие поочередно все игроки из обеих команд.  За каждый правильный ответ команды получают 1 жетон (листок).

Далее подсчитываются листочки, ведущий подводит итог, благодарит команды за игру и поздравляет победителей.

 В завершении программы проводится рефлексия с помощью рефлексивного экрана.

Методические рекомендации.

  1. Игра проводится на базе выставки осенней тематики, посвященной Дню города, и предполагает использование экспонатов в качестве наглядных средств.
  2. В рамках проведения программы «В городском саду» целесообразно познакомить детей  с экспозицией «В городском саду», так как в ходе экскурсии дети знакомятся с природой родного края, с достопримечательностями города, его прошлым и настоящим.  
  3. Для работы жюри игры-путешествия можно привлечь ребят-посетителей, педагога.
  4. После ответов  на каждый вопрос ведущий комментирует их, помогает сделать выводы, систематизировать полученные знания.
  5. Для создания эмоционального настроя детей в ходе проведения мероприятия используется музыкальная подборка осенней тематики.
  6. Очень важен итог мероприятия, организация обратной связи со зрителями и участниками. Помимо тетради отзывов, можно провести рефлексию высказыванием каждого участника мероприятия по кругу, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана (плаката):

- сегодня я узнал…

- было интересно…

- я понял, что…

- я приобрел…

- я научился…

- я попробую…

- меня удивило…

- мне захотелось…

В результате проведенной рефлексии данной программы  можно определить:

- наличие у детей интереса к проводимым выставкам;

- активность участников в ходе мероприятий;             

- проявление эмоционального отношения к содержанию программы.

Сценарий программы.

Звучат песни осенней тематики.

Ведущий:

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, коллеги! Мы рады приветствовать вас всех сегодня в Центре дополнительного образования детей.

Сменяя лето, в город незаметно подошла осень. Какая она?

(ответы детей)

 Ведущий:

     Веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком  и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. Но мы любим ее за щедрость, за редкие, но славные теплые денечки, за красоту дивной поры – прелесть желтеющей листвы, очарование пышных цветов

     Я приглашаю вас посмотреть красоту и разнообразие поделок, композиций, букетов, представленных на экспозиции «Юные таланты – Череповцу!». Эту выставку мы посвящаем нашему любимому городу. 4 ноября ему исполнится  237 лет. Для города это немного, он ещё молод и полон  сил для бурной и цветущей жизни. А в день рождения, как известно, принято поздравлять, желать добра и здоровья, дарить цветы,  подарки, стихи,  песни. Ребята и педагоги Череповца решили выразить городу искреннюю любовь и подарить ему своё творчество,  представленное в изумительных  композициях из природного материала, разнообразных изделиях народных ремесел нашего края. Вы сможете познакомиться с новыми идеями юных талантливых и ярких исполнителей!

Экскурсия по залу.

 

ХОД ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ.

Ведущий делит ребят на 2 команды.

Ведущий:

    Путешествие – это всегда открытие,  встреча с неизведанным. И сейчас вы в этом убедитесь. Я приглашаю ребят-участников посетить удивительный ГОРОДСКОЙ САД. Наша игра-путешествие так и называется «В городском саду». Мы посетим самые его отдаленные уголки, – а именно:

 «У парка», «Осенний листопад», «Лесной тропой», «На Воскресенском», «Речка-реченька», «Городские цветы».

Ведущий показывает оформленные уголки с афишами в зале.

Ведущий:

В процессе игры, правильными ответами вы будете зарабатывать вот такие жетоны – осенние листочки (показ). Команда, набравшая наибольшее количество листочков, по завершении игры, - выходит победителем из «Городского сада».

I.

Ведущий:

 Первым нас встречает уголок под названием «У парка». Чтобы попасть в парк, командам нужно собрать картинку–пазл с видом парка и назвать его.

Дети собирают картинки.

Команда, справившаяся первой, имеет возможность первой назвать парк.

Ведущий:

В нашем городе есть множество аллей, скверов и, конечно, парков. Я предлагаю рассмотреть фотографии с видами парков нашего города и правильно подобрать их названия. Это и современные небольшие парки, и памятники культуры с историческим прошлым.

Командам выдается по пакету с фотографиями и названиями парков: парк КиО, Комсомольский парк, парк 200-летия Череповца, парк им. Н.В. Гоголя, привокзальный парк. Приложение № 1.

II.

Ведущий:

Далее на нашем пути - «Осенний листопад».

Его обитатели вам хорошо знакомы.

                 Падают с ветки

                 Золотые монетки?

Дети отвечают: листья

Ведущий:

 Конечно. С приходом осени наряжаются они в яркие легкие платья – желтые, оранжевые, красные, и грациозно кружатся от любого дуновения ветерка, весело перешептываясь друг с другом.

  1. Я предлагаю командам назвать деревья, листочки которых закружились в веселом вальсе, слетев с деревьев (командам выдаются наборы листьев)?

Командам выдаются конверты с вопросами?

  1. - Назовите наиболее распространенные деревья, растущие на аллее?

- Назовите наиболее распространенные деревья, растущие         

          на улицах города?

Ведущий:

«В осеннем ненастье шесть погод на дворе: сеет, веет, крутит, рвет, сверху льет и снизу метет». Я предлагаю командам собрать пословицы и поговорки.

  1. Проводится игра «Собери пословицы и поговорки об осени».

Ведущий выдает каждой команде по пакету

 с разрезными  пословицами и поговорками.

III.

Ведущий:

    Раскидывая сухие разноцветные листочки, шуршащие под ногами, мы незаметно подошли к «Лесной тропе». Своеобразная северная природа…Яркое разноцветье трав и лесов, великолепные пейзажи, красота родного края чаруют и манят дальше по лесной тропе. Шагая по тропинке, надеемся встретить что-то необыкновенное и загадочное… Если внимательно вглядеться, то в старом сучке можно увидеть птицу или змею. А в самой чаще скрываются невероятные фантастические силуэты корней и коряг, пней, древесных грибов. 

1. Я предлагаю командам найти на выставке и записать названия 3 - 5 композиций с применением лесных материалов.

Дети выполняют задание. Ведущий проверяет и комментирует.

Ведущий:  

     Ребята, посмотрите, что я нашла на лесной тропе!

Ведущий показывает корзинку.

Урожай в лесу поспел,

Все берут корзинки.

Что же будут собирать

На лесных тропинках?

Что же будут собирать,

Вам придется угадать!

Предлагаю командам поиграть. Попробуйте на ощупь, с закрытыми глазами, догадаться что за лесные богатства находятся в этой волшебной корзинке.

Команды поочередно вытаскивают из корзины лесные дары: ветки, коряги, желуди, шишки, ягоды, древесный гриб, орехи, мох.

VI.

Ведущий: 

     По лесной тропинке мы вновь вышли к городским проспектам. И сейчас находимся на одном из них.

Назовите самую первую улицу нашего города, которая сохранилась  до наших дней?

                    Ответы детей.

Ведущий:

Да, верно. Мы с вами находимся на Советском проспекте  или, первоначальное его название, -  на Воскресенском.

И сейчас поговорим об историческом прошлом нашего города.

Весь Воскресенский проспект того времени представлял вереницу торговых рядов и жилых зданий. На первом этаже размещались торговые лавки, а второй этаж был жилым.

1. Рассмотрите фотографии зданий старого и современного города.  Определите их соответствие?

Детям дается на выбор по 2 (для 2-3 классов) – 4 (для 4-5 классов) набора фотографий. Ведущий комментирует ответы детей.

 2. А сейчас – блиц-опрос:

- Кем и когда основан Воскресенский монастырь?

                          В 1380 году Афанасий и Феодосий.

-  Назовите самую первую улицу нашего города, которая сохранилась  до наших дней?

                    Советский проспект, бывший - Воскресенский.

-  Когда вышел Указ Екатерины 2 об учреждении города Череповца и     сколько   ему лет? (для детей 5 классов)                        

                         4 ноября 1777 года,  234 года.

  - Ежегодно Череповец празднует свой день рождения. Назовите эту дату?

(для детей младшего школьного возраста)

                    4 ноября.

-  Назовите театр, в котором проходят концерты классической музыки?

                          Камерный театр.

3. Традиционно выставка осенних композиций посвящена Дню города. Найдите на выставке работы, изображающие Воскресенский проспект.

Команды просматривают экспозицию. За правильно найденный экспонат –  листик-жетон.

V.

Ведущий:

А перед нами уже раскинулась «Речка-реченька». Красиво и величаво спокойное течение раскинувшихся городских рек.

И первое задание таково:

1. Напишите названия рек, протекающих по нашему городу. За каждый правильный ответ – 1 листик-жетон.

2 реки: Шексна, Ягорба.

2. Выберите улицы нашего города, проложенные вдоль рек?

Набережная, Матуринская, Парковая, Судоремонтная, Моченкова, Гоголя.

Детям выдается по пакету с названиями улиц. Приложение № 3.

3. Назовите количество мостов, соединяющих берега нашего города? Назовите их.

(Октябрьский, Северный, Ягорбский).

4. Командам выдается конверт с заданием:

- Назовите материалы водных просторов, которые юные умельцы использовали для изготовления осенних композиций?

- Найдите и покажите на выставке 3 – 5 поделок с применением ракушек, камней?

VI.

Ведущий:

И, наконец, мы подошли к прекрасному уголку нашего сада –  «Городские цветы».

Наш город украшает множество самых разнообразных цветов.  Назовите самые распространенные из них, украшающие улицы и проспекты нашего города, аллеи и скверы, клумбы, парки?

Петуния, календула (ноготки), настурция, флоксы, георгины,

мелиссу, анютины глазки, тагетес (бархатцы), космея.

Ведущий:

Среди всего разноцветья вы видите отдельные лепестки. Я предлагаю игру «Собери цветок».

Команды поочередно из каждой команды вытягивают лепестки с вопросами,

отвечают на них и составляют лепестки в единый цветок.

Вопросы на лепестках:

1.Этот осенний цветок назван в честь русского путешественника Георги. Чудесный, яркий округлый цветок с плотными соцветиями распространился по всем садам Европы. А ныне украшает клумбы парков, аллеи. Назовите его.

                Георгин.

2. Когда ботаники и садоводы стали выводить новые сорта этого осеннего цветка, то неожиданно, спустя 22 года, расцвел махровый цветок, его желтая серединка исчезла, из трубчатых цветочков вылезли язычки. Садоводы сравнили его со звездой. Мелкие звездочки украшают цветочные композиции, городские улицы и проспекты. О каком цветке идет речь?

               Астра.

3. Как называется искусство создавать композиции, букеты, панно, коллажи и другие произведения из живых, засушенных и искусственных цветов, растений и различных природных материалов. Цветы являются прекрасным творением природы, а это искусство превращает их в неповторимые уникальные произведения искусства.

                          Флористика (создание гармонии и оживление пространства).

4. Как называется творческая профессия художника, который создает свои произведения из растений?

                         Флорист.

Флорист — это профессия не только творческая, но и очень ответственная и интересная. Требования в современном мире к этой должности очень высоки - флорист обязан знать сорта цветов, уметь составлять букеты и цветочные композиции, оформлять интерьер,  создавать "цветочные проекты", которые еще не использовались во флористике.

Именно флористами и ландшафтными дизайнерами в нашем городе созданы великолепные растительные скульптуры. Назовите их!

5. Растительная скульптура плавучего старинного средства на улице Краснодонцев?

                    Ладья.

6. Растительная скульптура на углу улицы Гоголя и проспекта Победы в Заречье (напротив ТЦ «Рассвет»)?

                    Панда.

7. Этот скульптурный растительный красавец не так давно украшал улицу Металлургов и посматривал на детскую библиотеку, где хранятся сказки с его участием?  

                    Петушок.

8. Грациозная парочка длинношеих птиц – растительные скульптуры на Красноармейской площади, посматривают на боевое орудие времён ВОВ – зенитку?

                     Лебеди.

9. Этот персонаж стал символом 2013 года, первоначально украшал Октябрьский проспект, а следующим летом улицу Сталеваров?

                     Дракончик.

10. Знаете ли вы, какова эмблема музыкального искусства? Издавна ее привыкли изображать в виде изящного инструмента: фигурная изогнутая рама, скрепленная сверху перекладиной, к которой тянутся струны. Ежегодно она украшает улицу Сталеваров перед Октябрьским мостом (напротив Дворца ДК «Северсталь»)?

                       Лира.

Заключительная часть.

Ведущий:

    Подошло время подвести итог нашего увлекательного путешествия  «По городскому саду». Я прошу команды посчитать жетоны-листочки.

Под струящиеся осенние звуки команды посчитывают количество баллов-жетонов. Ведущий объявляет победителей.

Поздравление всех участников игры.

 Ведущий:

    Подошла к завершению наша встреча с прекрасным миром творчества и фантазии, с увлекательными страничками города, его историей и традициями, красотой и    богатством осенней природы. Каждый из вас сегодня смог показать свои знания и открыть для себя что-то новое, путешествуя по «Городскому саду». Надеюсь, выставка «Юные таланты – Череповцу!», посвященная Дню города, вдохновит вас на создание творческих  фантазийных работ и участие в городских мероприятиях Центра дополнительного образования детей.

Проведение Рефлексии.

Ведущий предлагает всем детям встать в круг и поочередно, выбрав начало фразы из рефлексивного экрана, высказать свое мнение, выразить эмоциональное состояние, отношение к творчеству и к программе в целом.

Фразы рефлексивного экрана (плаката):

- сегодня я узнал…

- было интересно…

- я понял, что…

- я приобрел…

- я научился…

- я попробую…

- меня удивило…

- мне захотелось…

Ведущий благодарит детей за участие в программе.

Самостоятельный просмотр экспозиции, заполнение книги отзывов.

 Используемая литература:

  1. Бланк А.С., Катаников А.В., «Череповец». – Вологда, 1963.
  2. Белогрудов О. «Северные зори» Череповца. – Череповец, 1992.
  3. Конькова В.И. «История Череповца», Череповец, 2003.
  4. Челноков Б. Северная сталь, - Череповец, 2004.
  5. «Соборная горка», Выпуск 1, Череповец, 2001.
  6. Сухова Т.А. Методические материалы к экскурсии «Новый «старый» Воскресенский», - Череповец, 2006.
  7. М.Ю. Бесова. «В школе и на отдыхе».
  8. О.В. Зайцева, Е.В. Карпова. «На досуге».
  9. Использование материалов сети Интернета.

Посмотреть всю программу (нажать здесь)Metodicheskaya-razrabotka-programmy-Yunye-talanty-Cherepovcu.doc [480 Kb] (cкачиваний: 20) Посмотреть Приложение к программе (нажать здесь) Prilozhenie-k-programme.docx [3,37 Mb] (cкачиваний: 20)

  Наверх