E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Хаустова Оксана Валерьевна, воспитатель

Хаустова Оксана Валерьевна,

воспитатель,

ГКОУ РО школа-интернат VIII вида,

с.Развильное

Методическая разработка

внеклассного мероприятия 

"Хлеб - всему голова!"

Цели мероприятия: Формировать знания детей о хлебе - как основе жизни человека;

развивать знания детей о процессе    выращивания хлеба, о нелёгком труде хлебороба;

познакомить детей с обычаями русского народа связанными с хлебом;

воспитывать чувство бережного отношения к хлебу.

Оборудование мероприятия: Мультимедийный проектор, экран,  свежая выпечка, хлеб, каравай.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент.

В-ль: (Дети встали). Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами  очень интересное занятие, нам  предстоит узнать много нового и полезного. Поэтому я прошу вас оставить только хорошее настроение, настроиться на плодотворную работу.  Садитесь.

2. Введение в тему.

В-ль: Ребята, вот вы зашли в класс, и наверное все почувствовали какой-то запах? Чем пахнет в классе?

Дети: В классе пахнет хлебом.

Воспитатель. Показывает выпечку и  читает ст-ние:

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – тёплый золотистый, словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье – наша сила, В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

 В-ль: Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Дети: Мы сегодня будем говорить о хлебе.

В-ль: Правильно. Сегодня на занятии мы будем говорить о хлебе, узнаем историю его происхождения, узнаем цену хлебу, а также о том, какое значение имеет

хлеб в жизни каждого из нас; о нелёгком труде людей выращивающих

хлеб; и конечно же о бережном отношении к хлебу.

Тема нашего занятия: «Хлеб- всему голова». (Слайд+на доске на листах).

В-ль: А кто мне скажет, что такое хлеб?

Дети: (ответы детей).

В-ль: ХЛЕБ- это пшеничный продукт, выпекаемый из муки. (слайд).+ на доска.

В-ль: Давайте совершим небольшое путешествие в прошлое, выясним, откуда пришел к нам хлеб, какой бывает хлеб.

В-ль: Сегодня к нам на встречу пришел ученый, доктор исторических наук, который нам расскажет об истории хлеба.

Доктор исторических наук (ученик): (слайд)

Первыми хлебопеками были египтяне. Они пекли хлеб в виде лепешек на горячих от солнца камнях. В Египте они ели пресный хлеб. В жарком климате, тесто быстро закисало и его выбрасывали. Но потом люди поняли, что из кислого теста тоже можно печь вкусный хлеб. Так родился новый вид хлеба – кислый хлеб. Вначале в Европе пекли хлеб из пшеничной муки, и ячменный хлеб из ячменя, а с 17 века стали употреблять ржаной хлеб, который выпекали из ржаной муки. С 19 века хлебопечение стало самостоятельной профессией.  (Слайд).

В-ль: Значит, ребята, какое зерно можно использовать для изготовления муки?

Д: Это пшеница. (Слацд).

В: Какой хлеб выпекают из пшеницы?

Д:  из пшеницы выпекают белый пшеничный хлеб.   ( слайд)

В:А знаете ли вы из чего пекут чёрный хлеб?

Д: Чёрный хлеб пекут из ржи.               /Слайд/

В:  чёрный хлеб еще  называют – ржаным, потому что его выпекают из ржаной муки. (показать кусочки, сравнить цвет, сравнить вкус)    (Слайд).

В: Какой хлеб вкуснее?

Д: Белый пшеничный.

В: А как вы думаете, нужен ли  нам  черный хлеб? Важен ли в питании человека хлеб?

(Ответы детей)

В-ль: На этот  вопрос нам поможет ответить доктор медицинских наук.

Доктор медицинских наук: слайд

 По подсчетам ученых-медиков взрослый человек съедает в день около 500 гр. хлеба, а при тяжелой физической работе около 800 гр.( 1 буханку хлеба.) В хлебе  до 7% белка, и от 40 до 45% углеводов,это  почти половину энергетических ресурсов, необходимых человеку в день. В нем, особенно в черном хлебе, много минеральных солей и витаминов. Свежий хлеб, безусловно, вкуснее. Многие не едят даже слегка зачерствелый. Однако надо помнить, что свежий хлеб, тем более еще теплый, отягощает деятельность желудка, плохо переваривается. Его не рекомендуют даже здоровым людям, и он должен быть совершенно исключен из питания тех, кто страдает заболеваниями желудка или кишечника. Им полезен хлеб вчерашний или подсушенный. Людям с избыточным весом полезно есть черный хлеб.

В-ль: Спасибо, доктор. Теперь мы знаем, для чего нам нужен хлеб, и как правильно употреблять его в пищу.

В-ль:Хлеб всегда был в почете у людей… Хлеб, хлебушко, хлеб-батюшка, хлеб-кормилец,                   (слайд)

- так ласково и уважительно называют его в народе . Это не только продукт питания… Хлеб- мерило достатка, символ благополучия, человеческой доброты.

В-ль:Почему люди так почтительно относятся к хлебу? Чем же он дорог им.

 Дети:  Хлеб - главная еда  человека.

    В-ль:   Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру, спросил:
- Сколько стоит мой самородок?
-1000 руб. – ответил ювелир. Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал: -Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.
Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.
-Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку.
Взял в руки золото мудрец: “Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни”.

В-ль:  Что-же дороже всего на свете?  (Слайд).

Д: хлеб

В-ль: Только тот, кто испытал голод, знает истинную цену хлеба.
Эту цену хорошо знают  “ленинградцы”.                                                           (слайд).

Очень дорог был хлеб во время войны в городе Ленинграде. Немцы окружили город, продуктов не хватало,и  пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 гр,, а остальные жители – 125 гр. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей  (показать детям состав это хлеба). И все-таки он помог ленинградцам не только выстоять, но и победить. Они выжили, и хлеб для них стал поистине дорогим, священным.

Есть хлеб - будет жизнь! Хлеб и жизнь, эти два слова стоят рядом. Они неотделимы друг от друга.

 (показать детям кусочки хлеба) (слайд).

В-ль: в наше время мы не испытываем недостатка в хлебе, мы привыкли к тому , что у нас на столе каждый день появляется хлеб. А знаете ли вы,  откуда  он берется?

Дети:Ответы детей (пекут из муки т.д)

В-ль: послушайте ст-е

На фоне тихой музыки звучат слова: (воспит-ль)

Золотеет простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб».

Вот зерно течёт рекою,

Чтобы сделаться мукою.

Мы говорим: «Хлеб».

Тесто кружится в квашне,                    (слайды)

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб».

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.                               

В-ль: Скажите, ребята, а как вы думаете, легко ли достается хлеб людям?

Дети: Нет, не легко, чтобы хлеб попал к нам на стол, надо много трудиться.

В-ль: Правильно. Изобилие хлеба, как залог зажиточной жизни народа – заветная мечта миллионов людей во всём мире. Но все ли из нас знают, каким нелёгким трудом достаётся хлеб. Все ли представляют себе, что подобно капле воды, отражающей солнце, он вобрал в себя труд тысяч людей.

День и ночь – и в палящий зной , и в дождь – идет настоящая битва за урожай. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и ,наконец, выпечь хлеб. Задумайтесь и  попробуйте представить, сколько людей потрудилось, чтобы к нам на стол попала румяная булочка или хорошо пропечённая горбушка хлеба..

- А знаете ли вы,  люди каких профессий выращивают и производят этот замечательный продукт?

Д: Хлеб выращивают и производят люди разных профессий: трактористы, комбайнёры, шофёры, мельники, пекари.

В-ль: Правильно! Людям многих профессий нужно потрудиться, прежде чем

хлеб попадёт к нам на стол.

А какое участие в выращивании хлеба принимает тракторист?

Д: Тракторист пашет землю, сеет зерно.   /Слайд/

В-ль: А что делает комбайнёр?

Д: Комбайнёр косит пшеницу в поле.   /Слайд/

В-ль : А какую работу выполняет шофёр?

Д: Шофёр возит зерно с полей на ток, элеватор.   /Слайд/

В-ль: Как называют людей, которые выращивают зерно?

Д: хлеборобами

В-ль: Правильно. ХЛЕБОРОБ-это человек, который выращивает хлеб. (Слайд).

В-ль: Вот сколько людей трудится, что к нам попал на стол хлеб. Его стоимость складывается из стоимости машин и механизмов, всех работ, связанных с обработкой земли, посевом, уборкой урожая. Каждому гражданину нашей страны надо помнить о настоящей цене хлеба – это цена огромного человеческого труда, затраченного на выращивание и изготовление хлеба.

На Руси всегда было почтительное отношение к хлебу. Считалось большим преступлением бросить даже его маленький кусочек. Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку  хлеба, ещё большим грехом было растоптать эту крошку ногами.

Не из-за скупости подбираем мы все крошки со стола, а из-за бережного и почтительного отношения к этому бесценному продукту.

Не зря в народе говорят:. (На доске)

                                        Каравай хлеба не свалится с неба.

                                       Хлеб потом даётся.

                                       Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи.

.                                      Хочешь узнать цену хлеба - посчитай мозоли на руках хлебороба (Слайд).

Физминута: «В землю зернышко попало».

В землю зернышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,                                                                  (Слайд)

И росточек подростал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся.

В-ль: О цене хлеба нам расскажет доктор экономических наук.

Доктор экономических наук: (ученик):

Помните: если каждый из нас выбросит в день пол ломтика хлеба, то за год наберется 7 кг . если их умножить на число людей живущих в нашей стране , то получится, что все мы выбросили хлеб, который выращивали свыше 350 колхозов. 3,5 млн. человек участвовало в производстве выброшенного нами хлеба. Вдумайтесь в эти цифры! Не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережно!

В-ль: Ребята, а всегда ли мы с вами бережно относимся к хлебу?

Д:  ответы

В-ль: Слишком уж иногда мы транжирим его! Не доел булочку или пирожок - и выбросил. Чуть зачерствел батон – в мусор. Хлебные куски можно видеть везде: на полу в столовой, на тротуаре, в подъездах домов, на улице.

Однажды я шла по улице, и видела такую картину, как ребята играли буханкой хлеба, хлеб был вместо мяча.

Неуважительно относятся к хлебу не только дети, но и некоторые взрослые.

Неужели мы не в силах навести порядок?

Прежде всего, начни себя – старайся брать хлеба столько, сколько сможешь съесть, не наешься – возьмешь ещё. А если ты еже сыт, а недоеденный хлеб остался, то используй его

по-хозяйски – в дело.

Сейчас в нашей стране много хлеба. И всё-таки давайте будем беречь его, ибо цена трудов и забот, затраченных на его производство, неизмеримо велика. Каждый раз, беря кусок хлеба в руки за обеденным столом,  проникнись глубоким уважением к труженикам полей.

В-ль: А сейчас ребята, давайте с вами посмотрим на экран. Я буду вам говорить первую часть пословицы, а вы должны будите сказать заключительную часть.

Хорошо трудиться,…(хлеб уродиться).

Пот на спине, так…..(и хлеб на столе).

Горька порой работа, да…….(хлеб от нее сладок).                             (слайды)

Без печки холодно, …..(без хлеба голодно).

Никакая глыба золота не заменит…….(нам крошки хлеба).

В-ль: А теперь объясните, ребята пословицу …………как вы ее понимаете?

Дети: Ответы детей.

В-ль: “Хлеб – соль”, – говорят люди и желают счастья.
          «Хлеб – соль”, – говорят люди и желают мира.

Нужны нам и мясо, и фрукты –
Однако, коль строго судить
Жить можно без многих продуктов –
Без хлеба вовек не прожить
Всему голова и основа
В нем труд хлеборобов, их пот
И хлебушком – ласковым словом –
Зовет его часто народ.

На Руси  были издавна обычаи связанные с хлебом. Дорогих гостей встречают с хлебом и солью, молодоженов на свадьбах осыпают зерном и пшеницей, новорожденных клали в тесто. С хлебом человек рождался, с хлебом жил.

Давайте и мы с вами  вручим каравай нашим гостям.  (гостям каравай).

“Каравай” (слайд).

Поскорее накрывай стол скатеркой чистой, -
Перед нами каравай с корочкой душистой!
Круглобок, и маслян он, в меру крут, посолен –
Пахнет солнечным теплом, пахнет знойным полем.
Режь, да ешь от всей души, силы набирайся,
Лишь напрасно не кроши, хлебом не швыряйся.
Чтобы в добрый светлый час хлеб на стол явился,
Кто – то встал чуть раньше нас и крепко потрудился!

В-ль: На этом наше занятие подходит к концу.

Скажите, ребята, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?

Дети: Ответы детей.

В-ль: Что же такое ХЛЕБ?

Дети: самое ценное, что есть у человека.

В-ль: Ребята, а сейчас мы посмотрим мультфильм, а потом составим главные правила о хлебе.

В-ль: Так, какие главные правила о хлебе вы бы составили после нашего мероприятия.

Дети:

- Хлеб выбрасывать нельзя.

-Хлеб наш уважайте.

-Хлебом не сорите.

-Хлеб наш берегите.

-Берегите хлеб, друзья.

-С хлебом не играйте.

В-ль

Рыба – вода,
Ягода – трава,
А хлеб голова.
Хлеб будет – всё будет!

Спасибо вам за вашу активность. Помните, какой ценой выстрадан хлеб, помните о людях, которые вложили в него свой труд. 

  Наверх