E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Вайсалова Юлия Владиславовна, воспитатель

Вайсалова Юлия Владиславовна,

воспитатель,

 МБОУ «Ларьякская ОСШ» дошкольное образование

Конспект НОД (занятия) «Наше любимое село Ларьяк»

Вайсалова Юлия Владиславовна,  воспитатель

Программное содержание: Выявить и систематизировать знания детей о родном селе, богатствах нашего края, о жизни и занятиях жителей. Воспитывать любовь к селу, гордость. Воспитывать интерес к истории родного села. Продолжать учить выразительно, рассказывать стихи о селе Ларьяк. Воспитывать внимание, интерес.

Ход занятия:

Воспитатель: У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. Есть мама, которая дала ему жизнь, - это самый дорогой и близкий ему человек. У всех людей есть ещё самое дорогое – это Родина. Давайте вместе подумаем, что обозначает слово – Родина?

 Дети: (рассуждения).

Воспитатель: Место, где родился человек, - (город, село), где вы живите, где проходит ваше детство – называют малой родиной. - Ребята, как называется село, в котором мы живем? Район? Область? Округ? Страна? (ответы детей) Дети, называя (район, округ, страну) – показывают флаги.

Воспитатель: Село Ларьяк – переводится (с хант., языка) «соровые люди». - Ребята, а как по-другому еще переводится название села Ларьяк? (с хан., языка).

Дети: «Люди, живущие на болоте (острове»  или «народ с заливных лугов». Воспитатель: Село образовалось много лет назад в 1760  году (сейчас уже 254  года селу Ларьяк). На сегодняйший день население села составляет 1059 человек (вдумайтесь ребята, какое это большое число). Обратите ребята внимание на карту Нижневартовского района. - Кто из вас может найти на карте и показать село Ларьяк? (Показ ребенком) - На каком берегу реки расположен Ларьяк?

 Дети: На реке Вах.

Воспитатель: Правильно ребята на реке Вах (воспитатель обращает внимание детей на карту). - Посмотрите, пожалуйста, река Вах – это очень длинная река (ее длина составляет 964 км), течет среди заболоченной тайги. - А как вы думаете, за счет чего происходит питание реки (чем питается река)? Ответы детей: - Правильно ребята, питание реки снеговое и дождевое. «Вах» - переводится (с языка коренных жителей) – дедушка, отец, кормилец. Стихотворение: (рассказывается ребенком).

Тайги, накинув покрывало, Таинственный и древний Вах.

Течет светло и величаво… В тайге жемчужина – Ларьяк.

 Село в тайге не затерялось: Похорошело, засияло Мое таежное село.

 Как хорошо окинуть взором Запруды, плесы и луга.

Кругом бескрайние просторы. Кругом кормилица – тайга.

Здесь пенье птиц неумолкает, Ласкают речки берега.

Ларьяк вас в гости приглашает! Всегда вам рады – «Тыхг – Юга».

 Энеиса Леонтьевна Пилецкая.

Воспитатель: - Ребята, а как в переводе с хант.яз. переводится «Тыхг – Юга».

Дети: Добро пожаловать!

Воспитатель: Правильно ребята. Наше село всегда очень радо гостям. ( Гостеприимное).- Ребята, а какие еще на карте мы видим, расположены города, села, находящиеся в Нижневартовском районе.

Дети: Мегион, Лангепас, Нижневартовск, село Корлики.

 Воспитатель: Испокон веков  Вах является источником жизни. Почему?

Дети: потому, что река богата рыбой

Воспитатель: - Какая рыба водится в реке Вах?

Дети Щука, окунь, налим, язь, карась и т.д.

 Воспитатель: Вот ребята я и проверю, как хорошо вы знаете рыб. Выходите все ко мне поиграем в игру «Ты на рыбу посмотри».

Правила игры: барабан со стрелкой; разложены карточки с рыбами. Дети берутся за руки идут вокруг стола, говоря слова:

СТРЕЛКА, СТРЕЛКА, ПОКРУЖИ, НА КАРТИНКИ ПОСМОТРИ, ПОКАЖИКА НАМ БЫСТРЕЕ: КАКАЯ ИЗ НИХ ТЕБЕ МИЛЕЕ? СТОП! Стрелка останавливается, и воспитатель, обращается к ребенку, который стоит рядом с тем сектором, на который указывает стрелка говорит

- Ты на рыбу посмотри и название скажи. Ребенок берет картинку с изображением рыбы и показывает всем детям, говоря название.

Воспитатель задает вопрос: - Если эту рыбу посолить, то какая она? (соленая) - вяленая - сушеная - копченая - жареная. На разные карточки с рыбами.  После игры дети возвращаются на свои места.

Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, люди каких национальностей живут и работают в нашем селе?

Дети: татары, башкиры, русские, ханты, манси и т. д.

Воспитатель: - Люди, каких национальностей являются коренными жителями Сибири?

Дети: Ханты, манси.

Воспитатель: Как называется жилище ханты?

 Дети: Чум

Воспитатель: Каких животных используют ханты для езды?

Дети: Оленей, собак.

Воспитатель: Какими животными богат наш край?

Дети: Соболь, норка, белка, и т.д. Игра с карточками (животные севера) Воспитатель: А сейчас, ребята скажите - Как называется шуба из норки? (норковая). - Шапка из белки? (беличья). - Шапка из соболя? (соболья, соболиная). - Воротник из лисы? (лисий).

 Воспитатель: Ребята давайте сделаем большой круг и поиграем в игру «Назови улицу, где ты живешь?» (Домашний адрес). Дети, передавая мяч, называют улицы села: - Набережная, Осипенко, Титова и т. д. После игры возвращаются на свои места.

Воспитатель: Ребята, кроме  жилых домов, в которых мы с вами живем, в нашем селе много других зданий. Вот сейчас отгадывая загадки, догадайтесь, о чем идет речь.

  • Стоит дом Кто в него войдет, Тот ум приобретет Что это? (ШКОЛА).
  • Здесь взлетают по минутам Вертолеты друг за другом. Чтобы нам везде успеть, Нужно сесть и полететь. (АЭРОПОРТ).
  • Знают взрослые и дети: Если кто – то заболеет. Приходит он туда – Покупает он таблетки, Витамины и шприцы. Чтобы поправится скорее, Что же это назови! (Аптека).
  • Там доктор у постели сидит. И как лечится, он всем говорит. Кто болен – он капли предложит принять. Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Больница).
  • Отгадать легко и быстро: Хлеб пекут там мягкий, пышный. Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый? (Пекарня).
  • Принесут оттуда – газеты, письма, журналы. Вообщем – вести и спустит в дом из жести (Почта).
  • Что за чудо книжкин дом. У каждой книжки место в нем (Библиотека).
  • Школы – младший брат (Детский сад).

Воспитатель: Никогда ребята жители нашего села не забудут тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков. В благодарность и в память о погибших в нашем селе возведен памятник в парке (сельского дома культуры). Никогда мы не забудем обо всех погибших на войне! (показ фотографий).

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, люди каких профессий живут в нашем селе? Кем работают ваши родители?

 Дети: Повар, продавец, бухгалтер ит.д.

Воспитатель: - Ребята, каким видом транспорта можно добраться в наше село?

Дети: Вертолет, самолет АН – 2. (воздушный транспорт),  на теплоходе «Заря», баржа (водный транспорт),  машине, автобусе (наземный пассажирский транспорт или автотранспорт).

Воспитатель: Ребята, а какими красивыми словами, вы бы могли описать наше село.

Дети: Красивое, уютное, доброе и т.д.

Воспитатель: Ребята о богатствах нашего края, о красоте природы – много написано стихов, рассказов, такими поэтами, писателями как: Б. Калмаков, Е.Айпин, Юван Шесталов, Л.А.Кошиль, В.А. Мазин. И вот сегодня мы послушаем стихотворение В.А.Мазина, Который тоже родился и вырос в селе Ларьяк.

Чтение стихотворения ребенком.

Хороши Ларьякские дорожки, По краям крапива, лебеда,

 На ветвях березовых,тянутся к блестящим проводам.

 От метеостанции до школы Кедры хвоей тихо шелестят.

 Не стареет мой Ларьяк веселый, Он всегда, как малое дитя..!

1978 г.

Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете выражение «Ларьяк - малое дитя…»

Дети: Село молодое, никогда не стареет.

Воспитатель: - С каждым годом хорошеет наше село  Ларьяк, становится все красивее, уютнее. Заботится об этом глава сельского поселения Ларьяк.

- Ребята, кто знает, как зовут главу с/п. Ларьяк?

Дети: Звезда Евгений Эрнестович. (Показ фотографии).

Воспитатель: Мы все должны гордиться и любить наше село. Ведь мы все живем в нем и являемся «одной дружной семьей». В нашем селе открыт монумент «Воссоединение нефтяников, геологов с коренными жителями Сибири».

Авторы: Архитектор С.Н.Лесков.

Скульптор Г.П.Вострецов.

 (показ монумента).

 Воспитатель: - Ребята, как называются люди, которые живут в одном селе? Дети: Односельчане, земляки.

Воспитатель: - Многие из вас навсегда останутся здесь жить, будут работать. И я надеюсь, что у вас всегда останутся самые теплые воспоминания о селе, о вашей малой родине.

 

ЛЮБИТЕ, ГОРДИТЕСЬ, БЕРЕГИТЕ  СЕЛО ЛАРЬЯК!..

Вайсалова Юлия Владиславовна,  воспитатель

 

 

  Наверх