Вайсалова Юлия Владиславовна,
воспитатель,
МБОУ «Ларьякская ОСШ» дошкольное образование
Конспект НОД (занятия) «Наше любимое село Ларьяк»
Программное содержание: Выявить и систематизировать знания детей о родном селе, богатствах нашего края, о жизни и занятиях жителей. Воспитывать любовь к селу, гордость. Воспитывать интерес к истории родного села. Продолжать учить выразительно, рассказывать стихи о селе Ларьяк. Воспитывать внимание, интерес.
Ход занятия:
Воспитатель: У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. Есть мама, которая дала ему жизнь, - это самый дорогой и близкий ему человек. У всех людей есть ещё самое дорогое – это Родина. Давайте вместе подумаем, что обозначает слово – Родина?
Дети: (рассуждения).
Воспитатель: Место, где родился человек, - (город, село), где вы живите, где проходит ваше детство – называют малой родиной. - Ребята, как называется село, в котором мы живем? Район? Область? Округ? Страна? (ответы детей) Дети, называя (район, округ, страну) – показывают флаги.
Воспитатель: Село Ларьяк – переводится (с хант., языка) «соровые люди». - Ребята, а как по-другому еще переводится название села Ларьяк? (с хан., языка).
Дети: «Люди, живущие на болоте (острове» или «народ с заливных лугов». Воспитатель: Село образовалось много лет назад в 1760 году (сейчас уже 254 года селу Ларьяк). На сегодняйший день население села составляет 1059 человек (вдумайтесь ребята, какое это большое число). Обратите ребята внимание на карту Нижневартовского района. - Кто из вас может найти на карте и показать село Ларьяк? (Показ ребенком) - На каком берегу реки расположен Ларьяк?
Дети: На реке Вах.
Воспитатель: Правильно ребята на реке Вах (воспитатель обращает внимание детей на карту). - Посмотрите, пожалуйста, река Вах – это очень длинная река (ее длина составляет 964 км), течет среди заболоченной тайги. - А как вы думаете, за счет чего происходит питание реки (чем питается река)? Ответы детей: - Правильно ребята, питание реки снеговое и дождевое. «Вах» - переводится (с языка коренных жителей) – дедушка, отец, кормилец. Стихотворение: (рассказывается ребенком).
Тайги, накинув покрывало, Таинственный и древний Вах.
Течет светло и величаво… В тайге жемчужина – Ларьяк.
Село в тайге не затерялось: Похорошело, засияло Мое таежное село.
Как хорошо окинуть взором Запруды, плесы и луга.
Кругом бескрайние просторы. Кругом кормилица – тайга.
Здесь пенье птиц неумолкает, Ласкают речки берега.
Ларьяк вас в гости приглашает! Всегда вам рады – «Тыхг – Юга».
Энеиса Леонтьевна Пилецкая.
Воспитатель: - Ребята, а как в переводе с хант.яз. переводится «Тыхг – Юга».
Дети: Добро пожаловать!
Воспитатель: Правильно ребята. Наше село всегда очень радо гостям. ( Гостеприимное).- Ребята, а какие еще на карте мы видим, расположены города, села, находящиеся в Нижневартовском районе.
Дети: Мегион, Лангепас, Нижневартовск, село Корлики.
Воспитатель: Испокон веков Вах является источником жизни. Почему?
Дети: потому, что река богата рыбой
Воспитатель: - Какая рыба водится в реке Вах?
Дети Щука, окунь, налим, язь, карась и т.д.
Воспитатель: Вот ребята я и проверю, как хорошо вы знаете рыб. Выходите все ко мне поиграем в игру «Ты на рыбу посмотри».
Правила игры: барабан со стрелкой; разложены карточки с рыбами. Дети берутся за руки идут вокруг стола, говоря слова:
СТРЕЛКА, СТРЕЛКА, ПОКРУЖИ, НА КАРТИНКИ ПОСМОТРИ, ПОКАЖИКА НАМ БЫСТРЕЕ: КАКАЯ ИЗ НИХ ТЕБЕ МИЛЕЕ? СТОП! Стрелка останавливается, и воспитатель, обращается к ребенку, который стоит рядом с тем сектором, на который указывает стрелка говорит
- Ты на рыбу посмотри и название скажи. Ребенок берет картинку с изображением рыбы и показывает всем детям, говоря название.
Воспитатель задает вопрос: - Если эту рыбу посолить, то какая она? (соленая) - вяленая - сушеная - копченая - жареная. На разные карточки с рыбами. После игры дети возвращаются на свои места.
Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, люди каких национальностей живут и работают в нашем селе?
Дети: татары, башкиры, русские, ханты, манси и т. д.
Воспитатель: - Люди, каких национальностей являются коренными жителями Сибири?
Дети: Ханты, манси.
Воспитатель: Как называется жилище ханты?
Дети: Чум
Воспитатель: Каких животных используют ханты для езды?
Дети: Оленей, собак.
Воспитатель: Какими животными богат наш край?
Дети: Соболь, норка, белка, и т.д. Игра с карточками (животные севера) Воспитатель: А сейчас, ребята скажите - Как называется шуба из норки? (норковая). - Шапка из белки? (беличья). - Шапка из соболя? (соболья, соболиная). - Воротник из лисы? (лисий).
Воспитатель: Ребята давайте сделаем большой круг и поиграем в игру «Назови улицу, где ты живешь?» (Домашний адрес). Дети, передавая мяч, называют улицы села: - Набережная, Осипенко, Титова и т. д. После игры возвращаются на свои места.
Воспитатель: Ребята, кроме жилых домов, в которых мы с вами живем, в нашем селе много других зданий. Вот сейчас отгадывая загадки, догадайтесь, о чем идет речь.
- Стоит дом Кто в него войдет, Тот ум приобретет Что это? (ШКОЛА).
- Здесь взлетают по минутам Вертолеты друг за другом. Чтобы нам везде успеть, Нужно сесть и полететь. (АЭРОПОРТ).
- Знают взрослые и дети: Если кто – то заболеет. Приходит он туда – Покупает он таблетки, Витамины и шприцы. Чтобы поправится скорее, Что же это назови! (Аптека).
- Там доктор у постели сидит. И как лечится, он всем говорит. Кто болен – он капли предложит принять. Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Больница).
- Отгадать легко и быстро: Хлеб пекут там мягкий, пышный. Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый? (Пекарня).
- Принесут оттуда – газеты, письма, журналы. Вообщем – вести и спустит в дом из жести (Почта).
- Что за чудо книжкин дом. У каждой книжки место в нем (Библиотека).
- Школы – младший брат (Детский сад).
Воспитатель: Никогда ребята жители нашего села не забудут тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков. В благодарность и в память о погибших в нашем селе возведен памятник в парке (сельского дома культуры). Никогда мы не забудем обо всех погибших на войне! (показ фотографий).
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, люди каких профессий живут в нашем селе? Кем работают ваши родители?
Дети: Повар, продавец, бухгалтер ит.д.
Воспитатель: - Ребята, каким видом транспорта можно добраться в наше село?
Дети: Вертолет, самолет АН – 2. (воздушный транспорт), на теплоходе «Заря», баржа (водный транспорт), машине, автобусе (наземный пассажирский транспорт или автотранспорт).
Воспитатель: Ребята, а какими красивыми словами, вы бы могли описать наше село.
Дети: Красивое, уютное, доброе и т.д.
Воспитатель: Ребята о богатствах нашего края, о красоте природы – много написано стихов, рассказов, такими поэтами, писателями как: Б. Калмаков, Е.Айпин, Юван Шесталов, Л.А.Кошиль, В.А. Мазин. И вот сегодня мы послушаем стихотворение В.А.Мазина, Который тоже родился и вырос в селе Ларьяк.
Чтение стихотворения ребенком.
Хороши Ларьякские дорожки, По краям крапива, лебеда,
На ветвях березовых,тянутся к блестящим проводам.
От метеостанции до школы Кедры хвоей тихо шелестят.
Не стареет мой Ларьяк веселый, Он всегда, как малое дитя..!
1978 г.
Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете выражение «Ларьяк - малое дитя…»
Дети: Село молодое, никогда не стареет.
Воспитатель: - С каждым годом хорошеет наше село Ларьяк, становится все красивее, уютнее. Заботится об этом глава сельского поселения Ларьяк.
- Ребята, кто знает, как зовут главу с/п. Ларьяк?
Дети: Звезда Евгений Эрнестович. (Показ фотографии).
Воспитатель: Мы все должны гордиться и любить наше село. Ведь мы все живем в нем и являемся «одной дружной семьей». В нашем селе открыт монумент «Воссоединение нефтяников, геологов с коренными жителями Сибири».
Авторы: Архитектор С.Н.Лесков.
Скульптор Г.П.Вострецов.
(показ монумента).
Воспитатель: - Ребята, как называются люди, которые живут в одном селе? Дети: Односельчане, земляки.
Воспитатель: - Многие из вас навсегда останутся здесь жить, будут работать. И я надеюсь, что у вас всегда останутся самые теплые воспоминания о селе, о вашей малой родине.
ЛЮБИТЕ, ГОРДИТЕСЬ, БЕРЕГИТЕ СЕЛО ЛАРЬЯК!..