Пудова Кристина Владимировна,
педагог-психолог,
Бюджетное учреждение Омской области
«Комплексный центр социального обслуживания населения
Большеуковского района»
Омская область, село Большие Уки
Психологический тренинг
«Как научиться умению владеть своими чувствами в конфликтных ситуациях»
Цель: ознакомление учащихся со способами управления своими чувствами и эмоциями.
Категория: учащиеся 5 класса.
Раздаточный материал: карандаши, листы А 4, бланки с методикой «Самооценка «мудрого поведения» в конфликте».
Ход занятия
Педагог-психолог: Добрый день, ребята! Наше занятие я хочу начать со следующих замечательных слов ученого, поэта, философа – Омар Хайяма.
Других не зли и сам не злись.
Мы гости в этом бренном мире.
А если, что не так - смирись,
Будь умнее - улыбнись,
Холодной думай головой,
Ведь в мире все закономерно:
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно...
Вопрос психолога классу: Как вы понимаете слова «Зло, излученное тобой, К тебе вернется непременно»? Что может произойти, если на зло отвечать злом? (ответы учащихся)
В психологии конфликт рассматривается как такое качество взаимодействия между людьми, которое связано с серьезными разногласиями, с ярко выраженными отрицательными чувствами (гневом, обидой, раздражением и др.).
Как вы думаете конфликт – это только отрицательное явление в нашей жизни? (ответы учащихся)
Да, в конфликтной ситуации есть положительная сторона. Какая? Главное, конфликт нам говорит о возникновении проблем в отношениях между людьми. Мы принимаем своевременные меры для их решения. Совместные наши усилия разрешить конфликтную ситуацию приводят к сплочению коллектива, к снижению напряжения в отношениях и отношения меняются и развиваются. Самому человеку это позволяет научиться понимать чувства других людей и свои чувства.
А когда конфликт приводит к серьезным негативным последствиям?
Учащимся предлагается прослушать следующий рассказ:
«Жил-был мальчик Толик. Он был умный и сообразительный. Как-то раз на уроке русского языка он вдруг сообразил, что в последней драке он упал, потому что Вовка ему подножку подставил. Повернулся Толик назад и ударил Вовку учебником по голове. Учительница застыдила его. «Но почему? – удивился Толик. – Я ведь его справедливо ударил».
А как-то во время завтрака в столовой Толик вспомнил смешную историю, и так ему стало радостно, что стал он хохотать на всю столовую. Да еще соседку Аню щекотать, чтобы одному не скучно было смеяться. А учительница застыдила его. Но почему? Ему ведь просто весело было!
А как-то получил Толик сразу две пятерки: по труду и по физкультуре. Радостный прибежал домой, да так громко закричал: «Ура, мама, хвали меня!», что младшая сестренка – она была еще грудная – проснулась и заплакала. А мама застыдила его. «Но почему? – грустно подумал Толик - Я ничего не понимаю»
Как вы думаете, почему Толик попадал в такие ситуации?
Выскажите главную мысль автора (педагог-психолог подводит детей к выводу, что герой рассказа не был хозяином своих чувств).
Неумение управлять своими чувствами, неумение «жить в ладу с самим собой», неправильное поведение во время конфликта приводит к увеличению напряжения между людьми, к агрессивным действиям в адрес друг друга, что приводит к ухудшению и прекращению отношений.
Психотерапевтическое упражнение. «Картина двух художников».
Участники делятся на пары и выполняют следующее задание: На листе бумаги А 4, держась одновременно за один карандаш и не разговаривая друг с другом, необходимо нарисовать дом, кошку, цветок.
По окончании работы идет обсуждение рисунков. Психолог спрашивает учащихся:
Какие ситуации из вашей жизни вам напомнила эта работа?
Какие действия или мероприятия помогали вам управлять своими чувствами и эмоциями?
Продолжите предложение:
«Мне помогает управлять своими чувствами …»
Педагог-психолог предлагает несколько психологических приемов управления своими чувствами и эмоциями.
Приемы восстановления эмоционального равновесия (аутотренинг).
1. Сделайте 10 медленных и глубоких вдохов. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Медленно выдохните через нос, сосредоточившись на своих ощущениях.
2. Сосчитайте до 10.
3. Потянитесь и если необходимо, выйдите из помещения и побудьте в каком-либо месте в одиночестве.
4. Смочите лоб, виски, запястья холодной водой.
5. Осмотритесь по сторонам. Переводите взгляд с одного предмета на другой, медленно описывай те их внешний вид.
6. Посмотрите в окно, на небо. Разве мир не прекрасен!
Выражение эмоций. Если есть негативные чувства:
- можно написать об этом и выбросить в мусорную корзину;
- нарисовать на листочке, что раздражает и бросить в стену или выбросить в мусорную корзину;
- кому-нибудь рассказать, кто вас выслушает.
С помощью следующего теста учащиеся могут сами проанализировать и оценить свое поведение в конфликтных ситуациях.
Самооценка «мудрого поведения» в конфликте
Способ поведения в конфликте |
Нет - 1 |
Редко - 2 |
Иногда - 3 |
Часто - 4 |
Почти всегда – 5 |
Позитивно оцениваю партнера |
|
|
|
|
|
Стараюсь понять его доводы |
|
|
|
|
|
Контролирую свои эмоции |
|
|
|
|
|
Анализирую причины конфликта, стараюсь понять в чем моя ответственность за конфликт |
|
|
|
|
|
Стремлюсь к сотрудничеству с партнером |
|
|
|
|
|
Пытаюсь стать на точку зрения партнера, посмотреть на ситуацию его глазами |
|
|
|
|
|
Думаю о том, что говорю, стараюсь не говорить о том, о чем позже могу пожалеть |
|
|
|
|
|
Подчеркиваю наше равенство |
|
|
|
|
|
Проявляю терпимость |
|
|
|
|
|
Стараюсь найти разумное решение |
|
|
|
|
|
Интерпретация результатов.
Менее 25 баллов – ребенок не владеет навыками разумного поведения в конфликтных ситуациях.
25-40 баллов – ребенок владеет некоторыми навыками поведения в конфликтах, но его поведение неустойчиво.
Более 40 баллов – ребенок полностью владеет способами «мудрого» поведения в конфликтных ситуациях.
В конце занятия – саморефлексия. Выполнение учащимися упражнения «Мои возможности».
1. На листе нарисуйте собственную ладонь.
2. В центре ладони напишите главную причину, которая мешает вам конструктивно, т.е. «мудро» вести себя в конфликтных ситуациях.
3. В контуре каждого пальца напишите то, что вам поможет при решении конфликтных ситуаций.
Затем читается притча о бабочке. Не обсуждается.
Восточная притча «Всё в твоих руках»
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках
Источники:
- Амбросьева Н. Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. – М.: Глобус, 2006.
- Психология: Учебное пособие.VII класс / А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, Н. И. Толстых; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
- Справочник педагога-психолога, школа, 02, 2014.
- Стюхина Г. А. Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения. – Педагогический университет «Первое сентября», 2011