Сорочан Татьяна Юрьевна,
педагог-психолог,
МБДОУ № 5 «Голубок»
г. Сальска
Семинар-практикум для родителей
с элементами тренинга:
«Готовимся к школе»
Содержание
- Вступительное слово педагога-психолога.
- Практическое упражнение №1.
- Теоретическая часть «Внутренняя позиция школьника»
- Практическое упражнение № 2: «Корзина чувств»
- Обсуждение рисунков детей на тему: “Как я представляю себя в школе”
- Раскрытие понятия “Школьная готовность ребенка”
- Практическое задание № 3 (работа с шаром и рисунками)
- Практическое упражнение № 4 «Терпение»
- Подведение итогов: игра Эстафета.
- Рефлексия
Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи:
1. Познакомить родителей с характеристиками психологической и педагогической готовности;
2. Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками; объединить всех участников преемственной связи;
3. Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей;
4. Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.
Участники: родители детей подготовительных групп, воспитатели групп, педагог-психолог.
Оборудование:
- мультимедийный проектор
- рисунки детей на тему: «Как я представляю себя в школе»
- мячик
- рисунок – композиция
Ход собрания
- 1. Вступительное слово психолога: Здравствуйте, я рада вас видеть в нашем саду! Хочу вас поздравить уважаемые родители с переходом в подготовительную к школе группу. Этот год пролетит очень быстро, и ваши, как ещё кажется, малыши отправятся в первый класс. А наша с вами задача помочь ребятам подготовится к школе. Как это сделать мы и попробуем сегодня разобраться. Нашу первую встречу в этом учебном году мне хочется начать с ваших представлений о предстоящем событии.
- 2. Практическое упражнение № 1.
«Первый раз в первый класс»: На экране слайд – шоу – фотографии родителей в первом классе под музыку.
Психолог: Попробуйте представить следующие события, о которых я вам расскажу.
«С чего все начинается? С волнения родителей, которое ребенку передается задолго до 1 сентября. С ожидания чего-то, возможно, ему самому ещё непонятного, но приятного, ведь у него уже есть портфель, собраны учебные принадлежности, на вешалочке ждет своего часа красивое платье или отглаженная рубашка. И это теребит детское сердечко, вселяя в него любопытство и тревогу. И вот настал долгожданный день, когда он примерил на свои плечи портфель, пока ещё не заполненный книжками, в руках у него букет, рядом уверенный родной человек, которому он доверяет. Но что это – школьный двор, где множество незнакомых лиц, кто-то ему улыбается, но это чужие люди… В глазах появляется растерянность, хорошо, что за руку держит мама! Построение на линейку, куда-то надо идти, мама говорит, что все будет хорошо… Тетя, она теперь со мной. Это учительница. Вот огромные стены школы, какая – то комната - это мой класс, у меня теперь есть место за партой, сосед, а как его зовут, а вон ту девочку…»
А теперь откройте глаза, вы снова здесь в этом зале. Сейчас вы смогли представить себе и возможно ощутить то волнительное чувство, которое будет испытывать ваш малыш при поступлении в школу. Ведь поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка.
- 3. Теоретическая часть «Внутренняя позиция школьника»
Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяется жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т. д.
В это период жизни, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуются его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенка своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И.Божович). В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, с пособствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
- 4. Практическое упражнение № 2 «Корзина чувств»
Психолог: Уважаемые мамы и папы! У многих родителей поступление в школу вызывает не только радость, но и опасения, тревогу, и вы не исключение. Я предлагаю определить степень вашего беспокойства по поводу приближающего школьного обучения. У меня в руках корзина, в которой находятся шарики с написанными на них разнообразными чувствами. Здесь есть позитивные и негативные чувства, т.е. все которые может испытывать человек.
Что чувствуете Вы в связи с тем, что Ваш сын или дочь идет в школу? Какие эмоции испытываете?
Опустите руку в корзину, возьмите шарик с тем чувством, которое вас переполняет, когда вы представляете себя мамой или папой первоклассника, и назовите это чувство.
Положительные чувства: радость, удовольствие, веселье, удивление, гордость, воодушевление, интерес, любознательность, восторг.
Отрицательные чувства: неуверенность, страх, равнодушие, отвращение, беспечность, беспокойство, тревожность, отчаяние, растерянность, неопределенность.
Психолог: Почему возникло такое чувство? Объясните. Идет обсуждение.
- 5. Обсуждение рисунков детей на тему: “Как я представляю себя в школе”
Психолог: А можете ли вы определить степень беспокойства вашего ребёнка с предстоящим обучением.
(Вместе с психологом родители обсуждают рисунки детей на тему “Как я представляю себя в школе”)
Давайте попробуем, глядя на рисунок, поразмышлять над тем:
- хочет ли ребенок взрослеть,
- хочет ли стать школьником.
- Каким, на ваш взгляд, видится ребенку его будущее; привлекательным или не очень?
- Его представления складываются из прошлого и настоящего опыта: общение, оценка его умений другими и оценка самого себя.
- Попытайтесь почувствовать общую тональность рисунка.
- Какое настроение ребенка передает он? Радость? Тревогу? Неуверенность или даже страх перед школой?
- Есть ли на рисунке ученики, учитель?
- Каковы размеры фигуры учителя в сравнении с фигурами детей?
- Пофантазируйте, что ребенок хочет сказать своим рисунком взрослым родителем, учителям, воспитателям: “Я не боюсь школы и буду рад сесть за парту”, “Мне интересно выйти к доске...”. “Мне интересно идти в школу ведь со мной мама и папа, которые меня любят, мне тревожно, я один, мне страшно войти внутрь школы…», «Мне радостнее возвращаться, чем идти в школу».
Родители по кругу рассказывают свое мнение по поводу переживаний ребенка, нарисовавшего рисунок (рисунки демонстрируются на экране через проектор)
- 6. Раскрытие понятия “Школьная готовность ребенка”
Психолог: Безусловно, вы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка и получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно заниматься с ребенком не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни. Я хочу предложить вам немного поразмышлять над тем, что же именно нужно для успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе. Напишите на своих листах то главное, что должен уметь ребёнок, поступающий в первый класс».
Родители работают самостоятельно (2-3 минуты). Затем, по очереди зачитывают своё мнение и передают его педагогу-психологу. Педагог-психолог обобщает ответы родителей, составляя портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника.
Психолог: Вы назвали все качества, необходимые для успешного обучения в школе. Каждое качество можно отнести к тому или иному компоненту школьной готовности, представленному на схеме.
Я предлагаю вам познакомиться с «портретом» идеального (по мнению педагогов, психологов) первоклассника. Перед вами представлены все направления готовности ребёнка к школе.
Педагог-психолог комментирует схему готовности к школе, представленную на доске.
Психолог: И так, от того, насколько хорошо развиты познавательные психические процессы: память, зрительная и слуховая, мышление, внимание и творческое воображение - будет во многом зависеть успешность интеллектуальной готовности к обучению.
Но развивая способности ребёнка, следует знать ряд важных вещей.
- 7. Практическое задание №3 (работа с шаром и рисунками)
Психолог: Это наклонная плоскость. А это шар. Прошу Вас, попробовать покатить шар вверх по плоскости.
Родитель выполняет действие.
У вас получилось? Что способствовало этому? Вы прилагали усилия!
А теперь отпустите шар. Что с ним произошло? Он тут же скатился назад с доски.
Спасибо. А теперь, давайте подведём итоги. Итак, чтобы шар двигался по наклонной плоскости вверх, необходима определённая движущая сила. Она должна быть стабильна и постоянна. В противном случае шар неизбежно начнёт движение в обратную сторону. Мы с вами убедились в этом. Шар – это умственная деятельность человека. Секрет заключается в том, что наш ум требует постоянной загрузки. Развитие и обучение должно быть стабильно и постоянно. Стоит нам на время сделать перерыв, навёрствовать упущенное будет нелегко.
И ещё одним важным секретом я бы хотела поделиться с вами.
Педагог демонстрирует рисунок с изображением мамы, кормящей малыша.
Всем вам хорошо знакома эта ситуация. Мама кормит маленького ребёнка кашей. Ей гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать каши и поднести её ко рту малыша, которому останется только проглотить еду. При таком способе кормления и время экономиться, и нет риска, что всё вокруг окажется в каше.
Педагог-психолог демонстрирует второй рисунок с изображением малыша, который ест сам.
Здесь ребёнок ест сам, перепачкав всё вокруг в каше. Мама находится рядом, присматривая за малышом. Конечно, в этом случае и маминого драгоценного времени уходит больше. И хлопот тоже существенно прибавляется. Оба способа приведут к желаемому результату – ребёнок будет накормлен и сыт. Но первый малыш просто поел каши, тогда как второй, приобрёл неоценимый житейский опыт, хотя и создал столько неудобств маме. Пока первый ребёнок ел, второй – учился! И не просто учился есть, а учился управлять своим телом, координировать движения, сохранять терпение. Ведь такое простое действие как набрать в ложку каши, а потом поднести ложку ко рту, не выронив содержимое, не говоря уже о том, чтобы попасть ложкой в рот – серьёзный труд! Но взрослые чаще создают первую ситуацию. Так удобнее нам, взрослым. Мы сами застёгиваем пуговицы, стираем, завязываем шнурки, заправляем постель, собираем игрушки за детьми. А через несколько лет удивляемся тому, почему наш ребёнок несамостоятелен, безответственен, безынициативен. Он привыкает к тому, что за него всё делают и всё решают. Секрет в том, что в детях надо развивать самостоятельность, поощрять инициативность, замечать их успехи в изучении окружающего мира и помогать учиться новому, а не делать всё за них.
- 8. Практическое упражнение №4 «Терпение»
Ведущему выдается рисунок – композиция (например, девочка держит в левой руке шарик, справа от нее дерево и т.п.), он смотрит рисунок и своей паре начинает объяснять, как изобразить то же самое (при этом задавать дополнительные вопросы нельзя).
По окончании рисования предлагается сравнить получившиеся рисунки с «подлинниками» и найти отличия.
Получилось ли объяснить? Понял ли вас ваш партнер? Как вы считаете, в чем причина получившихся отличий?
Идеи, выносимые на обсуждение
Каждый имеет право на ошибку: и ребенок, и взрослый.
Наше старание не обязательно приводит именно к тому, чего мы ожидаем.
Старания ребенка тоже не всегда приводят к хорошим результатам, к успеху.
Если ребенок не понял — это не значит, что он невысокого развития, возможно, мы просто не смогли понятно объяснить.
Данное упражнение позволяет встать нам на точку зрения партнера, понять его мысли и, следовательно, более доступно донести свою информацию.
8. Подведение итогов: игра Эстафета.
Родители должны продолжить начатое психологом предложение: «Чтобы помочь нашим детям стать хорошими учениками, я…», при этом будут передавать мяч.
9. Рефлексия.