E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Заводиленко Валентина Владимировна, педагог – психолог

Заводиленко Валентина Владимировна,

педагог – психолог,

МБДОУ № 11 «Голубой вагон» 

 г.Сальска

Сообщение на тему:

«Мотивационная готовность детей к школьному обучению» 

В копилку педагогу - психологу детского сада

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

Понимание педагогами  значимости и сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет особую рольоступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка дошкольника  и принятия новой позиции - школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. То есть происходит трансформация всей социальной ситуации  развития ребенка.

Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад (вернее, была сформулирована как проблема, а существовала всегда) в связи с изменением (снижением) сроков начала систематического обучения в школе. Возникла эта проблема не только в нашей стране, но и практически во всех странах Европы. Тогда и начали определять, в каком возрасте лучше начинать обучение, когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на здоровье. Одновременно необходимо было решать проблему, как лучше учить.

Успешное обучение в школе зависит от уровня психического развития ребенка, но готовность организма тоже очень значимо. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно сохранить осанку сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости и неустойчивого внимания. Для овладения письмом важно развитие мелкой моторики, поскольку ребенку предстоит учиться писать в тетрадях красиво и аккуратно. Слабое развитие мелких групп мышц повышает утомляемость, кроме того, у ребенка может появиться не желание научиться писать, потому что руки быстро устают, цифры и буквы написаны криво и грязно. Ребенку важно развитие и крупных групп мышц, так как основные двигательные навыки проявляются в беге, прыжках, лазании, метании и др. Все это помогает ему управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.

Детей, ослабленных физически (часто болеющих, быстро утомляющих), не стоит записывать в школу ранее 7 лет. Кроме физической готовности к школе необходима общая психологическая готовность.

Психологическая готовность к школьному обучению формируется у ребенка постепенно с момента рождения - в общении с взрослыми и сверстниками, в игре, посильном труде, и дошкольном обучении.

Психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения учебной программы в условиях коллектива сверстников.

Л.И. Божович считала основным критерием психологической готовности выступает новообразование «внутренняя позиция школьника » т.е. мотивационная готовность.

«Внутренняя позиция школьника» - это стремление стать взрослым – школьником, выполнять правила поведения, иметь его права и обязанности и которая, является основой готовности ребёнка к школе.

В психологии установлено, что любые психологические свойства и способности складываются в ходе той деятельности, для которой они необходимы. Поэтому качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Следовательно, психологическая готовность к школе заключается не в том, что у ребенка оказываются сформированными эти качества, а в том, что он овладевает предпосылками к их дальнейшему усвоению.

Задача выявления содержания психологической готовности к школе – это и есть задача установления предпосылок собственно «школьных» психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребенка к моменту поступления в школу.

Предлагалось и предлагается сейчас немало способов определения психологической готовности ребенка к школьному обучению. Одни ученые и специалисты считали достаточным критерием – достижение определенной степени морфологического развития (например, смены молочных зубов), другие связывали готовность непременно с умственным развитием, третьи считали необходимым условием определенный уровень психологического развития, и прежде всего личностного. Как показало изучение этой проблемы и в эксперименте и при массовом обучении в школе детей с шести лет, готовность ребенка определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием, т.е. здесь имеет значение весь комплекс факторов.

Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

- умение ориентироваться на заданную систему требований;

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Фактически это – параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе.

Структура психологической готовности включает в себя готовность основных психических сфер ребенка: волевой, умственной, социальной, а также мотивационной.

- СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА.

Подготовка ребенка к школе включает также социальную готовность, т.е. формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающее иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно в школе.

- ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ.

Высшие формы наглядно образного мышления является итогом интеллектуального развития дошкольника.

К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способностями обследования внешних свойств предмета.

Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но не следует в то же время и переоценивать их умственные способности. Логическая форма мышления, хотя и доступна, но еще не характерна для них. Даже приобретая черты обобщенности, их мышление, опирается на реальные действия с предметами и их «заместителями».

Интеллектуальная готовность – важная, но не единственная предпосылка успешного обучения детей в школе.

-  ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ.

К концу старшего дошкольного возраста происходит формирование основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда устойчивы и осознанны, удержание цели зависит от трудности задания, длительности его выполнения.

Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей не боязни трудностей (принятия их), стремление не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или при незначительной помощи преодолевать трудности, которые возникнут у него в первом классе.

Наиболее значимой из всех сфер психологической готовности, по мнению ряда ученых (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.Маслоу, Л.С.Выготский, Дж. Аткинсон и другие), является сформированность мотивационной готовности. Именно низкий уровень мотивационной готовности влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному систематическому обучению ребенка в школе.

- МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ.

Первым условием успешного учения ребёнка в начальной школе
является присутствие у него соответствующих мотивов учения - отношения к нему как к важному, общественно значимому делу, стремления к приобретению знаний, интереса к определённым учебным предметам.

Мотив – побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.

 Выделяется 6 групп мотивов учения:

- социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника. («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»)

- учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому.

- оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки).

- позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»).

- внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала»).

- игровые мотивы («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).

Именно стремление стать взрослым – школьником, выполнять правила поведения, иметь его права и обязанности и составляют внутреннюю позицию школьника, которая является основой готовности ребёнка к школ.

Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности..

Ребенок готовый к школе, хочет учиться  потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую  в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И.Божович «внутренней позицией школьника» (1968). Этому новообразованию Л.И.Божович придавала очень большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника» может выступать как критерий готовности к школьному обучению.

Но следует заметить, что и «внутренняя позиция школьника», и широкие социальные мотивы учения – явления сугубо исторические. Дело в том, что существующая в нашей стране система общественного воспитания и обучения предполагает несколько ступеней взросления: 1) ясли, детский сад – дошкольное детство; к детям относятся как к малышам; 2)школа – с поступлением в школу ребенок встает на первую ступеньку взросления, здесь начинается его подготовка к самостоятельной жизни; именно такое значение придается школе в нашем обществе; 3) высшая школа или работа – взрослые люди. Таким образом, школа является связующим звеном между детством и взрослостью, причем если посещение дошкольного учреждения является необязательным, то посещение школы до сих пор было строго обязательным, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Именно этим, как правило, объясняется то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им недостаточно удовлетворить только познавательную потребность, им еще необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс как серьезную деятельность, приводящую к результату, важному как для ребенка, так и для окружающего его взрослых.

Как правило у поступающего в школу ребенка представлены разные мотивы учения, но какой-либо один может доминировать. Разберем последовательно различные случаи доминирования того или иного мотива.

Для учащихся с доминирующим социальным мотивом характерно ответственное отношение к учебе. Они сосредоточены на уроке. Внимательно слушают педагога, старательно выполняют задания, обращаются за помощью, если что-то не поняли или не получается. При условии достаточного развития других учебных качеств учатся ровно. При недостаточном развитии других  качеств возникают трудности в усвоении материала. В этом случае велика вероятность появления таких негативных особенностей личности, как заниженная самооценка, неуверенность в себе, раздражительность, интерес к школе падает, ребенок к школе устает,  могут возникнуть конфликты с одноклассниками и в семье и как следствие этого, снижается успеваемость. Если такому ученику вовремя не оказать помощь, то уже во втором, третьем классах он может стать слабоуспевающим.

Существует много способов формирования у учащихся осознанного отношения к учебе, в каждом конкретном случае выбор того или другого способа воспитательного воздействия определяется индивидуальными особенностями ребенка. Учитывая то, что социальные мотивы формируются в старшем дошкольном возрасте на основе потребности быть взрослым, выполнять взрослые виды деятельности и воспроизводить взрослые образцы поведения, необходимо предоставить маленькому школьнику возможность реализовать эту потребность именно в учебной деятельности.

Для учащихся с доминирующим познавательным мотивом, характерна высокая учебная активность, они, как правило, не ограничиваются рамками учебной задачи, стремятся узнать больше, задают много вопросов.

Детей, у которых доминируют познавательные мотивы можно характеризовать как любознательных. Они хотят много знать, нередко приходят в первый класс, уже умеют читать и считать, а в школу стремятся, чтобы узнать еще больше. Но если на уроках им становиться неинтересно, то они могут отвлечься и заняться посторонним делом. Бывает и так – на уроках ученик внимательно слушает новый материал, представляющий для него интерес, а дома не выполняет домашнее задание, потому что повторять уже усвоенный материал ему скучно.

Если при этом недостаточно развит социальный мотив учения, то возможны спады активности, темп и продуктивности  учения в этом случае имеют неровный, прерывистый характер: ученик внимателен и активен только тогда, когда учебный материал для него незнаком и интересен; если учитель рассказывает о том, с чем он уже знаком, или ему не интересно, то он отвлекается, может заниматься посторонними делами, разговаривать с соседом по парте. Как правило, эти учащиеся не любят упражнений, основанных на многократном повторении заданного образца. Про них учителя говорят: «Умный, но ленивый».

Один из основных путей развития познавательной активности ребенка – расширение и обогащение его опыта, развитие интересов. В этом отношении очень эффективны экскурсии, поездки, разнообразные формы детского экспериментирования.

Оценочный мотив учения основан на свойственной детям потребности в социальном признании и одобрении взрослого. Похвала, одобрение, положительная оценка взрослого являются одним из наиболее и эффективных стимулов активности ребенка. У учащихся с доминирующей оценочной мотивацией и недостаточно развитыми познавательными и социальными мотивами могут формироваться нежелательные способы учебной деятельности: низкий уровень самостоятельности при выполнении задания, неумение оценить правильность своих действий.  Нередко возникают конфликтные отношения с одноклассниками, учебные успехи которых выше. Чем у них.

Основу позиционных мотивов учения составляет интерес к новой ситуации и новой социальной роли, при этом ребенка привлекает чисто внешняя атрибутика школьной жизни. Позиционный мотив в той или иной мере присутствует у всех будущих школьников. Как правило, уже к концу первого месяца обучения в школе этот мотив угасает и существенного влияния на успешность усвоения не оказывает.

С этими детьми работу по формированию мотивов учения необходимо начинать задолго до поступления в школу.

\Внешние мотивы не имеют отношения к содержанию учебной деятельности и не оказывают существенного влияния на учебную активность и успешность усвоения знаний. В случае доминирования внешних мотивов пи недостаточном развитии познавательной и социальной мотивации, так же как и в предыдущем случае, велика вероятность формирования негативного отношения к школе и учению.В структуре игровых мотивов учения маленьких школьников, имеется ввидумотивы, присуще  ролевой («свободной») игре, правила и содержание которых определяются самим ребенком.

Игровой мотив по своей природе неадекватен учебной деятельности. Дело в том, что в игре ребенок сам определяет, что и как он будет делать. В учебной деятельности учащийся действует в соответствии с учебной задачей, поставленной педагогом, при этом успешность его деятельности зависит от того, насколько он принял и понял задачу педагога, насколько правильно выполняет его инструкции.

Учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга и находятся в определенном соотношении между собой.

Полноценная учебная мотивация должна включать и познавательные мотивы, и широкие социальные мотивы, но индивидуальность каждого ребенка проявляется в доминировании какого-то из указанных мотивов внутри учебной деятельности.

Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики.

Посмотреть полностью работу (нажмите здесь - vol.docx [1009,93 Kb] (cкачиваний: 25)  

  Наверх