Исламова Марина Александровна,
педагог дополнительного образования,
МБОУ ДОД ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА,
Башкортостан Республика, город Туймазы
Методическое сопровождение образовательного процесса в школе раннего развития
"Знайки" МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г.Туймазы
Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача современного образования - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии склонностей и способностей, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Это подтверждает востребованность такой формы образования в обществе. Интеграция основного и дополнительного образований становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт. Основное и дополнительное образование изначально не должны существовать друг без друга, т.к. по отдельности они односторонни и неполноценны. В науке дополнительное образование рассматривается как «особо ценный тип образования», как зона ближайшего развития образования в России.
Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются уже в дошкольном возрасте. От того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни, во многом предопределяется успех его дальнейшего полноценного развития.
В основе ФГОС заложены основные принципы:
1) сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация программ в формах, специфических для детей данной
возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и
исследовательской деятельности, в форме творческой активности,
обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Сложившаяся экономическая ситуация в нашей стране способствовала возникновению сложных проблем обучения и развития детей дошкольного возраста: сокращение сети дошкольных учреждений, уменьшение охвата дошкольным образованием, отсутствие ДОУ по месту жительства, неравное социальное положение семьей. Все это привело к нарушению доступности образования, к неравным стартовым условиям при поступлении детей в школу из детского сада и из семьи. Около 35% детей от 5 до 7 лет в Республике Башкортостан оказались за рамками системы дошкольного образования.
ФГОС должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования. Высокие требования к организации воспитания и обучения выдвигают проблему совершенствования подготовки детей к школе в ряд наиболее актуальных. Обеспечение высокого уровня готовности к школе создает фундамент для последующего успешного обучения детей. Под готовностью к систематическому обучению понимается такой уровень развития ребенка, который дает ему возможность достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, овладеть новыми знаниями, умениями, нормами поведения, проявляя при этом необходимый уровень активности.
Важное место в решении поставленных задач отводится системе дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования расширяют сферу своей деятельности с учетом спроса на различные виды образовательных услуг и потребностей населения. Создаются объединения, работа которых направлена на всестороннее развитие детей дошкольного возраста.
В 1998 году в ДД(Ю)Т при методическом отделе для детей 5-7лет была создана школа раннего развития «Почемучка». В связи с увеличением спроса на данный вид образовательной деятельности в 2009 году было принято решение о расширении данного направления, была организована школа раннего развития «Знайки» Основной целью организации школы стало создание условий, развивающей среды для полноценного развития ребенка через организацию совместной деятельности детей и взрослых. Сегодня ШРР "Знайки" - это 5 учебных групп, в которых занимаются более 60 детей.
Планируя свою деятельность, педагогический коллектив Школы ставит перед собой следующие задачи:
- создать условия для всестороннего развития личности ребенка и его творческого потенциала;
- подготовить детей дошкольного возраста к обучению и психологической адаптации в школе;
- обеспечить преемственности в образовании;
- оказать педагогическую помощь семье в подготовке к новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу;
- сохранить и укрепить здоровье ребенка.
Деятельность Школы раннего развития регламентируется Уставом учреждения и положением о Школе раннего развития.
В процессе обучения в ШРР реализуются модифицированные образовательные программы, разработанные на основе программ, которые соответствуют ФГОС.
Процесс обучения осуществляется на основе деятельностного метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается детьми путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Больше внимание уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют объекты, но и придумывают образы, связанные с ними. Во время занятий детям предлагаются задания, допускающие различные варианты решения. Для закрепления полученных знаний используются тетради на печатной основе с заданиями разной степени сложности.
Возрастные особенности детей 5-7 лет требуют использования игровой формы деятельности. В процессе обучения используется большое количество игровых упражнений. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Психолого-педагогические исследования и практика показывают, что основное значение для подготовки к школе имеет общевоспитательная работа, направленная на всестороннее развитие ребенка - физическое, умственное, нравственное, эстетическое. Особое внимание при этом уделяется организации разных видов деятельности (игр, наблюдений в природе, занятий, элементарного труда, конструирования, рисования) с учетом, психофизиологических особенностей дошкольников, и требований, предъявляемых школой к их развитию. Важная роль в данном процессе отводится изобразительной деятельности.
Е.И. Рогов отмечает, что рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности.
Занятия рисованием, лепкой, аппликацией вызывают у детей положительные эмоции, удовлетворение результатом труда. При этом формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности; способность слушать и запоминать задание, выполнять его за определенное время, умения планировать и оценивать свою работу, доводить дело до конца, находить ошибки и исправлять их; содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы.
При составлении учебного плана Школы раннего развития особое внимание было уделено курсу «Изобразительное искусство». На его изучение отводится 25% всего учебного времени, а учебные занятии по данному курсу планируются с учётом имеющихся у детей знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения в ШРР и дошкольном учреждении.
Кружковая деятельность, построенная на основе данной программы, состоит из занятий, включающих в себя: рисование предметное, сюжетное, декоративное, лепку предметную и сюжетную, аппликацию . Всем этим видам работы уделяется большое внимание, все они равноценны.
РИСОВАНИЕ. Подготовка детей к школе ведется на протяжении всего времени обучения. Вначале они учатся правильно держать карандаш и кисть, знакомятся с различными изобразительными материалами, познают основные геометрические формы разной величины. Подражание является основным приемом усвоения ими знаний. Поэтому большое значение приобретает показ способов выполнения задания педагогом.
Затем больше внимания уделяется рисованию по непосредственному наблюдению, которое является подготовительным этапом к рисованию с натуры. Оно заключается в рассматривании и всестороннем обследовании предмета перед началом работы и изображении его по представлению. Этот прием развивает у детей внимание, зрительную память, целенаправленное восприятие окружающих предметов.
К концу обучения требования к изображению с натуры заметно повышаются и приближаются к требованиям школы. Дети учатся анализировать модель от общего к частному делать набросок общей формы, сравнивать рисунок с натурой, исправлять ошибки, добиваясь сходства с моделью.
На занятиях рисованием дети приобретают навык свободного владения карандашом и кистью, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатываются такие качества движения руки, как легкость, плавность, равномерность, слитность, которые необходимы и для письма. В процессе рисования предметов различной формы, величины, различных пропорций усваиваются умения сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине. Такое сопоставление письма и рисования показывает, что обучение в ШРР создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом.
Знакомство с основными формами, умение выделять их из окружающей обстановки, сравнивать по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение помогают овладению элементарными математическими понятиями.
ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ. Каждый вид изобразительной деятельности имеет свои специфические особенности и предъявляет свои требования к двигательному, сенсорному и интеллектуальному развитию ребенка дошкольного возраста. В программу обучения в школе раннего развития включены все виды изобразительной деятельности, в том числе лепка и аппликация.
Работа с пластическими материалами для ребенка предъявляет свои сложности. Тем не менее, она весьма полезна и с точки зрения активной деятельности кистей рук, и пространственной ориентации. Главной задачей этих занятий считается обучение ребенка способам изготовления различных форм, умению соразмерить количество материала и размеры деталей изображения, способам создания деталей для одного и того же изделия. Для создания мотивации к занятиям этим видам изодеятельности мы предлагаем детям приемы, несложные для исполнения, но позволяющие детям изготовлять оригинальные изделия. Это различные вмятины, сделанные пальцем или стеком, это изделия в виде мозаики, это «цветы» из длинных колбасок, свернутых спиралью и т. д. Кроме того, занятия лепкой можно проводить коллективно, что существенно повышает мотивацию детей.
Аппликация является одним из любимых видов изобразительной деятельности детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Аппликация легко доступна для изготовления, многообразна и эффектна. Аппликация дает отчетливое представление о форме предметов, о форме отдельных деталей изображения, об их пространственном расположении относительно друг друга и т. д. В связи с этими особенностями аппликации широко применяются в работе с детьми. Рекомендуется использовать аппликацию для закрепления знания формы, для ознакомления с пространством листа бумаги.
Аппликацию можно выполнять коллективно - какую-либо композицию или пейзаж. При этом идет коллективное обсуждение, правильно ли подобран элемент аппликации и место его расположения.
Таким образом, успешное решение задач обучения и воспитания в начальных классах неразрывно связано с изобразительной деятельностью дошкольников. Целенаправленная организация изобразительной деятельности способна оказывать существенное влияние на успешность подготовки дошкольников к процессу обучения в школе, а именно на развитие мелкой моторики рук, умение работать по образцу, способность концентрировать свое внимание на важном, мение подчинять свою деятельность требованиям взрослых.
Занятия рисованием, лепкой, аппликацией в значительной мере способствуют подготовке к дальнейшей учебной деятельности, в частности к овладению письмом, математикой, трудовыми навыками.
В процессе работы с детьми я использую различные нетрадиционные техники такие как: тычок жесткой полусухой кистью; печать поролоном; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; пальчиковое рисование; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; ожившая геометрия; кляксография обычная; пластилинография. Творческие работы воспитанников ШРР "Знайки" были представлены на выставках детского рисунка, посвященных Дню матери, Дню победы. Так же были оформлены тематические вставки: "Золотая осень", " Ах, матрешка! Яркий сарафан!", " Зима - чародейка".
На выставке новогодних поделок " Мультяшный новый год" была представлена коллективная работа "Ежик в тумане". Так же работы воспитанников направлены для участия в международном конкурсе рисунков "Я на радуге" и получили дипломы лауреатов и участников конкурса.
Необходимым условием организации занятий с воспитанниками ШРР является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха - всё это является основой деятельности педагогов Школы. На первом занятии, во время знакомства, каждый ребенок получает памятную открытку, на которой написано его имя, а так же ребята из ладошек с именами составляют солнышко - смайлик. Этот символ сопровождает детей на протяжении всего обучения в качестве оценки работы воспитанников на занятии, что стимулирует детей к активному участию в обсуждении изучаемого материала и выполнении заданий в тетрадях.
В 2011 году я приняла участие в работе VI научно- практической конференции педагогических работников, где представила свою работу на тему: «Занятия в Школе раннего развития как этап подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе». Основным выводом работы стало то, что целенаправленная организация кружковой деятельности способна оказывать существенное влияние на успешность подготовки старших дошкольников к процессу обучения в школе. Члены жюри оценили мою работу, и я стала призером конференции в секции " Дополнительное образование".
В процессе подготовки к занятиям я часто обращаюсь к ресурсам интернета, но очень много для себя я открываю из общения с коллегами. Лишь постоянно занимаясь самообразованием можно достичь хороших результатов в работе.
Еще одним из направлений работы педагогического коллектива Школы раннего развития является оказание педагогической помощи родителям воспитанников объединения в воспитании и развитии детей. С этой целью организован родительский всеобуч. В процессе общения обсуждаются вопросы, наиболее значимые для родителей. Специалисты дают советы и при необходимости оказывают индивидуальную консультативную помощь. Родители и воспитанники Школы не остаются в стороне общественной жизни Дворца. Мы приняли активное участие в социальных акциях "Безопасная дорога детства" и "Доброе сердце". Семьи воспитанников ШРР "Знайки" стали победителями и призерами конкурсных мероприятий, проводимых в рамках проекта " Мамина неделя". Но самой высокой оценкой нашей деятельности является доверие родителей наших воспитанников.
И закончить мне хочется словами:
" Помочь ребенку развить и сохранить интерес к новым знаниям, искренне радоваться его успехам, пусть даже незначительным, поддержать его в минуты, когда ему бывает сложно справиться с непростыми задачами — в этом истинное предназначение педагога".