Филоненко Вера Алексеевна,
учитель математики,
МКОУ «Сузунская школа- интернат
для обучающихся,воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья»,
Новосибирская область, р.п. Сузун
«Преподавание математики
в коррекционной школе 8 вида»
Содержание
Введение
Глава 1. Активизация познавательной деятельности учащихся старших классов на уроках математики в школе 8 вида.
Глава 2 . Методы и приёмы в работе учителя.
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Практически всем учителям, особенно старшихклассов коррекционной школы приходится искать ответ на вопрос: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить, оживить познавательную деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья?
Так как же заставить ребёнка слушать? С помощью, каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Возможно, ли надолго удержать в ребёнке чувство радости перед школой? Полагаю, что да!
Если дети подвижны - значит надо дать выход их энергии.
Они эмоциональны, у них слабая нервная система - значит не злоупотреблять разного вида соревнованиями: они ещё не научились с достоинством переносить поражение, которое может явиться причиной горьких слёз.
У ребят повышенная утомляемость - значит, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий.
У них неустойчивое внимание – надо подобрать более интересный материал, смелее вводить в урок игры и игровые ситуации. Дети всегда запомнят лучше то, что интересно.
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учителя. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении.
Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным . С этой целью учителя математики должны использовать в своей практике различный, занимательный материал.
Он не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ученика, приучает считаться с интересами товарищей. Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, убеждаешься, что такие дети нуждаются в особом подходе со стороны учителя.
Характерными признаками ученика , медленно читающего, долго думающего, со слабой памятью являются его неумение сосредоточиться на задании, неумение выслушивать задание до конца, вдумываться в суть его: что надо сделать и как.
Нередко ученик улавливает только суть или начало задания, детали же пропускает. А это значит, что ребенок невнимателен, что и влечет за собой цепочку неуспехов и неудач. Если ученик теряет любознательность, это ограничивает возможности его развития.
При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья нужно исключить влияние каких бы то ни было посторонних раздражителей, так как у них наблюдается сравнимо маленький уровень развития восприятия.
Работая с таковыми детьми, учителя обязаны считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения необходимо не один раз повторять.
Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме условие задачи. Им свойственно быстрое забывание выученного.
Без наглядных пособий, шаблонов и трафаретов, которыми в основном пользуются учителя, детям труднее воспринимать материал.
Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные ученикам вопросы, загадки, задачи - шутки, моменты неожиданности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности.
Поэтому уроки математики обязаны быть увлекательными, занимательными.
Глава 1.
Главная цель при обучении математике – воспитать у детей с задержкой психического развития интерес к самому процессу познания математики, потребность в преодолении трудностей, умению находить самостоятельный путь решения познавательных задач, а также не бояться ошибок. Научить ребенка учиться с интересом и удовольствием, верить в свои силы.
- Практическая деятельность показала, что на успешность обучения влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна (или неспособна) вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.
Поиски путей повышения эффективности учебного процесса привели к использованию элементов программированного обучения. Опыт использования элементов программированного обучения в процессе преподавания математики, особенно в старших классах в коррекционной школе 8 вида показал, что целесообразнее использовать его при закреплении знаний и особенно при выработке вычислительных навыков, решения задач и т.д.
Программированные задания составляю таким образом, чтобы ученик, выполняя задание самостоятельно, находил ответ, сравнивал его либо с группой данных ему ответов, среди которых есть и ответ к данному заданию . Если задание выполнено неверно, т.е. ответ задания не совпадает с одним из данных ответов , то ученик снова предпринимает попытку его решить и делает это до тех пор, пока не получит правильного ответа. Формы подтверждения правильности решения примеров и задач могут быть самыми разнообразными.
Познавательная деятельность организуется с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка, она направлена не только на формирование у дошкольников математических представлений, но и на их развитие в целом.
При изучении многих математических понятий дети опираются на чувственный опыт, на “память рук и глаз”, которые они приобрели в раннем детстве, когда, действуя с предметами и преобразовывая их, они опытно-практическим путем познавали свойства, строение, назначение предметов и явлений ближайшей и отдаленной окружающей действительности. В дошкольные годы сфера деятельности постепенно расширяется, информационный багаж пополняется. Возникают связи между новыми и уже усвоенными знаниями, происходят их систематизация и обобщение.
Партнерство с взрослыми, общение со сверстниками во время обучения, совместное решение проблемно-познавательных задач – вот, основной путь организации обучения математике.
Знания, данные в занимательной форме, в форме игры усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими “бездушными” упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Однообразные упражнения при обучении математике снижают интерес ребенка к самому процессу обучения. “Чтобы “переварить” знания, надо “поглотить их с аппетитом” – эти слова принадлежат французскому писателю А. Франсу, и с этим трудно не согласиться.
Активизация познавательной деятельности учащихся – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.
В условиях коррекционной школы 8 вида, учитывая дефект познавательной деятельности учащихся, стараюсь прежде всего развивать исполнительскую, воспроизводящую деятельность учащихся. Но только развитием этих видов деятельности учащихся не ограничиваюсь, так как в должной мере должны решаться задачи коррекции, подготовки к овладению профессией, социальной реабилитации и адаптации.
Посмотреть всю работу (нажмите здесь) ( )