Никитина Екатерина Рудольфовна,
воспитатель,
ГБОУ «Гимназия № 1528»
Дошкольное отделение № 2 (корп. 819),
г. Москва
Свой опыт по работе с солёным тестом, предоставляет:
Никитина Екатерина Рудольфовна
Занимаемая должность (должности): Воспитатель
Уровень образования: Высшее
Наименование оконченного учебного заведения: МГПУ
Наименование направления подготовки и (или) специальности: Квалификация: «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии» по специальности «Дошкольная педагогика и психология»
Общий стаж работы: 24
Стаж работы по специальности: 8
Категория: Первая
O себе: Педагогическое кредо: "Дарить тепло и любовь детям"
Девиз: "От улыбки станет всем светлей!"
Принципы работы: получать удовольствие от работы с детьми, родителями, коллегами.
«Творческая работа с соленым тестом»
(разработка презентаций, конспектов)
Предварительная работа:
Знакомство с автором В. Луниным и его сказкой «Приключения сдобной Лизы»
Цель:
Художественное развитие детей старшего дошкольного возраста под влиянием сказки.
№ 1. Тема: «Город кондитеров».
Задачи:
1. Учить лепить из соленого теста барельеф домов, совершенствуя умение расплющивать исходную форму (шар) и видоизменять её для создания выразительных образов: оттягивать, вдавливать, рассекать, делать насечки стекой, дополнять налепами.
2. Формировать умение предварительного продумывания содержания своей работы.
Предварительная работа: Чтение отрывков из сказки В. Лунина «Приключения сдобной Лизы», рассматривание иллюстраций в книге, беседа-обсуждение сюжета.
НОД:
- Ребята мы познакомились с произведением В. Лунина «Приключения сдобной Лизы» и хочу вам предложить путешествие в этот сказочный город кондитеров, и создать свой волшебный городок.
- Я, вам приготовила тесто разных цветов из которого мы будем лепить дома, где будут жить наши сказочные герои.
- Давайте посмотрим иллюстрации в книге и подумаем какие детали, техники мы будем использовать в нашей работе (идет обсуждение).
Воспитатель обращает внимание детей на форму домов, крыш, окон, разбирает мелкие детали:
- Как мы будем делать основную постройку? (раскатаем, расплющим, придадим форму - квадрата, треугольника, прямоугольника, свой вариант).
-Затем налепим, вставим, про режим окна.
- Подумайте, какой формы они будут?
- Как мы их украсим? (жгутики, полоски, кружочки, прорези, свой вариант).
- Может с помощью завитков украсим дверь, крышу?
Воспитатель, предлагает разные способы работы с материалом (соленое тесто). Дети делают свой выбор и приступают работе. Полученные работы выкладываются на просушку.
Подводится итог, все делятся впечатлениями о проделанной работе.
Воспитатель предлагает в следующей работе изготовить жителей городка.
Вовремя образовательной деятельности:
Мы предложили детям путешествие в сказочный город кондитеров, и создать свой волшебный городок.
- Давайте посмотрим иллюстрации в книге и подумаем…, обращаем внимание детей на форму домов, крыш, окон, разбирает - мелкие детали.
Уточняем, как можно сделать основную постройку (раскатаем, расплющим, придадим форму - квадрата, треугольника, прямоугольника, свой вариант). Как украсить их (жгутики, полоски, кружочки, прорези, завитки, свой вариант). Мы предложили разные способы работы с материалом (соленое тесто). У детей – это не первый опыт работы с тестом, но они испытывали разные ощущения: Дима с брезгливостью «фу- фу», Кристина с удовольствием его мяла, Настя – «А, я дома часто леплю из теста, когда мама печет». Аня Х., приступив к работе, сообщила: «Я, буду делать дом Оборочки», Юля - «Мне, понравился кот Валерьян, я ему сделаю домик». Дети, сделав свой выбор, приступили к работе. Полученные работы выкладывались на просушку. Все делились впечатлениями о проделанной работе. Мы предложили в следующей работе создать жителей городка.
№ 2. Тема: «Жители – города «Пастила».
Задачи:
1. Учить фантазировать, создавать свой оригинальный образ сказочного героя.
2. Развивать художественный вкус, творческую самостоятельность.
3. Совершенствовать технические навыки в лепке из соленого теста.
4. Обратить внимание дошкольников на формирование действия домысливания.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций сказочных героев в книге «Приключения сдобной Лизы», обсуждение по содержанию.
НОД:
- Сегодня, я хотела бы предложить вам, в наш сказочный городок «Пастила»
заселить жителей.
- Давайте, вспомним их? – Какие они? (Крем, Оборочка, Горчица, кот Валериан, мышки, Водомет и др). Дети рассказывают о героях сказки.
- Я, предлагаю вам выбрать нужный цвет теста и слепить понравившегося вам жителя городка. Напоминает способы лепки: (раскатаем, расплющим, придадим форму, жгутики, полоски , кружочки, прорези, надрезы, свой вариант).
Дети приступают к работе, воспитатель незаметно направляет и помогает справиться с работой. Полученные работы выкладываются на просушку.
Подводится итог, все делятся впечатлениями о проделанной работе.
Во время образовательной деятельности:
Егор и Аня Х., изо дня в день интересовались, когда же мы продолжим лепить жителей из сказки «Приключения сдобной Лизы».
Мы предложили вспомнить, героев из сказки: – Какие они? (Крем, Оборочка, Горчица, кот Валериан, мышки, Водомет и др). Далее дети выбрали нужный цвет теста, обдумывали свой замысел и слепить понравившегося жителя городка. Мы вспомнили способы лепки: (раскатаем, расплющим, придадим форму, жгутики, полоски , кружочки, налепы, прорези, надрезы, свой вариант).
Дети приступили к работе: Макар – «У меня, будет Водомет, я же лепил для него дом»; Миша – «Я, попробую слепить Крема»; Настя еле слышно «Раз, никто не хочет лепить Горчицу, можно я ее буду лепить?», воспитатель незаметно направляет и помогает справиться с работой. Аня Х.– «Шляпу Лизы я украшу, как будто бусами»; Дима – «Ну, как , ничего котик у меня получился?» (доволен полученным результатом).Егор очень старался создать образ кота, но поделка получилась трудно - узнаваемая. Полученные работы были выложены на просушку. Далее подводился итог, все делились впечатлениями о проделанной работе.
№ 3. Тема: «Чего не хватает? »
Задачи:
1. Учить ребят предварительному продумыванию содержания будущего сюжета, последовательности его воплощения.
2. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых оригинальных замыслов.
3. Развивать мелкую моторику рук, воображение.
4. Совершенствовать технические навыки в лепке из соленого теста.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций сказочных героев в книге «Приключения сдобной Лизы», обсуждение.
НОД:
Воспитатель приносит в группу полотно, где будет создаваться сюжет из сказки «Приключения сдобной Лизы» с использованием предыдущих работ детей (дома и сказочные герои).
- А теперь, давайте разместим, поселим наших героев в волшебном городе (дети раскладывают на полотне жителей городка, которых они создали ).
- Чтобы город ожил чего-то не хватает? - Чем можно дополнить сюжет нашей картины?
Воспитатель напоминает отрывками из текста стр. 9 (кремовая площадь, фонтан, яблони, цветы, жаворонки, уточка, голубь и прочее).
Предлагает выбрать «дополнения» для создания окончательного образа сюжета, если дети затрудняются, воспитатель помогает сделать выбор (здесь могут вырасти цветы, а у тебя яблони, ты построй забор, у тебя пусть полетят птички или собственный выбор детей ). В работе используются знакомые техники и способы лепки из соленого теста. Работы выкладываются на просушку. Воспитатель сообщает детям, что следующая забота будет заключительной и назовем мы ее «Городок - Пастила ».
Во время образовательной деятельности:
Мы принесли в группу полотно, где будет создаваться сюжет из сказки «Приключения сдобной Лизы» с использованием предыдущих работ детей (дома и сказочные герои), предложили детям разложить на полотне жителей городка, которых они создали. Далее мы задали вопросы:
- Чтобы город ожил, чего-то не хватает? - Чем можно дополнить сюжет нашей картины?
Далее мы напомнили отрывки из текста и дополнили композицию (кремовая площадь, фонтан, яблони, цветы, жаворонки, уточка, голубь и прочее).
Детям было предложено выбрать дополнения для создания окончательного целостной работы: Кристина – «Хочу сделать цветы»; Егор - «У меня будут, кругом мыши, которых искал Валерьян»; Костя «Можно, сделать яблоню?». В работе использовались знакомые техники и способы лепки из соленого теста. Дима (с неожиданным восхищеньем) - «У меня такое огромное солнце!»; Настя – задумалась и затем, молча, слепила пчелок; Макар – «Посмотрите, какой у меня получился фонтанчик ха-ха-ха!». Работы выкладываются на просушку.
№ 4. Тема: «Городок – Пастила».
Задачи:
1. Учить ребят предварительному продумыванию содержания будущего сюжета, последовательности его воплощения.
2. Развивать мелкую моторику рук, воображение.
3. Совершенствовать технические навыки в лепке из соленого теста;
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций сказочных героев в книге «Приключения сдобной Лизы», обсуждение.
НОД:
Воспитатель предлагает детям, разместиться вокруг полотна так , чтобы каждому было удобно работать, не мешать, случайно не испачкать друг друга. Договорившись заранее, что результат получиться именно таким, воспитатель сообщает детям, что, как и в аппликации нужно взять деталь, аккуратно намазать клеем с нужной стороны и приклеить, сильно не нажимая (можно также предложить сначала разложить сюжет совместно, затем по несколько человек клеить свои детали, чтоб не мешать друг другу).
Через несколько дней, когда все приклеиться , готовая работа покрывается акриловым лаком просушивается и репродукция выставляется на выставке в уголке творчества.
Вывод
Наша проведенная работа позволила нам сделать вывод о том, что глубокое переживание детьми эстетического чувства к сказке неразрывно со способностью эстетического суждения, т.е. с художественно-эстетической оценкой явлений искусства и жизни. Одна из основных задач - сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельность в художественной деятельности, с учетом возрастных возможностей.
Интеграция различных видов художественной деятельности благоприятно влияет на художественное развитие детей старшего дошкольного возраста, при этом стимулом к интеграции выступает сказка с ее персонажами и героями.
Посмотреть всю работу (нажмите здесь)