Тихоненко Анастасия Валерьевна,
социальный педагог,
МБОУ "Ковыльненская
средняя общеобразовательная школа-сад
Микроклимат в семье и школе: его влияние
на здоровье и обучение учащихся
I. Актуальность
Взаимодействие семьи и школы в вопросах формирования и укрепления здорового образа жизни детей и подростков — комплексная социальная и педагогическая проблема. Она требует объединения усилий педагогов, различных специалистов, администрации образовательного учреждения, родителей.
Здоровье человека, а особенно детей, зависит от многих факторов. Это и состояние окружающей среды, устойчивое развитие семьи, культура педагогов и родителей, психологическая комфортность участников образовательного процесса.
Поэтому возникла необходимость изучения психологического климата (микроклимата) в семье и школе и его влияния на обучающихся.
Микроклимат – (в словаре Ожегова) - Обстановка, взаимоотношения в небольшом коллективе, в семье.
Микроклимат – (в современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия»)- создание зоны комфорта.
II. Микроклимат семьи, его влияние на детей
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:
- демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);
- социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;
- социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе;
- технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное — затормаживается.
Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности.
Однако проблема успешного обучения учащихся тесно связаны с тем, какая общая атмосфера в семье, как складываются отношения учащихся с их родителями. Неблагоприятные отношения, конфликты, грубость и нетактичность поведение членов семьи по отношению к учащимся часто рассматривается как одна из основных причин тревожности. Безусловно, в настоящее время, вопрос о причинах возникновения тревожности остается открытым. Однако некоторые авторы в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности считают нарушение взаимоотношений в семье.
Чувство тревожности у детей подвержено влиянию множества факторов, в том числе атмосфера и структура семьи, взаимоотношения между членами семьи и стиль родительского воспитания играют важную роль. Таким образом, изучение особенностей процесса воспитания в семье, стили родительского воспитания и чувство тревожности ребенка являются актуальными вопросами волнующими как педагогов, так и родителей.
Изучению семьи как воспитательного института посвящено большое количество исследований – как отечественной психологической науке, так и за рубежом. Взаимоотношения в семье рассматривали такие известные педагоги и психологи как А.В. Петровский, А.С. Макаренко, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Л.С. Выготский, Э. Эриксон, А. Адлер, Э.Г. Эйдемиллер, А.Е. Личко и другие.
Таким образом, с целью сбора информации, совместно с социальным педагогом в начале года составляется социально-психологический портрет семей, где отражены социальные особенности семей учащихся (полная – неполная семья, количество членов семьи, социальный статус родителей и др.).
Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями учащихся определяются следующие:
- изучение семей и условий семейного воспитания (воспитательный потенциал семьи);
- пропаганда психолого-педагогических знаний;
- активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;
- обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания;
- знакомство с правами и обязанностями родителей и детей.
Воспитательный потенциал семьи — это ее способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство исследователей, например Минияров В.М., связывает его с психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей. По мнению Овчаровой Р.В., наибольшее значение для формирования личности имеет морально-психологический климат семьи, который определяет и опосредует все другие факторы. В свою очередь, сам микроклимат семьи зависит от характера семейных и, прежде всего супружеских и детско-родительских отношений.
Основная работа по этому направлению ведется социальным педагогом, психологом. Ими проводятся различные тестирования, анкетирования, соцопросы по вопросам взаимоотношений в семье.
Например:
По выявленным результатам организуются разнообразные виды коррекционной работы.
Так, например. организовывали родительский лекторий по таким темам, как:
«Особенности общения с подростками», «Что такое школьная дезадаптация?», «Трудности первоклассников». «Профилактика асоциального поведения ребенка».
В систему сопровождения включаются все участники образовательного процесса. В качестве объекта психологического сопровождения может выступать либо конкретный родитель, конкретная семья, либо группа семей.
Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы.
Проводили родительские собрания на темы: “Психолого-педагогические проблемы в детском возрасте”, “Роль семьи в организации учебного труда и досуга детей”, “Наказание и поощрение в семье: за и против”; “Семья - здоровый стиль жизни”; “Здоровье нашего ребёнка: советы как его сохранить”; “Воспитание трудолюбия и ответственности у ребёнка в семье”. На которых обсуждали результаты диагностик и давали практические рекомендации по семейному воспитанию.
Привлекали родителей к совместному с детьми участию в различных спортивных состязаниях, а также интеллектуальных и творческих конкурсах.
III. Микроклимат в школе
1. Комфортность учащихся в школе
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является не только семья, но и система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся условий внутришкольной среды, одной из которых является комфорт. Ведь от того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье учащихся.
Необходимость разговора о комфортности учебной среды связано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы мы видим в достижении школьниками комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности.
"Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова дает следущее определение комфортности: "Комфортность - это условие жизни, прибывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют."
Существует три структурные составляющие данного понятия.
Комфортность:
- Психологическая
- Интеллектуальная
- Физическая
А) Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.
Источником психологичекой комфортности является:
- положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя;
- доброжелательное отношение между учителем и учеником, так как в школе главной фигурой был и остается учитель.
Действия учителя по созданию здоровой психологичекой комфортной среды сводятся к обеспечению благоприятных условий для взаимодействия "учитель-ученик" с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере.
Принцип психологической комфортности является ведущим, т.к. он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как "дома". Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.
Б) Интеллектуальная комфортность - это удовлетворненность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.
Хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ только 25 - 30 % учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам.
Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет учащихся занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируется независимость и различные признаки взросления: брутальность, курение, демонстративный интерес к противоположному полу.
В) Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.
Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:
Памятка для учителей
- уважайте детей;
- ищите в детях хорошее;
- замечайте и отмечайте малейших успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;
- не приписывайте успех себе, а вину ученику;
- ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;
- на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
- не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
- хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
- только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
- не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;
- оценивайте поступок, а не личность;
- дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем несмотря на его оплошность.
Для того, чтобы оценить комфортность учащихся на уроке мы решили провести тест на определение напряженности, т.к. напряженность является противоположным значением комфортности, следовательно, чем выше напряженность учащихся на уроке, тем ниже их комфортность.
Ниже предлагается тест на определение напряженности учащихся во время учебного процесса (см. презентацию)
Данный тест был проведен среди учащихся 5-6 классов нашей школы Результаты теста:
- высокий уровень напряженности имеют 1 ученика, что составляет 7%
- повышенный уровень напряженности имеют 6 учеников, что составляет 43%
- нормальный уровень напряженности имеют 3 человека, что составляет 21%
- и чрезмерно спокойный уровень напряженности имеют 4 человека, что составляет 29%.
IV. Микроклимат в коллективе – это очень важно
Существует простая истина: успешная совместная работа возможна лишь тогда, когда ее участники могут прийти к согласию, найти общий язык. Поэтому в педагогических коллективах хороший психологический климат крайне необходим.
Основными слагаемыми психологического климата выступают взаимоотношения педагогов в коллективе, их настроение, удовлетворенность работой.
Сплочение учителей является одной из функций руководителей школы. Оно способствует оптимизации всех сторон деятельности коллектива, существенному повышению его воспитательных возможностей.
В основе объединения коллектива лежат самые разнообразные факторы: наличие общей цели, симпатии, организационное единство.
Сплоченность педагогического коллектива во многом зависит от стиля руководства школой и от психологических особенностей учительского коллектива.
Из результатов обработки анкет, в которых ставился вопрос о стилях работы руководства, можно сделать вывод: для создания творческого микроклимата в коллективе необходимо, чтобы руководители вовремя замечали и поддерживали успехи в работе учителя. Обращали внимание на то, как из года в год растет его педагогическое мастерство.
При хорошем психологическом микроклимате у учителя всегда хорошее настроение, а это в свою очередь отражается на стиле его общения с коллегами и детьми. Вот почему руководящим работникам очень важно научиться управлять настроением педагогического коллектива, поддерживать в нем состояние оптимизма и бодрости.
Что же влияет на настроение педагогов?
Удовлетворены ли они работой в коллективе?
Для изучения данного вопроса также была проведена анкета «Школа глазами учителей», которая определяла удовлетворенность работой педагогами школы и микроклимат в коллективе.
Результаты
анкеты «Школа глазами учителя»
№ |
Вопросы |
Да (1) |
Не совсем (2) |
Нет (3) |
Не знаю (4) |
1 |
Удовлетворены ли Вы состоянием материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса? |
6 |
|||
2 |
Есть ли у Вас право голоса в решении вопросов, затрагивающих Ваши интересы, если решения принимаются в школе? |
4 |
1 |
1 |
|
3 |
Удовлетворены ли Вы помощью, оказываемой Вам директором, его заместителями? |
5 |
1 |
||
4 |
Удовлетворены ли Вы оценкой Вашей работы в школе? |
4 |
2 |
||
5 |
Считаете ли Вы требования к Вашей работе в школе справедливыми, обоснованными? |
4 |
1 |
1 |
|
6 |
Считаете ли Вы справедливой систему оплаты Вашего труда в школе? |
1 |
2 |
3 |
|
7 |
Нравится ли Вам работать в этой школе, учитывая сложившуюся здесь систему работы? |
4 |
1 |
1 |
|
8 |
Удовлетворены ли Вы качеством методической помощи? |
4 |
2 |
||
9 | После спора или ссоры с товарищами я долго не могу успокоиться |