E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Шагизиганова Римма Наилевна, воспитатель

Шагизиганова Римма Наилевна,

воспитатель,

МАДОУ общеразвивающего вида детский сад № 12,

Республика Башкортостан, г. Уфа

Непосредственная образовательная деятельность

для средней группы на тему:

«Платье для Айсылу»

Возрастная группа: средняя группа № 6

Программное содержание:

Цель: формировать декоративно – игровое творчество воспитанников в процессе украшения башкирского национального костюма.

Задачи:

  • Продолжить знакомство воспитанников с изделиями башкирского народного декоративно – прикладного искусства;
  • Активизировать в речи названия элементов костюма, материалов из которых они изготовлены;
  • Закрепить умение лепить предметы одинаковой округлой формы;
  • Продолжить работу над развитием глазомера воспитанников;
  • Развивать музыкальный слух воспитанников;
  • Способствовать воспитанию любви к родному краю, чувства толерантности, терпимости к представителям различных народностей.

Предварительная работа:

  • Знакомство с культурой и бытом башкирского  народа посредством рассматривания картин и иллюстраций («Девочка – башкирка в голубом» К. Давлеткильдеева), изделий прикладного искусства, участие в бытовых играх.
  • Чтение произведений авторов Башкортостана:

-Рассказы о национальных башкирских  праздниках;

-Рассказ «Красивое платье» Ф. Губайдуллиной;

-Стихотворение Р. Даутовой «Башкирский узор»;

-Заучивание стихотворения А. Игебаева «Сама сшила»;

-Стихотворение А. Игебаева «Какой цвет краше?»;

  • Слушание национальных композиций: «Пой мой курай», «Б?рл?г?н»
  • Разучивание танца «Семь девушек».
  • Игры «Одень Зифу», «Укрась матрешку Гульназиру», «Разрезные картинки».

Методы, формы, приемы обучения:

Рассказывание, чтение стихотворений, показ картин и иллюстраций, показ способов работы, обсуждение, беседа, игра, игровая ситуация.

 

Оборудование: мольберт на магнитной основе, кукла в национальной одежде, бумажный макет девушки в национальной одежде, деревянные куклы в национальных костюмах. иллюстрации национального костюма, музыкальное сопровождение.

Раздаточный материал на каждого воспитанника: эскиз платья, пластилин желтого, оранжевого, красного цветов, доска для лепки, салфетки, атласные пояски с бусинами.

  

Ход проведения НОД:

 

1. Организационный момент.  Воспитанники (девочки в национальных костюмах) сидят на ковре полукругом. - Воспитатель: Здравствуйте ребята! К нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с наши гостями на башкирском языке.

-?аумы?ы?ы?!

2. Вводная беседа. Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас с вами непростое занятие. Посмотрите, в какие красивые яркие костюмы одеты наши девочки ( рассматривают). Как вы думаете, какому народу принадлежит данный костюм?  (Ответы воспитанников)

Воспитатель: да, совершенно верно. Это – национальный башкирский женский костюм. (воспитатель демонстрирует макет девушки в национальном костюме и прикрепляет его на мольберт).

Воспитатель: к нам пришла сегодня, детки, лучезарная девушка,

Чтоб поведать нам как предки одевалися в костюм.

Посмотрите: вот монетки украшают лоб и грудь,

По башкирски это, детки –

“Т??к?” будет, не забудь!

В платье желтое одета.

Семь воланов есть на нем.

Это яркая примета говорит нам лишь о том,

Что наша девушка молода,

“Й?ш ?ы?”, по башкирски зовется она.

3. Изучение нового материала.Башкирский национальный костюм — народная одежда башкир. Одежду башкиры шили из сукна, войлока, овчины, кожи, меха. Традиционной женской верхней длиннополой одеждой был елян (йел?н) костюм с рукавами на подкладе. Халаты и платья (к?лд?к) расшивались цветным узором, украшались нашивками из драгоценных камней и монет. Женские костюмы отличались своей красотой, богатством, количеством оборок и т.д. Любимыми цветами башкир были красный, зелёный, жёлтый и чёрный.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему? (ответы воспитанников)

Воспитатель: Правильно! Это краски природы – цветов, зелени, солнца. Поверх платья надевали чёрные жилеты-еляны? Почему  именно чёрного цвета? Правильно, чёрный – это цвет нашей земли. И цветы, и трава, и деревья – всё растёт на земле. Но не каждая девушка умела шить такие костюмы. Только умелым мастерицам – ткачихам, портнихам доверяли такую сложную работу. Иногда на шитье и украшение костюма уходили месяцы, потому что все делали вручную.

Вдруг раздается плач девочки (запись на проигрывателе).

Воспитатель: Ой, ребята! Кажется кто –то плачет! Кто же это? (Воспитатель демонстрирует куклу в национальном платье с оборками, но без украшений)

Воспитатель: Здравствуй девочка! Как тебя зовут и почему ты плачешь?

Кукла: здравствуйте! Меня зовут Айсылу! Сегодня у моей подружки Айгуль – день рождения и она пригласила меня в гости. Я решила постирать свое праздничное платье. Я так усердно его стирала, что смыла все украшения! (Плачет).

Воспитатель: Айсылу, не плачь пожалуйста!  Мы сейчас с ребятами подумаем, как можно тебе помочь. Ребята, как вы думаете, чем можно помочь Айсылу? (ответы воспитанников).

Кукла: мне очень нравятся платья, украшенные   оборочками, монетами, бусинами…

Воспитатель: Всё ясно. Значит, тебе нужно башкирское национальное платье. Ведь они очень нарядные, красивые и с оборочками, совсем как любишь ты.

(воспитатель демонстрирует куклу в национальной одежде).

Кукла: Я очень  хочу, чтобы у меня было такое же красивое платье! Вы мне поможете?

Воспитатель: конечно поможем. Мы с ребятами украсим много платьев. А ты потом сама выберешь самое красивое платье, чтобы потом пойти в нем в гости. Посмотрите, как я украсила платье. Какие геометрические фигуры здесь присутствуют? (Ответы воспитанников).

Воспитатель: Сейчас я покажу вам, как это сделать.  Подойдите к стол. Сейчас  мы  с вами все рассмотрим. Сначала на середине рабочего места нужно расположить эскиз платья. Затем нужно взять кусок пластилина и размять его. От размякшего пластилина отщипываем маленький кусок и катаем между ладонями. Получается овал. Овал необходимо прилепить на нагрудник платья, слегка надавить на него. Чтобы он был гладким, нужно разгладить его стекой. В таком порядке нужно сделать несколько овалов и прилеплять их на нагрудник платья сверху вниз в убывающем порядке.  Ну, вот, наш эскиз готов. Нагрудник мы украсили  бусинками и камушками круглой формы. Вот такой эскиз красивого платья можно сделать своими руками.

Воспитатель: А сейчас давайте немного поиграем. Становитесь в круг.

4.Физкультминутка. Сама сшила(Абдулхак Игебаев)

Кукле маленькой моей                -Ладонью показать на уровне колена;

Справила обнову я:                     - Руки внизу в стороны, ладони раскрыты;

Платьице я сшила ей-                  «Пружинки» вправо, влево;

Новое, лиловое.

Приметала рукава я, - Пальцами показать иголочку, движения у плеч правой руки, затем –         у левой;

Воротник приладила…               - Двумя руками круговые движения у шеи;

Может час, а может, два            Правой рукой показать один палец вверх, левой показать два пальца;

Это платье гладила. -                     Движение «утюжок»;

Кукла платьице надела,                - Руками движение от головы вниз;

Долго в зеркальце глядела.           - Ладонью изобразить зеркальце;

Ей обновка нравится:                    - Руки на пояс, «пружинки» вправо, влево

В ней она красавица.

Кукла: ой, ребята! Как же весело у вас, мне даже плакать расхотелось!

5.Самостоятельная деятельность воспитанников.

Воспитатель: а сейчас ребята рассаживаются за столами и приступают к работе.

 (Самостоятельная деятельность воспитанников. При затруднении выполнении работы, воспитатель помогает некоторым воспитанникам).

6. Пальчиковая гимнастика. В процессе лепки воспитанники делают пальчиковую гимнастику «Семья» на башкирском языке:

-был барма?- атай,                                                -показвают на большой палец.

-был барма? – ?с?й,                                              -показвают на указательный палец.

-был барма? – а?ай,                                               -показвают на средний палец.

- был бармак – апай.                                              -показвают на безымянный палец.

-был барма? – б?п?й, уны? и?еме – с?т?к?й.      -показвают на мизинец.

Воспитатель: Я вижу, что работы получились у вас красивые, яркие и нет двух одинаковых. Мы думаем, Айсылу, что на празднике ты будешь самой красивой и нарядной!

кукла: Конечно, друзья! Мне уже захотелось танцевать в этих красивых платьях!

Воспитатель: А давайте все вместе потанцуем! Но сначала нужно протереть руки влажными салфетками.(Воспитанники протирают руки. Далее включается музыка. Воспитанники исполняют отрывок из танца «Семь девушек». Пока воспитанники танцуют, воспитатель одевает кукле платье с украшениями).

Кукла: Мне очень понравилось у вас сегодня. Ваши платья получились просто загляденье!  Но  мне уже пора, иначе я опоздаю! До свидания!

Воспитатель: всего доброго, Айсылу! До свидания! («Кукла уходит».

Воспитатель: ребята! Посмотрите, а что это стоит на нашем столе? (Воспитатель обращает внимание воспитанников на шкатулку, которая стоит на столе).-давайте откроем ее, и посмотрим, что же там лежит. (открывают шкатулку – а там магнитики в виде сердечек и записка. Воспитатель читает записку)-«Дорогие ребята! За ваши добрые и отзывчивые сердца я оставила вам маленькие сувениры – магниты, чтобы вы и дальше творили добро и помогали людям. Спасибо вам!».

7. Подведение итогов с воспитанниками: ребята! Вам понравилось наше сегодняшнее занятие? (ответы воспитанников?)

- Что у вас вызвало наибольшее затруднение? А что наоборот, было легко сделать? (ответы воспитанников). 

8. Уборка рабочего места.

«Украшаем платье «монетами» 

Шагизиганова Римма Наилевна, воспитатель 

Танец «Семь девушек»

Шагизиганова Римма Наилевна, воспитатель

Сюрпризный момент: магниты – сердечки от Айсылу

Шагизиганова Римма Наилевна, воспитатель

  Наверх