Шагизиганова Римма Наилевна,
воспитатель,
МАДОУ общеразвивающего вида детский сад № 12,
Республика Башкортостан, г. Уфа
Непосредственная образовательная деятельность
для средней группы на тему:
«Платье для Айсылу»
Возрастная группа: средняя группа № 6
Программное содержание:
Цель: формировать декоративно – игровое творчество воспитанников в процессе украшения башкирского национального костюма.
Задачи:
- Продолжить знакомство воспитанников с изделиями башкирского народного декоративно – прикладного искусства;
- Активизировать в речи названия элементов костюма, материалов из которых они изготовлены;
- Закрепить умение лепить предметы одинаковой округлой формы;
- Продолжить работу над развитием глазомера воспитанников;
- Развивать музыкальный слух воспитанников;
- Способствовать воспитанию любви к родному краю, чувства толерантности, терпимости к представителям различных народностей.
Предварительная работа:
- Знакомство с культурой и бытом башкирского народа посредством рассматривания картин и иллюстраций («Девочка – башкирка в голубом» К. Давлеткильдеева), изделий прикладного искусства, участие в бытовых играх.
- Чтение произведений авторов Башкортостана:
-Рассказы о национальных башкирских праздниках;
-Рассказ «Красивое платье» Ф. Губайдуллиной;
-Стихотворение Р. Даутовой «Башкирский узор»;
-Заучивание стихотворения А. Игебаева «Сама сшила»;
-Стихотворение А. Игебаева «Какой цвет краше?»;
- Слушание национальных композиций: «Пой мой курай», «Б?рл?г?н»
- Разучивание танца «Семь девушек».
- Игры «Одень Зифу», «Укрась матрешку Гульназиру», «Разрезные картинки».
Методы, формы, приемы обучения:
Рассказывание, чтение стихотворений, показ картин и иллюстраций, показ способов работы, обсуждение, беседа, игра, игровая ситуация.
Оборудование: мольберт на магнитной основе, кукла в национальной одежде, бумажный макет девушки в национальной одежде, деревянные куклы в национальных костюмах. иллюстрации национального костюма, музыкальное сопровождение.
Раздаточный материал на каждого воспитанника: эскиз платья, пластилин желтого, оранжевого, красного цветов, доска для лепки, салфетки, атласные пояски с бусинами.
Ход проведения НОД:
1. Организационный момент. Воспитанники (девочки в национальных костюмах) сидят на ковре полукругом. - Воспитатель: Здравствуйте ребята! К нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с наши гостями на башкирском языке.
-?аумы?ы?ы?!
2. Вводная беседа. Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас с вами непростое занятие. Посмотрите, в какие красивые яркие костюмы одеты наши девочки ( рассматривают). Как вы думаете, какому народу принадлежит данный костюм? (Ответы воспитанников)
Воспитатель: да, совершенно верно. Это – национальный башкирский женский костюм. (воспитатель демонстрирует макет девушки в национальном костюме и прикрепляет его на мольберт).
Воспитатель: к нам пришла сегодня, детки, лучезарная девушка,
Чтоб поведать нам как предки одевалися в костюм.
Посмотрите: вот монетки украшают лоб и грудь,
По башкирски это, детки –
“Т??к?” будет, не забудь!
В платье желтое одета.
Семь воланов есть на нем.
Это яркая примета говорит нам лишь о том,
Что наша девушка молода,
“Й?ш ?ы?”, по башкирски зовется она.
3. Изучение нового материала.Башкирский национальный костюм — народная одежда башкир. Одежду башкиры шили из сукна, войлока, овчины, кожи, меха. Традиционной женской верхней длиннополой одеждой был елян (йел?н) костюм с рукавами на подкладе. Халаты и платья (к?лд?к) расшивались цветным узором, украшались нашивками из драгоценных камней и монет. Женские костюмы отличались своей красотой, богатством, количеством оборок и т.д. Любимыми цветами башкир были красный, зелёный, жёлтый и чёрный.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему? (ответы воспитанников)
Воспитатель: Правильно! Это краски природы – цветов, зелени, солнца. Поверх платья надевали чёрные жилеты-еляны? Почему именно чёрного цвета? Правильно, чёрный – это цвет нашей земли. И цветы, и трава, и деревья – всё растёт на земле. Но не каждая девушка умела шить такие костюмы. Только умелым мастерицам – ткачихам, портнихам доверяли такую сложную работу. Иногда на шитье и украшение костюма уходили месяцы, потому что все делали вручную.
Вдруг раздается плач девочки (запись на проигрывателе).
Воспитатель: Ой, ребята! Кажется кто –то плачет! Кто же это? (Воспитатель демонстрирует куклу в национальном платье с оборками, но без украшений)
Воспитатель: Здравствуй девочка! Как тебя зовут и почему ты плачешь?
Кукла: здравствуйте! Меня зовут Айсылу! Сегодня у моей подружки Айгуль – день рождения и она пригласила меня в гости. Я решила постирать свое праздничное платье. Я так усердно его стирала, что смыла все украшения! (Плачет).
Воспитатель: Айсылу, не плачь пожалуйста! Мы сейчас с ребятами подумаем, как можно тебе помочь. Ребята, как вы думаете, чем можно помочь Айсылу? (ответы воспитанников).
Кукла: мне очень нравятся платья, украшенные оборочками, монетами, бусинами…
Воспитатель: Всё ясно. Значит, тебе нужно башкирское национальное платье. Ведь они очень нарядные, красивые и с оборочками, совсем как любишь ты.
(воспитатель демонстрирует куклу в национальной одежде).
Кукла: Я очень хочу, чтобы у меня было такое же красивое платье! Вы мне поможете?
Воспитатель: конечно поможем. Мы с ребятами украсим много платьев. А ты потом сама выберешь самое красивое платье, чтобы потом пойти в нем в гости. Посмотрите, как я украсила платье. Какие геометрические фигуры здесь присутствуют? (Ответы воспитанников).
Воспитатель: Сейчас я покажу вам, как это сделать. Подойдите к стол. Сейчас мы с вами все рассмотрим. Сначала на середине рабочего места нужно расположить эскиз платья. Затем нужно взять кусок пластилина и размять его. От размякшего пластилина отщипываем маленький кусок и катаем между ладонями. Получается овал. Овал необходимо прилепить на нагрудник платья, слегка надавить на него. Чтобы он был гладким, нужно разгладить его стекой. В таком порядке нужно сделать несколько овалов и прилеплять их на нагрудник платья сверху вниз в убывающем порядке. Ну, вот, наш эскиз готов. Нагрудник мы украсили бусинками и камушками круглой формы. Вот такой эскиз красивого платья можно сделать своими руками.
Воспитатель: А сейчас давайте немного поиграем. Становитесь в круг.
4.Физкультминутка. Сама сшила(Абдулхак Игебаев)
Кукле маленькой моей -Ладонью показать на уровне колена;
Справила обнову я: - Руки внизу в стороны, ладони раскрыты;
Платьице я сшила ей- «Пружинки» вправо, влево;
Новое, лиловое.
Приметала рукава я, - Пальцами показать иголочку, движения у плеч правой руки, затем – у левой;
Воротник приладила… - Двумя руками круговые движения у шеи;
Может час, а может, два Правой рукой показать один палец вверх, левой показать два пальца;
Это платье гладила. - Движение «утюжок»;
Кукла платьице надела, - Руками движение от головы вниз;
Долго в зеркальце глядела. - Ладонью изобразить зеркальце;
Ей обновка нравится: - Руки на пояс, «пружинки» вправо, влево
В ней она красавица.
Кукла: ой, ребята! Как же весело у вас, мне даже плакать расхотелось!
5.Самостоятельная деятельность воспитанников.
Воспитатель: а сейчас ребята рассаживаются за столами и приступают к работе.
(Самостоятельная деятельность воспитанников. При затруднении выполнении работы, воспитатель помогает некоторым воспитанникам).
6. Пальчиковая гимнастика. В процессе лепки воспитанники делают пальчиковую гимнастику «Семья» на башкирском языке:
-был барма?- атай, -показвают на большой палец.
-был барма? – ?с?й, -показвают на указательный палец.
-был барма? – а?ай, -показвают на средний палец.
- был бармак – апай. -показвают на безымянный палец.
-был барма? – б?п?й, уны? и?еме – с?т?к?й. -показвают на мизинец.
Воспитатель: Я вижу, что работы получились у вас красивые, яркие и нет двух одинаковых. Мы думаем, Айсылу, что на празднике ты будешь самой красивой и нарядной!
кукла: Конечно, друзья! Мне уже захотелось танцевать в этих красивых платьях!
Воспитатель: А давайте все вместе потанцуем! Но сначала нужно протереть руки влажными салфетками.(Воспитанники протирают руки. Далее включается музыка. Воспитанники исполняют отрывок из танца «Семь девушек». Пока воспитанники танцуют, воспитатель одевает кукле платье с украшениями).
Кукла: Мне очень понравилось у вас сегодня. Ваши платья получились просто загляденье! Но мне уже пора, иначе я опоздаю! До свидания!
Воспитатель: всего доброго, Айсылу! До свидания! («Кукла уходит».
Воспитатель: ребята! Посмотрите, а что это стоит на нашем столе? (Воспитатель обращает внимание воспитанников на шкатулку, которая стоит на столе).-давайте откроем ее, и посмотрим, что же там лежит. (открывают шкатулку – а там магнитики в виде сердечек и записка. Воспитатель читает записку)-«Дорогие ребята! За ваши добрые и отзывчивые сердца я оставила вам маленькие сувениры – магниты, чтобы вы и дальше творили добро и помогали людям. Спасибо вам!».
7. Подведение итогов с воспитанниками: ребята! Вам понравилось наше сегодняшнее занятие? (ответы воспитанников?)
- Что у вас вызвало наибольшее затруднение? А что наоборот, было легко сделать? (ответы воспитанников).
8. Уборка рабочего места.
«Украшаем платье «монетами»
Танец «Семь девушек»
Сюрпризный момент: магниты – сердечки от Айсылу