E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Пяткова Олеся Аликовна, педагог дополнительного образования, художественный руководитель

Пяткова Олеся Аликовна,

педагог дополнительного образования,

художественный руководитель,

МАДОУ детский сад № 12,

город Уфа, Республика Башкортостан

Непосредственная образовательная деятельность

по рисованию в старшей группе

«Сәй тәмле булhын! Приятного чаепития!»

Возрастная группа: старшая

Программное содержание:

Интегрированные задачи:
Художественное творчество: Продолжать знакомить детей с предметами декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана. Учить выделять основные средства выразительности башкирской росписи: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Закреплять навыки рисования элементов башкирской росписи (рогообразный - кускар). Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию, эстетическое восприятие предметов народного творчества.


Познание: Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора. Воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство башкирского народа.


Коммуникация: Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми в процессе работы и по результатам продуктивной деятельности. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении: названия элементов башкирского орнамента («птичьи головки», «гусиные лапки», «кускар», «гребёнка», «цветок»), название посуды –пиала.

Социализация: Воспитывать у дошкольников доброжелательное отношение к окружающим, формировать патриотические чувства, гражданскую принадлежность.

Труд: Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям.

Музыка: Воспитывать интерес детей к башкирской народной музыке, обогащать музыкальные впечатления.

Чтение художественной литературы:
 Приобщать детей к восприятию поэтической речи.

Активизация  словаря: башкиры, орнамент, роспись, геометрический орнамент, пиала, чак- чак.

Предварительная работа:

- Чтение стихов башкирских поэтов:

“Мой Урал” Салават  Юлаев

“Башкирский узор” Р.Б.Даутова

-Башкирские народные сказки:

“Медведь и пчелы”

“Леса - плотник”

“Как медвежонок поумнел”

- Рассматривание  иллюстраций: быт башкир, национальная одежда, предметы утвари. Роспись предметов одежды

- Игры:  “Составь башкирский узор”, “Одень башкирских кукол“, “Найди башкирский орнамент“.

Методические приемы:

1) Звучание башкирских мелодий

2) Художественное слово

3) Беседа

4) Вопросы к детям

5) Сюрпризный момент

6) Рассматривание посуды

7) Объяснение

8) Выполнение элементов росписи
Материалы и оборудование к занятию:
Оформление:

      записи башкирских мелодий;

      плакаты и рисунки башкирского орнамента;

      шаблоны пиалок;

      краски, кисти, вода, клеенка;

      изделия предприятия башкирских художественных промыслов «Агидель».

Чак- чак

Демонстрационный материал: ноутбук; слайды «Башкирская роспись»; фонограмма музыки Р.Хасанова «Утренний туман», башкирской народной музыки, большая фигура самовара, заготовленный плакат с изображением стола.

Раздаточный материал: Гуашь, кисточки, силуэты пиалок, стаканы-непроливайки, салфетки, фартуки.

Ход проведения НОД:

1. Организационный момент.

Дети входят в зал под фонограмму башкирской музыки и садятся на стульчики.
Педагог: Дети, скажите, как называется наша республика? (Ответы детей). Правильно, наша республика называется Башкортостан. А как называется город, в котором мы живём? (Ответы детей).
Показ слайдов с изображением города Уфа
- Скажите, вы любите свой город? (Ответы детей). За что вы любите свой город? (Ответы детей: За то, что я здесь родился; потому что у меня здесь много друзей; за то, что у нас красивый город). Давайте послушаем стихотворение «Родная земля!».
Какое солнце всходит над горами,

Как хорошо и радостно в душе.

Я день  встречаю  звонкими словами,

Цвети, Башкирия,  цвети и зеленей!

2. Вводная беседа

Да, ребята,  мы живем в замечательной республике, которая называется Башкортостан.

Посмотрите кто это? Помните нашу куклу? Как ее зовут? Правильно Ляйсян,  мы с вами  на прошлом занятии рисовали для нее  что? Платье верно. А сегодня она пришла к нас снова чтобы отпраздновать своё день рождение.

- Что делают в день рождения? (Ответы детей: приглашают гостей, накрывают на стол, дарят подарки). Да, в день рождения дарят подарки и пьют чай с чем? С тортом верно.

Ой кто это? (появляется «оживший самовар»)

А это  незаменимый гость на столе-  Самовар. Он говорит что чаепитие у башкир  никогда не обходится без чая  и  национального сладкого  блюда чак- чак . Посмотрите какой красивый стол тут накрыт, а вот и место самовара ( плоскостной коллаж на доске)

Какая тут посуда, какое угощение.
Мы много беседовали о родном крае, о ее природе, рассматривали  иллюстрации, читали башкирские народные сказки. Я вам рассказывала о жизни древних башкир, об их быте, о том, чем они занимались, как  одевались. А сегодня мы с вами поговорим о том как же украшали  посуду и не забудем о дне рождении Ляйсян.

Самовар говорит что здесь чего то не хватает, на столе есть угощение, есть чай но нет … правильно посуды, из которой можно пить чай.

3. Изучение нового материала.

Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы нужные  ему в повседневной жизни. Эта область культуры называется декоративно-прикладным искусством.

Начало  башкирского декоративно-прикладного искусства теряются в глубине веков. Потребности башкир  в предметах вооружения и снаряжения, в орудиях труда способствовали широкому развитию ремесел. Это  открыло широкий путь к появлению декоративно-прикладного искусства, которое воплотилось в изделиях ткачества, вышивки, художественно-декоративной обработки дерева и метала, в оформлении национального костюма и украшений жилища. Через все это башкиры выражали свое отношение к природе и к жизни общества. ( слайды)

В древности все украшения декоративно-прикладного искусства играли роль талисманов и оберегов, предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил и духов. Со временем представления человека о мире менялись, менялось и назначение украшений. Они постепенно утратили свою первоначальную магическую функцию и стали просто предметами украшения.

 Да ребята, и посуду  украшали со смыслом.

В башкирском узоре – цвет меда, пшеницы,
Бескрайних лугов и степей красота,
Цвет синего неба, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота.
Мы слышим протяжную песню курая
В сплетении цвета природы холста.
В башкирском узоре – сэсэна сказанье
И щедрость народа, его доброта.

Р.Б.Даутова

Помните я рассказывала вам о трех девушках которые встретились батыру на пути и  он с легкостью угадал  какая из девушек где живет -  близ озера, в пустынных  местах или же рядом с пастбищем?

В народном искусстве орнамент является основным видом искусства и передается из поколения в поколение.

-А что  здесь за таинственная коробочка? (открываю, достаю по одному посуду и называю что это, перечисляю)

Посмотрите как красиво украшена посуда, украшена башкирским орнаментом.

Башкирский орнамент одинаков со всех сторон, это называется симметрия, узоры располагаются либо полоской по всему изделию, любо отдельными кучками, либо сеткой или используются все эти приемы одновременно.

Поле составлено из элементов, расположенных в два, три, а иногда и в четыре ряда.

В цветовом отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный. Цветовое решение строится на разных сильных и чистых цветах: часто встречаются  красный, желтый, черный, зеленый реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый. Фон изделий чаще всего красный, черный реже желтый и белый. Эти цвета башкиры сравнивают с плодородными  землями, солнцем, зарей и всем красивым в природе.

Некоторые символы и элементы орнамента имеют значение: кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав.

Фантазирую: башкиры придумали из него и другие  элементы. Какие? Например, волна

 

Одним из элементов башкирского орнамента является солнечный  знак – круг.

Элемент в виде сердечка обозначает гостеприимство.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно сказать что орнамент это язык народа, выражающий его чувства, понятия.

Педагог :А сейчас давайте немного поиграем. Ляйсян приготовила игру Становитесь в круг.

4. Физкультминутка по стихотворению

Физкультминутка: «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник:               Дети надули животики.

Очень важный, как  начальник!     Ставят одну руку на пояс, другую изогнули, как носик.

Вот  фарфоровые чашки:

Очень хрупкие, бедняжки!                        Приседают, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца:

Только стукни – разобьются!                    Кружатся, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки:

Голова на тонкой ножке.                       Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой.

Вот пластмассовый поднос:

Он посуду нам принёс!      Наклоняются вперёд, руки, как с подносом, вытягивают вперёд.

(Н.Нищева)

А откуда же пришел наш самовар?

В нашем городе есть замечательное предприятие башкирских художественных промыслов «Агидель», фирменная продукция которого известна не только ценителям в России, но и далеко за ее пределами.  Давайте посетим его ( просмотр короткого видео об «Агидели»)
Там производят :

Художественная роспись по дереву  

Лаковая миниатюрная живопись

Роспись по ткани — батик 

Художественная вышивка  

Национальные костюмы

Резьба по дереву

Изготовление юрт

Изделия из войлока и многое другое

( показываю пиалу) Роспись на посуде, будь то  жестяная как наш самовар, деревянная или фарфоровая является одним из самых древних живописных промыслов нашей страны. Сейчас интерес к старинным художественным промыслам возрастает в связи с ростом интереса к народной культуре. Расписная тарелочка, ложка или шкатулка станут прекрасным подарком для дорогого вам человека на любой праздник.

5. Закрепление.

Я предлагаю сделать необычный подарок-  пиалы. Думаю нашей Ляйсян очень понравятся пиалки которые вы сегодня распишите.

Для этого я приготовила силуэты которые вы украсите  и поставите на этот праздничный стол.

Но сначала давайте вспомним  элементы башкирского орнамента.

6. Игра «Составь  башкирский узор», «Найди башкирский узор» ( ответы детей)

 7. Самостоятельная деятельность детей .  ( звучит башкирская  музыка)

 Дети расписывают предложенные шаблоны по образцу -  в два яруса расписываем пиалы волнами и кускарами гуашевыми красками.

8. Подведение итогов.

Ну вот ребята наши пиалки и готовы, давайте  подарим их Ляйсян и приклеем на стол где нас уже ждет самовар и чак- чак.

Далее задаются наводящие вопросы по пройденному материалу

1). Оформление коллективного  панно «Приятного чаепития»

- показ лучших работ.

- как вы оцениваете свою работу?

- При анализе обращать внимание на элементы творчества, на цветосочетание.

- какие затруднения вы испытывали при работе?

Ляйсян и самовару  очень нравятся ваши пиалы . А теперь ребята нам нужно помыть руки ,  Ляйсян хочет угостить  вас чак- чаком. ( детям раздается чак - чак)

9. Уборка рабочего места.

 

  Наверх