Репина Елена Петровна,
учитель изобразительного искусства,
МБОУ СОШ № 45,
г. Ульяновск
Конспект занятия
Тема: "Сказочная Гжель"
Цель: Научиться украшать узором объемную форму.
Задачи:
Учебная:
- знать отличительные особенности гжельского фарфора: форма, роспись;
- изображать элементы росписи, равномерно размещать их на объемной форме, выделяя края, центр. Правильно держать кисть;
- формирование навыков художественной росписи.
Воспитательная: воспитание любви к родной природе, к художественным промыслам, аккуратно выполнять работу;
Развивающая: умение выполнять кистевую роспись, ориентироваться на объемной поверхности.
Оборудование:
для учителя – на стене (у доски) расположен полуобъемный образ Марьи – искусницы, репродукции изделий народного промысла «Гжель», презентация «Народные художественные промыслы», учебные таблицы с элементами гжельской росписи, перья Жар-птицы, народные мелодии, музыка «Жар-птица».
Для учащихся – загрунтованная чудо-посуда белого цвета, выполненная на прошлом уроке; гуашь белого и синего цвета, кисти № 3,6, вода.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Беседа – сказка.
- Демонстрация презентации «Народные художественные промыслы». Определение Гжели. Характерные особенности Гжели.
- Объявление цели урока.
- Последовательность выполнения работы.
- Физминутка.
- Самостоятельное выполнение работы.
- Итог урока. Анализ урока.
- Рефлексия. (Перья Жар – птицы)
1. Проверка подготовки учащихся к уроку.
2. Тема сегодняшнего урока – Сказочная Гжель. Под тихую музыку «Жар-птица» начинаю рассказывать сказку.
Когда-то, давным- давно жила на свете Марьюшка. Собой пригожая, тихая, скромная. А уж мастерица какая, во всей округе лучше ее не было. За что ни возьмется, все в руках ее в красоту превращается. Кому рубашку или рушник вышьет, кому пояс узорчатый сделает, а кому посуду распишет. Прослышали об искуснице купцы заморские. Из далеких стран приехали посмотреть ее искусные работы. Увидали и от изумления даже рты разинули. Не думали красоту подобную увидеть. Потом наперебой стали уговаривать Марьюшку с ними ехать. Горы золотые сулили. А Марьюшка в ответ: «Не надо вашего золота. Никуда я не поеду из родного края. А работу мою, коли нравится, продать могу». С тем купцы и уехали. Только славу рукодельнице по всей земле понесли. И дошел слух до Кощея Бессмертного. Осерчал Кощей, что есть на свете красота великая, какой он не видывал. Обернулся Кощей Добрым молодцем, перелетел через моря глубокие, через горы высокие и очутился перед Марьюшкиной избушкой. Постучал в дверь, поприветил мастерицу, как положено. Попросил показать рукоделия готовые. Вынесла ему Марьюшка изделия – одно лучше другого. «Бери, добрый молодец, что тебе по душе придется». Увидал Кощей такую красоту, услыхал такие слова ласковые, пуще прежнего озлобился. Виданное ли дело, что крестьяне простой красотой владели, какой у него, у самого Кощея Бессмертного, нет. Стал он сначала ее уговаривать: «Поедем ко мне, Марьюшка. Будешь жить царицей во дворце из драгоценных камней. Есть будешь из золотой посуды. Спать на лебяжьем пуху. Гулять в саду, где птицы поют райские, где яблоки растут золотые». «Не проси меня, добрый молодец, - отвечает Марьюшка. – Не нужно мне твоего богатства, не нужны и диковины заморские. Нет ничего лучше родимых полей и лесов. Не поеду я из родимых мест. Здесь люди живут, которым моя красота радость приносит. А для тебя одного, в неволе, мастерить я не стану». Не стерпел Кощей подобных слов. «Коль не хочешь людей оставить, то быть тебе птицей, а не девицей – мастерицей». Глянь, а том месте, где стояла Марьюшка, стонет, бьется Жар-птица. А сам Кощей взвился черным орлом. Упал орел с поднебесья. Схватил жар-птицу в острые когти и взвился под облака. Как почувствовала Марьюшка силу железных когтей, поняла, что силы ее к концу подходят, решила она людям последнюю память о себе оставить. Стала она перья свои на землю сбрасывать. Падали они на луга заливные, в леса густые. Померла Жар-птица в когтях у орла черного. А перья сами по себе на земле жить продолжают. Были те перья не простые, а волшебные. Не всякий их увидеть может. А только тот, у кого душа красоту понимает, и руки ту красоту для других создавать готовы.
3. Учитель. Красота эта многообразна. Перо Жар-птицы – это символ красочного искусства народных мастеров. Они создавали свои художественные промыслы. Посмотрите, какую красоту они нам подарили. Мы можем назвать их. Я демонстрирую презентацию «Народные художественные промыслы», дети называют (Хохлома, Городец, Дымковские, Филимоновские игрушки, Полхов-Майданские тарарушки, матрешка, Гжель).
Откуда взялось это слово «Гжель»?
От слова «Жгель» (жечь, обжигать) - отвечают дети. Поменялись местами буквы, вот и называется Гжелью этот удивительный промысел.
Учитель. Всегда ли посуда была такой, какой мы привыкли ее видеть?
Дети. Сначала ее делали из красной глины, у нее были толстые стенки, ручки. Расписывалась по белому фону разными красками. Потом стали выполнять из белой глины, т.к. она более пластичная и расписывать синим цветом. Форма украшается мелкими, тонкими скульптурками, деталями – изящными ручками, фестонами, плечиками. Форму для своих изделий народные мастера всегда берут у природы: кувшин в виде рыбы, зверя, птицы. Расписывают декоративной цветочной росписью, рисуют птиц, сценки из жизни, пейзажи.
Демонстрирую.
Учитель. Белый и синий цвета придают Гжели удивительно торжественный вид, неповторимый облик. Как не вспомнить ослепительно голубое небо, музыку капели, синеву рек, белизну облаков и снега. Это бело-голубое чудо, созданное руками народных мастеров.
4. Учитель. На прошлом уроке изобразительного искусства мы украшали гжельскими узорами плоскую форму чайника. Для этого использовали необычный гжельский мазок. Как он называется?
Дети. Мазок с растяжкой: с одной стороны светлый, с другой - темный. Этим способом мы рисовали розу.
Учитель. На уроке мы изготовили чудо-посуду, как гжельские мастера. А сегодня мы постараемся украсить объемную форму узором. Будем расписывать подарок нашим мамам.
5. Для этого сначала мы:
- толстой кистью выделим края, подчеркивая необычную форму изделия (ободки, фестоны, ручки);
- распишем центральный цветок;
- украсим тонкой кистью различные дополнения (листочками, травинками, ягодками, сеточкой).
6. Физкультминутка.
7. Взяли правильно кисть для росписи. Покрутили в пальчиках. Рассмотрели внимательно форму, определили центр, края, мысленно располагая элементы узора.
Дети под народную музыку приступают к выполнению росписи. Прохожу, оказываю по необходимости индивидуальную помощь.
8. После выполнения росписи, работы ставим на парту, покрытой скатертью. Рассматриваем работы, анализируем удачные: правильное изображение элементов на объемной форме, аккуратность выполнения работы.
9. Учитель. Как мы уже говорили, символ мастеров народного искусства – это перо жар-птицы Марьи-искусницы. Те ребята, которые почувствовали прикосновение к этой красоте, возьмите перышко и верните Жар-птице.
На партах учеников находятся расписные бумажные перышки. Учащиеся по желанию прикалывают их на платье Марьи-искусницы.