E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Репина Елена Петровна, преподаватель изобразительного искусства

Репина Елена Петровна,

преподаватель изобразительного искусства,

МБОУ СОШ № 45,

г. Ульяновск

                                             Конспект занятия

Тема: "Театральные  маски"

Цель:  научить  детей  расписывать  и  декорировать  маску 

              соответствующей  гаммой  цветов,  подходящей  данному  образу.

Задачи:  -  знать  историю  возникновения  театра;

-          расписывать  и  декорировать,  придавать  маске  выразительность;

-          формирование  навыков  работы  с  кистью,  тканью,  клеем;

-          воспитание  культуры  труда;

-          развивать  образное  мышление,  воображение,  творческие  навыки.

Оборудованиедля  учителя  -  фотографии  кукол  (перчаточные,  тростевые,  марионеточные),  маски;  русская  народная  музыка,  Петрушка,  маленькие  синие  (грустные)  и  красные (радостные)  маски  для  рефлексии.

                             Для  учащихся  -  маски  из  пластилина,  гуашь,  кисти,  клей,  лоскуты  тканей,  пряжа,  ножницы.

План.

  1. Орг.  Момент.
  2. Вводная  беседа.
  3. Объявление  цели  занятия.
  4. Объяснение  нового  материала,  последовательности  выполнения  работы.
  5. Физминутка.
  6. Самостоятельная  работа.
  7. Итог  занятия.  Анализ  работ.
  8. Рефлексия.
  1. Здравствуйте,  ребята.  Проверьте,  пожалуйста,  свою  готовность  к  уроку.
  1. Представьте  себе,  что  вы  стоите  перед  заветной  дверью,  прикрытой  старым  холстом  с  нарисованным  на  нем  очагом,  а  в  руках  у  вас  золотой  ключик.  Там,  за  этой  дверью  много  света,  музыки  и  смеха,  там  тайна,  там  сказка.  Я  приглашаю  вас  в  волшебный  мир  театра.

Петрушка.  -  Ой,  как  интересно,  я  тоже  хочу  посмотреть!

      -  А  кто  ты  такой?

Петрушка.  -  Я – Петрушка,  веселая  игрушка,  пришел  к  вам  повеселиться,  детей  посмешить  да  взрослых  позабавить.

       Да  вы  разве  не  знаете,  что  в  давние  времена  на  Руси  по  городам  и  селам  во  время  народных  праздников  и  гуляний  выступал  я?  Развлекал  публику,  показывал  смешные  сценки,  высмеивал  местные  порядки  или  известных  людей  со  своим  хозяином – петрушечником.

Представления  бродячих  петрушечников  запрещались.  Деревянные  подмостки  и  легкие  ширмы  убирались,  но  потом  появлялись  вновь,  где  дерзко  и  смело,  во  весь  голос  мы  выражали  тайные  мысли  собравшихся  зрителей.  Например,  вот  на  таких  гуляниях  как  у  вас  (под  народную  музыку  показывает  на  дымковские  игрушки,  изображающих  ярмарку). 

С  меня  начался  петрушечный  театр,  а  потом  уже  и  кукольный.  (Показывает  на  фотографии  кукол,  описывая  поочередно  особенности  каждого  вида:  марионеточные,  тростевые,  перчаточные).

-          А  ты  знаешь,  что  слово  «театр»  пришло  к  нам  из  Древней  Греции?

Петрушка.   - Нет.  А  что  оно  значит?

-          Ребята,  расскажите  ему.

Ученики.  -  В  греческом  языке  оно  означало  место  для  зрелища,  и  само  зрелище.

Театральное  искусство  возникло  давно,  2500  лет  назад.  Древнегреческий  театр  располагался  под  открытым  небом,  у  подножия  горы.  Круглая  площадка,  где  разыгрывалось  представление  («орхестра» - от  слова  плясать)  окружали  зрительские  места,  расположенные  по  склону  горы.  Это  «театрон»  (от  слова  «смотреть»).  Две  музы,  покровительницы  театра  Мельпомена  (трагедия)  и  Талия  (комедия)  -  (показываю  театральные  маски).

Сначала  выходила  Мельпомена  и  начиналась  серьезная  часть  представления.  Люди,  одетые  в  козлиные  шкуры,  выкатывали  на  середину  орхестры  «корабельную  телегу».

-          Как  она  называлась  по-гречески?

Ученики.   – «Карус  навалис»  (отсюда  произошло  слово  «карнавал»).  Артисты  в  козлиных  шкурах  начинали  петь.  Например,  как  бог  Дионис  привез  из  заморской  страны  виноград,  тогда  еще  не  известный  грекам,  но  жители  враждебно  встретили  бога,  за  что  были  жестоко  наказаны…

Петрушка  вздыхает,  огорчен.

 -  А  что  было  во  второй  части  представления?

Ученики.    -  Вторая  часть  называлась  комедия.  Ею  руководит  Талия.  На  сцене  праздник,  веселье.  У  всех  зрителей  радостное  настроение,  на  душе  светло  и  хочется  петь. 

-   Все  роли  в  театре  выполняли  мужчины,  поэтому  они  пользовались  масками.  Маски  были  мужские  и  женские,  добрые  и  злые.  Маска  должна  быть  выразительна. 

 С  давних  времен  люди  подметили,  что  легче  играть  или  быть  кем-то  лучше  в  маске.  Она  помогает  скрыть  лицо,  превратиться  в  любого  героя.  (Прикладываю  маски).  У  каждого  народа  были  свои  маски.  Они  бывают  разные:  изображающие  людей,  животных,  героев  мифов  или  сказок.  Маска  выражает  характер  персонажа.

3. Здесь  за  театральными  кулисами  живут  различные  персонажи  сказок.  Все  они  разные.  Каждый  из  вас  выбрал  себе  какого-то  героя.  На  прошлом  уроке  мы  выполнили  маску  в  объеме  из  пластилина  и  загрунтовали.  Сегодня  мы  оживим  ее,  придадим  ей  выразительность  и  украсим  так,  чтобы  она  соответствовала  характеру  персонажа.

   4.  Обратите  внимание,  как  меняется  выразительность  маски  от  того,  какие  нарисованы  глаза,  брови,  рот.  (Показываю  таблицу).    Разбор  таблицы  и  пояснения.  Дети  сами  определяют  выражение  мимики  (грусть,  радость,  гнев,  печаль),  при  этом  положение  бровей,  глаз,  рта.

А  также  мы  будем  использовать  характеристику  цвета.

-  Как  вы  думаете,  какие  нужно  использовать  цвета  для  веселой  маски?

 Ученики.   -  Желтый,  оранжевый,  красный,  розовый,  желто-зеленый,  голубой  и  т.п.

 - А  какие  подойдут  для  грустной?

Ученики.    - Голубой,  белый,  синий,  фиолетовый  и  т.п.

-   Какие  цвета  подойдут  для  злой  маски?

Ученики.    - Черный,  серый,  коричневый,  темно-зеленый  и  т.п.,  все  мрачные  цвета.

После  того,  как  вы  раскрасите  маске  соответствующее  лицо,  нарисуете  брови,  глаза,  рот,  приступаем  к  украшению,  декорированию.  Волосы  и  цвет  одежды  также  должны  соответствовать  вашему  выбранному  образу  и  характеру  персонажа.  (Привожу  несколько  примеров).

  1.  Физминутка.
  1. Инструктаж  по  т\б.

 Дети  приступают  к  самостоятельной  работе.  Во  время  работы  оказываю  по  необходимости  индивидуальную  помощь.

  1. По  завершении  работы  развешиваем  их  на  доске  на  занавесе.  Рассматриваем  работы,  анализируем  вместе  с  детьми  удачные:  правильный  выбор  палитры  (гаммы)  цветов,  соответствующий  характеру  персонажа,  декорирование,  аккуратность  выполнения  работы.

   8.  Объясняю  принцип  рефлексии. 

         -  У  вас  на  партах  лежат  у  каждого  две  маски:  красная (веселая)  и  синяя  (печальная).  Какую  маску  соответствующую  вашему  настроению  на  занятии  вы  бы  выбрали?  Выберите  и  прикрепите  ее  к  стенду  «Театр  Карабаса-барабаса».

Репина Елена Петровна,  преподаватель изобразительного искусства

  Наверх