E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Долгова Людмила Валерьевна, педагог дополнительного образования

Долгова Людмила Валерьевна,

педагог дополнительного образования,

МБОУ ДОД «Дом детского творчества»,

г. Петушки Владимирской обл.

Творческий проект

 "Русская матрешка"

Актуальность проекта

В наше время детям в достаточном количестве покупают разнообразные игрушки. Проведя беседы с учениками, я узнала, сто многие мамы и папы не считают нужным приобретать такие игрушки, как матрешки. А это же один из символов нашей страны, достопримечательность, народная игрушка, которая помогает увидеть разнообразие цветовой гаммы, развивает мелкую моторику, эстетический вкус, и, наконец, не дает забыть наследие наших предков. Поэтому я решила познакомить ребят с этой замечательной игрушкой.

Цель. Воспитывать интерес к истории России.  Приобщить учащихся к истории русского прикладного искусства, дать им основы законов композиции, способствовать развитию творчества через ознакомление с народной игрушкой. Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.

ЗАДАЧИ

  1. 1.      Научные

1.1.            Познакомить с историей матрешки как народного промысла

1.2.            Выяснить географию и особенности национального сувенира

1.3.            Развивать сенсорные навыки

1.4.            Дать представление о цветовой гармонии

  1. 2.      Мировоззренческие

2.1.            Помочь увидеть необычное в обычном

2.2.            Показать связь мира природы с миром человека

  1. 3.      Духовно- нравственные

3.1.            Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи

3.2.            Поддерживать естественный интерес и любознательность детей

3.3.            Получать радость от узнавания нового

3.4.            Учить сотрудничать, уважать свой и чужой труд

3.5.            Развивать эмоциональную сферу

  1. 4.      Практические

4.1.            Освоить некоторые классические художественные элементы

4.2.            Изучить связь между особенностями орнамента и национального костюма

4.3.            Разработать собственные образцы росписи

4.4.            Создать коллекцию игрушек и оформить выставку

 

Прогнозирование результатов, продуктов проекта:

  • Сформированные представления об истории возникновения куклы – матрешки на Руси;
  • Знание особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета. Узоры);
  • Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полхов – Майданскую матрешек;
  • Умение передавать простейшие элементы росписи разных видов матрешек;
  • Заинтересованное участие в образовательном проекте (учить интересоваться новым, проявлять самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы);
  • Конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • Создание своей неповторимой матрешки.

Участники проекта: педагоги дополнительного образования, обучающиеся изостудии, родители обучающихся

Время и место проведения сентябрь 2014- апрель 2015 уч. год   МБОУ ДОД ДДТ г. Петушки Владимирской обл.

Вид проекта: творческий, исследовательский

Возраст детей: 8-12 лет

Форма проведения: групповая

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Подготовительный (сентябрь- октябрь)

- определение объектов изучения

- подбор литературы, иллюстраций, загадок, стихов

- подготовка материалов для изо деятельности

Исследовательский (ноябрь - январь)

- ознакомление с историей матрешки

- ознакомление с видами матрешек

- ознакомление с технологией изготовления и росписи матрешки

- составление орнаментов

                    Деятельный (февраль - март)

                       -рисование простейших элементов росписи

                       -составление простейших видов узоров

- создание своей неповторимой матрешки

Заключительный (апрель)

- обобщение результатов работы

- сбор коллекции игрушек- матрешек

- оформление экспозиции

-участие в районной выставке игрушек в районном центре культуры и искусств.

 

Оборудование и материалы

  • Репродукции с изображением матрешек.
  • Расписные матрешки.
  • Выставка работ учащихся по пройденному материалу.
  • Эскизы детей для росписи деревянных кукол.
  • Деревянные заготовки матрешек для росписи.
  • Простые карандаши, ластики, тряпочки, гуашь, кисти, баночки для воды.

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ.

- принцип добровольности участия родителей и детей

- совместная работа с детьми 

- воспитанники работают под руководством педагога и в семье

- индивидуальная работа ребенка

Работа по проекту оценивается конкурсной комиссией.

  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.  

  1. Знакомство с историей возникновения матрешки
  2. Виды матрешек.
  3. Второе рождение матрешки. Авторская матрешка.
  4. Технология изготовления и росписи матрешки.
  5. Дидактические и подвижные игры.
  6. Загадки о матрешке.
  7. Чтение стихов о матрешке.
  8. Рисование простейших элементов росписи матрешки.
  9. Составление простейших видов узоров.
  10. Разработка своей матрешки.
  11. Выставка матрешек.
  12. Список литературы.

Решение проблемной ситуации: откуда и как появилась матрешка.

Самая популярная в мире русская деревянная кукла появилась в России в 90-х г. 19 века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С. И. Мамонтову, крупнейшему промышленнику и меценату. Будучи тонким знатоком музыки и изобразительных искусств, Мамонтов С. И. создал в своем подмосковном имении Абрамцево центр художественной жизни России. С. И. Мамонтов объединил в своем подмосковном имении плеяду крупнейших русских художников, музыкантов и артистов. Абрамцево становится одним из центров художественной жизни России. Участники кружка художественной молодежи, в который вошли В. М. Васнецов, В. Д. и Е. Д. Поленовы, М. В. Нестеров и многие другие, живо интересовались русской историей и культурой, собирали и изучали произведения крестьянского искусства, стремясь возродить народные художественные ремесла.

 Однажды в поместье попалась японская игрушка, привезенная с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки.

Первую русскую матрешку изготовил токарь – игрушечник Василий Звездочкин, вдохновившийся фигуркой мудреца Фукурумы, в стенах мастерской «Детское воспитание», основанной меценатом Саввой Мамонтовым. Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрешку и расписавший.

Почти всегда матрешка имеет яйцеподобную форму с плоским донцем и состоит из двух частей – верхней и нижней. Матрешка – уменьшительное от имени «Матрена», восходящему к латинскому слову «Matrona» - знатная дама, мать семейства.

 Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой, озорной девушкой в косынке и народном платье. С петухом в руках. Внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, потом – снова девочка, мальчики и девочки чередовались и дальше, а самой маленькой и «неделимой» оказалась матрешка в виде запеленатого младенца. Всего восемь кукол.

И пошла матрешка гулять по свету. Настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрешка не лентяйка, в руках у нее то серп и хлебные колосья. То уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами и цветами. Но главное – эта куколка с секретом! Внутри нее веселые сестрички, мал – мала меньше.

 В России стали возникать новые центры по ее изготовлению и росписи.

“Загорский ” стиль росписи матрешки.

В течение десяти с небольшим лет матрешечный промысел в Сергиевом Посаде развивался как один из видов оригинального авторского художественного творчества. В 1913 году большинство мастеров - матрешечников объединились в артель. Окончательно же “загорский” стиль росписи матрешки (как его стали называть после переименования Сергиева Посада в г. Загорск в 1930 году) сложился в 1920-е годы, когда на смену подчеркнуто живописной “земской” манере с ее обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный и близкий к первоначальной идее С.В. Малютина.

При упоминании о “загорской” матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.

В росписи обычно используются три - четыре цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. Стиль росписи матрешки и других игрушек в те годы изменился под влиянием нескольких факторов, в частности, в результате возникновения новой социально - экономической и культурной ситуации в стране.

Созданная в 1913 году артель матрешечников после социалистической революции сохранилась и была переименована в артель имени Рабоче - Крестьянской Красной Армии (РККА). Позднее она стала фабрикой игрушек и культтоваров, выпускавшая в том числе и матрешки. Точение и роспись матрешек в Загорске стали приобретать исключительно фабричный характер. Только опытный и привычный глаз мог заметить небольшие различия, присущие индивидуальному почерку расписчицы.

С 1940 годов разработкой образов для фабричного производства матрешек стали заниматься художники Загорских (ныне Сергиево - Посадских ) художественно - производственных мастерских. Но и в росписи этих образцов вплоть до конца 1980-х годов чувствовалась упрощенность, связанная с необходимостью их дальнейшего тиражирования.

 Семеновская и мериновская матрешки.

На протяжении нескольких десятилетий в нашей стране и за рубежом наибольшей известностью пользовались семеновские и мериновские матрешки, которые для большинства вообще стали ассоциироваться с понятием “русская матрешка”.

Эти матрешки заметно потеснили загорскую, что имело свои причины.

С давних времен жители лесного Заволжья занимались художественной обработкой дерева. В конце XX столетия сложились и игрушечные промыслы. Наибольшую известность приобрели игрушки из Городца и Федосеева. А село Мериново близ города Семенова было известно своими токарными изделиями. Точили в нем деревянную посуду, солонки, погремушки, шары и яблоки.

В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил на Нижегородской ярмарке сергиевскую игрушку. Игрушка понравилась всему семейству. Арсений Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. Вскоре не только семья Майоровых, но и многие из односельчан перешли на матрешечный промысел. Это ремесло и по сей день остается основным для мериновских мастеров.

В течении почти двадцати лет именно мериновцы лидировали среди матрешечников Горьковской (Нижегородской ) области, хотя в 1931 году в близлежащем городе Семенове была организована специализированная артель по производству сувениров, включая матрешки.

В 1953 году семеновкие изделия впервые попали за рубеж. Именно с этого времени семеновская матрешка начала соперничать с загорской, выгодно отличаясь от нее раскованной росписью и сочным колоритом. Несмотря на незатейливое решение образа, изготовление матрешек в Меринове и Семенове по декоративному оформлению было более ярким и своеобразным, чем в Загорске. Эти матрешки расписываются стилизованными цветами контрастных тонов. В композиционном отношении роспись иногда напоминает пышный букет. Все это позволило матрешке с берегов Волги естественно и без болезненно влиться в круг характерных для тех мест изделий.

Полховск - Майданская игрушка.

Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка - в большом селе Полховский Майдан.

Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок - столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново - красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” - наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” - украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.

Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Второе рождение матрешки.

Несмотря на то, что упрощенно - примитивные фабричные матрешки, наводнившие прилавки магазинов, надолго заслонили достаточно редкую авторскую, которая не тиражировалась и несла на себе неповторимый отпечаток индивидуальности ее автора, ведущие художники Сергиева Посада бережно сохраняли сложившиеся приемы росписи.

С середины 1980-х годов приобретают известность авторские работы Главного художника Загорской фабрики игрушек №1 С.Л. Нечаева. В собрании Художественно - педагогического музея игрушки Сергиева Посада можно увидеть две выполненные им матрешки. Их объединяет подчеркнутая декоративность, сочный колорит и ставшее классическим для загорской (сергиевской) матрешки сочетание цветов - синего, красного, желтого, зеленого.

В иной, мягкой, изысканной цветовой гамме работала в этот же период И.А. Марачева. Ее матрешки с росписью по мотивам русских шалей в теплых бежево - коричневых тонах по выжженному контуру резко контрастируют с многоцветием работ С.Л. Нечаева. При этом антиподами их назвать нельзя. Работы обоих мастеров наглядно демонстрируют почти безграничные возможности этого жанра декоративно - прикладного искусства.

Конец 1980-х годов можно смело назвать периодом второго рождения матрешки в Сергиевом Посаде.

В настоящее время творчество в этой области достигает своего художественного расцвета. Из богатейшего и разнопланового ассортимента сергиевского игрушечного промысла прошедшего XIX столетия в живых осталась, пожалуй, одна матрешка. Поэтому не случайно, что именно к ней и обратились мастера. Благодаря многократно увеличившемуся притоку иностранных туристов в конце 1980-х годов матрешка вновь стала не только популярным изделием художественного творчества, но и ходовым товаром, пользующимся большим спросом у иностранцев и приносящим ощутимый доход мастерам. Поэтому точением и росписью матрешки стали заниматься не только люди, имеющие профессиональные знания и навыки, а также и те, кто два - три года назад об этом и не помышляли.

В конце 1980-х годов наиболее известны были фабричные изделия с простейшими элементами росписи. Рынок же требовал, как и в начале века, более высокого уровня художественного оформления и разнообразия мотивов. Хранящиеся в фондах Музея игрушки - старые сергиевские образцы, были доступны далеко не каждому. Поэтому матрешки последних лет отмечены печатью непрестанных и порой мучительных поисков, иногда с налетом вкусовщины, слащавости. Однако наряду с этими чертами ощущаются и другие - полное раскрепощение мастера, освобождение от давления жесткого канона.

Прилавки магазинов и лотки на базарах вновь запестрили боярышнями в украшенных золотом одеждах, русскими красавицами в причудливо расписанных шалях. Часто встречаются и матрешки, изображающие популярных политических лидеров с заметным портретным сходством. Разумеется, не обходится и без курьезов. К таковым можно отнести матрешку с чужеродной росписью “под Хохлому” или “Гжель”, хотя это явление вполне объяснимо - некоторые авторы для воспроизведения декоративных элементов пользовались многочисленными альбомами, знакомящими с изделиями этих популярных промыслов, да и сами изделия были более доступны, чем лучшие образцы матрешек, уходившие в основном за рубеж.

При всем изобилии сюжетов, способов оформления и мотивов росписи сегодняшней матрешки в настоящее время уже можно проследить как развивается это направление декоративно-прикладного искусства. Наибольшей популярностью и по сей день пользуются произведения максимально соответствующие сергиевскому канону: обязательные шаль, передник, сарафан. При этом сочетания цветов стали смелее и изысканнее, а варианты орнаментики - разнообразнее. Возможно, при очень строгом анализе можно заметить обилие деталей, настолько дробящих целостное восприятие образа, отсутствие чувства меры в росписи отдельных образов. Однако в целом ощущается необыкновенная праздничность, существование того особого “ярмарочного духа” присущего промысловой игрушке, что говорит о качественно новом витке развития этого промысла.

С начала 1990-х годов росписью матрешки начинают заниматься не только в традиционных районах, но и в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, отдельных туристических центрах. За основу чаще всего берутся форма и стиль, свойственные именно сергиевской матрешке, поэтому сейчас на матрешечных базарах встречаются изделия москвичей и петербуржцев, очень напоминающие матрешки Сергиева Посада.

Несмотря на разнообразие сегодняшнего ассортимента, уже можно выявить определенную тенденцию в формировании стиля “матрешка 1990-х годов”. Для него характерна проработка костюма в подчеркнуто русских традициях с платками и шалями по мотивам знаменитых Павловских. При этом одинаковой популярностью пользуются как “крестьянский”, так и “боярский” стили. Не забывается мастерами и изначальная идея матрешки - девочки. В этом направлении интересно работает С. Пахомова. Ее очаровательно улыбающиеся девочки угощают чаем с баранками, поят молоком котят и щенков, собирают в букеты васильки и ромашки… Творчество этой мастерицы - удачный пример обращения непрофессионала к традиционному художественному промыслу. В то же время работы художника - графика Т.В. Киселевой свидетельствуют о том, что возможности творческого самовыражения в росписи матрешки продолжают привлекать и профессионалов. Экспонирующаяся в Музее игрушки работа Т.В. Киселевой, расписанная по мотивам русской набойки, отмечена печатью высокого профессионализма, четким графическим рисунком, который, несмотря на некоторую суховатость, придает ей особую изысканность и своеобразное стилистическое очарование. Интересны так же работы сергиевских мастериц Л. Голубевой, Е. Паниной и других.

История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается и по сей деньАвторская матрешка

В настоящее время русская матрешка переживает своеобразный ренессанс. Оживление экономической жизни дало возможность беспрепятственного существования различных небольших частных мастерских, по изготовлению и росписи русских деревянных кукол. Наибольший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином стиле, а авторская, выполненная художником – индивидуалистом, профессионалом или любителем.

Технология изготовления и росписи матрешки

Как же появляется на свет матрешка? Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нем было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Первой на свет появляется самая маленькая матрешка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей.  Верхняя часть второй матрешки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрешки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.

По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрешку тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы ее поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались по древесине, затем сушат. Теперь матрешка готова к росписи. А затем начинается процесс, который придает каждой матрешке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щек. И уж затем матрешке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. После раскраски матрешек лакируют. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость. 

Подвижная игра «нарядись матрешкой»

На двух стульчиках лежат сарафаны, косыночки. В игре участвуют два                                ребенка. По сигналу они начинают одеваться. Кто сделает это быстрее и аккуратнее, тот и победитель. По желанию детей игру можно повторить несколько раз.

Дидактическая игры: «собери матрешку», «узнай из какого города матрешка», 2угадай, какая матрешка лишняя».

                   Цель: учить совмещать детали, находить отличительные черты каждой из росписей. Закрепить знания о видовом разнообразии матрешек.

Загадки о матрешках

Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко

Наша русская…(Матрешка)

Алый шёлковый платочек,

 Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская... (Матрешка).

На крыльцо резной избушки

Вышли бойкие подружки:

Семь красавиц расписных!

Все в платочках кружевных!

Все в передниках цветастых!

Семь румяных! Семь глазастых!

Стихи

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

Всех матрешками зовут.

Кукла первая толстая, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки.

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой, будет третья во второй!

Половинку отвинти, плотную, притертую.

И сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь её, да посмотри, кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая куколка пузатая.

А внутри пустая, в ней живет шестая.

А в шестой – седьмая, а в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех, чуть по больше, чем орех.

Вот поставленные в ряд сестры-куколки стоят.

- Сколь вас? – у них мы просим.

И ответят куклы – восемь!

(С. Маршак)

Рисование простейших элементов росписи матрешек

Задача: развивать у детей чувство цвета. Освоить некоторые классические художественные элементы

Составление простейших видов узоров

Задача: способность использовать знакомые элементы орнамента. Изучить связь между особенностями орнамента и национального костюма.

Разработка своей матрешки

Задача: развивать умение разрабатывать собственные образцы росписи, развивать творческое воображение детей.

Выставка матрешек

Подведение итогов реализации проекта

Список литературы

1. Первушина О.М. Столбова В.Г. Природа и творчество.

2. Русская матрешка. М.: Мозаика 1995.

3. Русская игрушка: Советская Россия 1987.

4. Народные художественные промыслы. общ. ред.

М.А. Некрасовой и др.

5. Мифы в искусстве. Рене де Моран М.: Современник 1996.

6. Народное искусство: художественные промыслы СССР. М.:

Планета 1987.

7. Прекрасное своими руками: народные художественные

ремесла: сост. С. Таразян 4-е издание 1989.

8. Коняев Н. Игрушки русских императоров: Подъем 1994 №4

9. Люди и куклы: Декоративное искусство СССР. 1987.

10.Интернет ресурсы

 

   
  Наверх