E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Грачева Елена Вячеславовна, преподаватель истории искусств, живописи, композиции, рисунка

Грачева Елена Вячеславовна,
преподаватель истории искусств,

живописи, композиции, рисунка,
МОУДОД ДШИ им. Г.Г.Галынина г.Тула

Методический доклад

на тему:

«Развитие творческих способностей учащихся в создании орнаментальных композиций на уроках  в художественных школах,  школах искусств и школах эстетического воспитания»

 Содержание

1.         Введение

2.         Основная часть

2.1.      Виды и типы орнамента

2.2.      Генезис и семантика орнаментального образования. Смысловые корни орнаментики древних культур

2.3.      Орнамент в западно-европейской культуре от раннего Средневековья до ХIХ в.

2.4.      Орнамент в европейском искусстве ХIХ — нач. ХХ вв.

2.5.      Использование орнаментальной композиции в наше время

3.         Методика выполнения орнаментальных композиций на уроках предмета по выбору в художественных школах и школах эстетического воспитания

3.1.      Приемы стилизации

3.2.      Стилизация в орнаменте. Стилизация растительных форм. Создание орнаментальных композиций

Заключение                                                                                                                                                                 

Список использованных источников

Приложения                                                                                

Введение

Искусство — это, прежде всего воспитание души, чувств и уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу, помогает формировать собственное отношение к окружающему миру, в том числе к самому себе.

Таким образом, очень важна связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка, привлечение жизненного опыта детей, применение примеров из окружающей действительности.

Духовно-нравственное развитие ребенка — это формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культуре поведения в восприятии окружающего мира. Иными словами, необходимо создать условия для развития творческого начала, для формирования внутренне свободного человека.

Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать — все это в совокупности и составляет творческие способности. Развитие творческой активности детей приобретает доминирующее значение в современной педагогике.

Дети обладают способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача учителя изобразительного искусства — выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной детям деятельности, помочь ребенку открыть себя, творчески развиваться и узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях. Именно эти вопросы можно решить на уроках предмета по выбору путем изучения природных форм, составляя их в орнаменты и применяя в декоративной композиции.

Привлекая ребенка к такому виду продуктивного творчества, мы помогаем развивать ряд психических процессов: мышление, память, восприятие.

Объектом нашего исследования является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей детей, посредством знакомства с методикой стилизации природных форм и применения полученных знаний в выполнении орнаментальных композиций.

Целью данного методического доклада является помощь педагогам художественных школ и школ эстетического воспитания в подготовке заданий,  способствующих положительной динамике творческих способностей детей, возможность дать конкретные рекомендации и советы в выполнении орнаментальных композиций.

Задачи, поставленные в процессе исследования:

  • · Проанализировать имеющийся опыт педагогов по изучаемой проблеме.
  • · Определить условия, благоприятствующие развитию творческих способностей детей.
  • · Определить основные направления и педагогические задачи по развитию креативных способностей учащихся в процессе обучения.
  • · Выявить эффективность форм, методов развития творческих способностей на основе анализа работ детей

Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования:

1) теоретический анализ педагогической и специальной литературы по теме исследования;

2) анализ роли изучения разнообразия природных форм и мотивов в динамике творческого роста учащихся;

3) изучение и анализ опыта работы педагогов изобразительного искусства в данной сфере деятельности;

4) наблюдение за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся в создании стилизации растительных форм;

5) создание собственного стиля орнаментальной и образной композиции;

6) анализ работ учащихся.

На каждом из этапов создания работ творческий процесс только усиливается. Работа, ведущаяся от зарисовок и набросков к готовой декоративной композиции, сопровождается постоянным поиском не просто образного языка, а и методов решения и представления той или иной задумки.

2.         Основная часть

2.1.      Виды и типы орнамента

Орнамент — это особый вид художественного творчества, который, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь. Для создания орнамента используются различные выразительные средства, среди них — цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции — ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика — в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа. Термин орнамент связан с термином декор, который состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней. Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия.

Орнамент (от лат. ornamentum — украшение) — узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный.

Геометрический орнамент может состоять из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), ромбов, кругов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др. Сложные орнаменты типа меандр, встречающиеся в искусстве Древней Греции, тоже можно отнести к геометрическому орнаменту (приложение 1).

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т. п. (лотоса, папируса, пальмы и др.). Наиболее часто встречающийся у всех народов мотив «дерево жизни», который может изображаться и как цветущий куст, и более декоративно-обобщенно, является растительным орнаментом (приложение 2).

Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Декоративные изображения птиц и рыб также относятся к этому виду орнамента (приложение 3).

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека (приложение 4).

Нередки в орнаментах сложные комбинации мотивов разных видов, например геометрических и растительных (см. арабеска).

Не всякий узор можно считать орнаментом. Узор, свободно заполняющий плоскость, таковым не является. По характеру композиции можно выделить такие типы орнамента: ленточный, имеющий семь разных видов симметрии (фриз, бордюр, кайма), орнамент в круге (розетта), орнамент в квадратной или прямоугольной фигуре, сетчатый (может быть семнадцать принципиально разных типов сеток, на которых располагаются элементы орнамента) (приложение 5).

Свойства орнамента также зависят от назначения, формы, структуры и материала той вещи, которую он украшает. Орнамент является частью народного, декоративного и прикладного искусства. Он служит для украшения зданий, одежды, предметов быта (утвари, мебели, инструментов и т. д.), оружия, широко применяется в книжной и прикладной графике, плакате и т. п. Орнамент можно нарисовать графическим материалом и написать красками, вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву или вычеканить по металлу и др. Орнамент может стать вещью, если его сплести в виде кружева (салфетка, воротник, скатерть и т. п.), циновки или выковать из металла (светильник, поставец, ограда, ворота и др.). Орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным), выполнен на поверхности предмета выпукло, рельефно или, наоборот, углублен.

Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер. Поэтому можно сказать, что орнамент является стилем эпохи, надежным признаком принадлежности произведения к данному времени и к данной стране (см. готика, барокко, модерн и др.).

В народном творчестве мотивы орнамента запечатлели фольклорно-поэтическое отношение к миру (солярные знаки: солнечные, знаки Земли, Воды, Огня и др.). С течением времени древние орнаментальные мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, теряли магическое значение, роль оберегов от злых сил, сохраняя декоративную выразительность. Например, вязь — любимый древнерусский орнамент, используемый для украшения книг — искусно вплетает фигурки людей, силуэты животных и птиц в кружевную сетку узора.

Если художник в изображении орнамента старается приблизиться более к природе, то получается орнамент натурализованный. Если же, напротив, он стремится удовлетворить строгим законам стиля, то получается орнамент стилизованный. Стилизованный орнамент принадлежит глубокой древности, ибо тогдашние художники не имели ни намерения, ни способности верно подражать природе в своих произведениях; как раз противоположность этому творение более позднего времени и в особенности новейшего искусства, когда художники решились, точно подражать природе.

2.2.      Генезис и семантика орнаментального образования. Смысловые корни орнаментики древних культур

Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник 15-10 тыс. лет до н. э. Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась — украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.

Орнамент обогащает многообразие форм каменной и деревянной резьбы, тканого узора, ювелирных изделий, книжной миниатюры.

В зависимости от верований и взглядов на окружающую действительность, орнаментам придавали особое толкование, изобразительное решение, стилистику. Например: цветок розы (розетта, розетка) по древним, языческим верованиям, цветок богини Венеры — символ любви и красоты; в Средневековье — цветок Богоматери; в исламе — символ райской жизни и космической силы.

Элемент свастика, один из самых ранних символов, который встречается в орнаментах почти всех народов Европы, Азии, Америки, в культуре племен Триполья, в древних и средневековых культурах, в христианские изображения, и в народное искусство. Народное сознание донесло первоначальный смысл употребления свастики — не просто символа стихии, но того, кто распоряжается стихиями — вечного ветра, Святого Духа.

Этнокультурные контакты, торговля, военные походы, религиозные миссии, посольские дары и приглашенные художники способствовали перемещению произведений искусства из одной страны в другую, что приводило к распространению художественных идей и стилей.

Ранние формы орнамента — геометрические. Появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта, но растительные элементы были геометризированы. В дальнейшем абстрактные геометрические узоры соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом.

В орнаменте Египта отражаются религиозные представления. В декоре часто использовался цветок лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной силы природы, возрождающейся жизни, душевного и физического здоровья, средство оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.

В древнеегипетский орнамент входили стилизованные растения: папирус, тростник, лилия, финиковая и кокосовая пальмы, акация, тамариск, терновник. В декор включались венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др. Линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов.

В декоре и орнаменте Древнего Востока получили большое распространение орнитоморфные мотивы «птичий» орнамент, геральдические и эмблематические композиции с фигурами грифонов, вепрей, быков, лошадей. Часто эти мотивы располагались по сторонам священного Древа жизни, одного из важнейших элементов искусства Востока.  Наиболее распространенным мотивом в орнаменте была розетка (ромашка, маргаритка) — символ солнца, обозначал идею круговорота явлений во Вселенной. Из растительного мира в декоре заимствованы: пальметта, плоды граната, плоды ананаса, гроздья фиников, колосья, зерно, солома, конопля.

В персидском декоре преобладали разнообразные растительные мотивы условные и натуралистичные. В орнаменте используются цветы гвоздики, шиповника, нарциссов, анемонов. Одной из основных религий Персии был зороастризм, поклонение огню. Под воздействием этой религии появился новый мотив: плавающее пламя, получивший особое распространение в орнаменте. Популярным был и элемент сердце с вписанным в него трилистником, который означал идею духовного бессмертия.

Величайшая культура античного мира внесла в искусство декора много новых элементов и композиционных решений. Одним из важных в орнаменте Древней Греции был ясно выявленный ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой. Он всегда замкнут в круг — круг бытия, — обегая фриз здания, сосуд, поле ткани. Один из излюбленных древнегреческих мотивов — меандр. Как считают, в этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения.

Надо отметить, что, заимствуя элементы египетского и персидского декора, имеющие для этих народов символическое значение, греческая орнаментика использует их как украшение.

Такие формы декора были заимствованы у греков древними римлянами. Переняв у греков многие орнаментальные мотивы, римляне их творчески переработали сообразно своим вкусам и менталитету. Основные римские элементы орнаментики — это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски, черепа, сфинксы, грифоны , вазы, военные трофеи и т. д. Греки ценили искусство из любви к прекрасному, римляне — из любви к роскоши.

Византийское искусство — очень важная историческая эпоха, время создания нового христианского искусства и в то же время — утонченного, богато орнаментированного светского, придворного искусства. Большое влияние на византийскую орнаментику оказало персидское и арабское искусство, из которых формально использовали орнаментальную схему и повышенную декоративность. В византийском декоре появились изображения восточного мифологического фольклора: драконы, грифоны. Растительные мотивы — это гибкие стебли и листья, виноградная кисть, колос пшеницы, лавровый венок, оливковая ветвь, а также «византийский цветок». Появляются в декоре Византии эмблемы и символы новой религии, например, изображение креста, монограмма Христа, голубь, рыба, барашек, павлин и др.

Одна из древнейших культур — китайская. Уже самые ранние, декоративные мотивы состояли из сложных динамичных узоров. Например, знак ян-инь.

Древние китайцы обожествляли природу, животный, растительный мир и переносили в орнаментику характерные узоры, передающие божественные образы. Важными элементами стали изображения, несущие в себе магическую символику: стебли бамбука олицетворяли стойкость и мудрость, дикая слива— верную дружбу, персик — символ бессмертия, плод граната — многочисленное потомство, цветы пиона — знатность и богатство, зеленая сосна— долголетие и стойкость. Цветок и порхающая рядом бабочка — любовь. Очень древним является орнамент в виде спиралей, волн, кучевых облаков, восьмиконечных звезд, крестов, меандра.

Декоративный китайский стиль стал образцом для японских художников, но они создали свою, уникальную художественную систему, связанную с поэтическим отношением к окружающему пейзажу. Излюбленные мотивы — животные, птицы, насекомые, цветы. В орнамент вводятся гербы, которые всегда замкнуты в круге, а также каллиграфически написанные стихи.

В Японии, как и в Китае, мотивы и элементы орнамента всегда несут в себе тайный смысл или символику: журавль — символ процветания, удачи и долгой жизни, редька (дайкон) — символ силы и мощи, апельсин — продолжение рода, лотос — целомудрие, вишня (сакура) — нежность, бамбук — стойкость и мужество. Некоторые цветы и явления природы символизируют времена года: цветы сливы в снегу — зима, цветок вишни, камелия, дерево ивы, туманная дымка — весна, пион, кукушка, цикады — лето, хризантема, алые листья клена, олень, луна — осень.

В истории средневекового орнамента большая роль отводится искусству арабов, а затем и других национальностей, исповедующих ислам. Уникально-самобытное искусство орнамента и каллиграфии, часто соединенные вместе в так называемый эпиграфический орнамент. В Европе более популярными стали названия мореска — причудливый восточный геометрический орнамент и арабеска — причудливый орнамент из растительных форм. Одна из особенностей арабского декора — «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения (боязнь пустоты). В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи — пословицы, благопожелательные изречения из ислама, афоризмы и т. д. Из растений чаще всего встречаются цветы тюльпанов, гвоздик, гиацинтов, амариллисов, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь. Ортодоксальный ислам не одобряет изображения живых существно, но включенные в орнамент, они теряют значение самостоятельного изображения. Каллиграфия, стала основой            пластического творчества мусульман.          

Иранские декоративные мотивы более стилизованы и декоративны, турецкие — ближе к природному прототипу. Самобытный вариант исламского искусства представляют орнаментальные композиции испано-мавританского декора. В нем доминируют растительные мотивы: листья виноградной лозы, цветы и листья бионии и др. Декоративный арабский стиль прост и величав, а мавританский — более изящен и изыскан.

2.3.      Орнамент в западно-европейской культуре от раннего Средневековья до ХIХ в.

Христианское искусство западно-европейского Средневековья — один из важнейших периодов в изобразительном и декоративном искусстве. Религиозная мировоззренческая система отразилась на декоративной орнаментике, наполнив ее христианской символикой. Орнамент вобрал в себя декоративные элементы и мотивы Древнего Рима, Византии, местных племен, в частности кельтов, франков и др. Ощутимо влияние арабо-мусульманской культуры, привнесенное в западно-европейское искусство паломниками, странствующими художниками и т. д.

В романский период Средневековья искусство представляло из себя огрубленное переплетение античных и восточных декоративных элементов, византийских и кельтских декоративных мотивов, которые помогли сложиться уникальному орнаментальному стилю. В декоре романского фантастически переплелись звериные и растительные формы, изображения драконов, химер и пр. Частыми элементами данного стиля были геометрические фигуры: меандр, квадраты, круги и т. д., они соединялись со стилизованными листьями аканта, пальметтами и цветочными розетками.

Готический период Средневековья орнаментально более богат и символичен. В период готики был создан тип ажурного орнамента, получивший название масверк. Формы этого орнамента очень разнообразны: розы, трилистники, четырехлистники и др. Большое место в декоре готики уделялось орнаменту из растительных форм, особенно колючих растений, взятых непосредственно из природы и точно воспроизведенных в узорах, — листья и лоза винограда, плюща, листья дуба, клена, полыни, папоротника, чертополоха, остролиста, цветы и листья шиповника, лютика, ветви терновника и т. д. Часто встречаются орнаментальные композиции, состоящие из переплетения виноградной лозы (символ Христа) с ветвями терновника (символ страстей). Поздний период французской готики получил название «пламенеющая», по формам сложного ажурного орнамента, выглядевшим как языки пламени.

Эпоха Возрождения принесла в Европу новое мировоззрение и художественное мышление, провозгласившее человека и окружающий мир главной ценностью. Орнаменту и декору была отведена роль украшения.

Художники итальянского Ренессанса обратились к наследию Древнего Рима. При раскопке терм Тита обнаружили незнакомый вид римского живописного орнамента, который назвали— гротеск от слова «grottf», т. е. грот, подземелье. Гротески, с их переплетением усложненных фантастичных и реальных деталей, с причудливостью и экстравагантностью становятся наиболее популярным декором эпохи Возрождения в Италии, Франции, Германии, Нидерландах. Рисунок гротеска симметричен, логичен, декоративно уравновешен, но в то же время динамически оживлен и изящен. В дальнейшем стиль рококо будет активно использовать гротески в своей орнаментике. От античности Возрождение подхватило мотивы меандра. В XVI в. развиваются типы узоров арабеск и мореск, взявшие свое начало в декоре исламского Востока. Большое распространение получает картуш — элемент орнамента в виде свитка с завернувшимися краями, на котором помещаются надписи, эмблемы, гербы и т. п.

К середине XVI в. в связи с развитием книгопечатания достиг своего расцвета типографский орнамент с изящными арабесками. В последующие века развитие орнамента будет тесно связано с основными художественными стилистическими направлениями.

Художественная культура XVII—XVIII вв. многогранна и противоречива. В этот период существует несколько стилевых направлений. Наиболее примечательным для XVII в. стал стиль барокко.

Барочная орнаментика наполняется беспокойным ритмом кривых линий, которые создают сложные, порой неожиданные, перегруженные деталями монументальные композиции. Декоративное убранство предметов практически полностью маскирует конструкцию. В орнаменте преобладают разнообразные вариации мотивов акантового листа, пальметты, раковины. Очень популярны ламбрекены (фигурные фестоны), букеты, гирлянды, венки, в которые вплетаются или соседствуют аллегорические антропоморфные и декоративные зооморфные элементы. Узоры орнамента в основном имеют S- и С-образную форму.

Во второй четверти XVIII в. барокко завершается стилем рококо, отличающимся более легким, изящным, интимным, камерным характером декора. Криволинейные формы стали более свободными и подвижными. Среди особо излюбленных мотивов можно выделить трельяж (орнамент в виде косой сетки, украшенной мелкими розетками) и раковину, принявшую форму веерообразно и причудливо извивающихся лепестков. Популярны орнаменты, состоящие из отдельных цветов и букетов, птиц, переплетающихся цветочных гирлянд и лент, корзин. В узоры вплетаются корабли, амуры, рога изобилия, колчаны со стрелами, мотивы кружева. В декоре ощутимо влияние китайского и японского искусства — появились изображения драконов, цветущих веток, пионов и др. Вдохновлялись художники рококо и восточным декором.

В XVII — начале XIX в. одними из ведущих художественных стилей становятся классицизм и его завершающая фаза ампир, идейными вдохновителями которых стали античность, Возрождение, культура Древнего Египта. Классицизм привнес в декор и орнамент простые и строгие мотивы, в которых наиболее популярными были цветочные гирлянды и корзины цветов, розетки, грифоны и сфинксы, фавны и купидоны, герои мифологических сюжетов и др.

На стиль ампир очевидное влияние оказали Наполеоновские военные походы, принесшие в орнаментику новые декоративные элементы: победные трофеи, лавровые венки, колчаны, луки, стрелы, доспехи, щиты, мечи, шлемы, орлы и др. С египетского похода появились в декоре цветы лотоса, сфинксы, крылатые львы, пирамиды. Многие декоративные мотивы характерны и для классицизма, и для ампира. Классицизм приветлив, ампир суров, мужествен, строг и холоден. Классицизм мягок и светел, ампир торжественен и помпезен.

2.4.      Орнамент в европейском искусстве XIX—XX вв.

Отношение к орнаменту в разные времена было неоднозначно. Так в XIX столетии в связи с развитием промышленности и применением новых пластических материалов многие считали, что орнамент утерял свое значение. Но в XX в.происходит некоторая реабилитация декора, связанная с возрождением старинных ремесел, художественных промыслов, с повышенным интересом к прошлой культуре народов. Кроме того, рождаются совершенно новые узоры, создателями и носителями которых становятся различные пространственные конструкции, узоры на подошвах обуви, шинах колес, современные пластические материалы и т. д.

Возрождение орнамента произошло в конце XIX — начале XX в. в период расцвета стиля модерн. В нем соединились изобразительные, декоративные и орнаментальные начала, единство художественной выразительности всех форм изобразительного искусства и дизайна.

Сложились особенности орнаментальных узоров, переплетениях извилистых линий, легших в основу стиля модерн. Эта линия была названа «удар бича». Воплощением новых стилевых направлений стал орнамент. Но орнамент модерна не удовлетворялся ролью декоративного обрамления или заполнения пауз. Он ведет главную тему. Орнамент модерна активно входил во все виды искусства, часто живопись и графика оказываются воспринимающей стороной, а орнамент — дающей.

Декоративные мотивы модерна содержат в себе стилизованные водяные цветы и бутоны с узкими, длинными стеблями и листьями: лилии, кувшинки, тростник, а также цветы и бутоны ирисов, орхидей, цикламенов, хризантем; фигурки насекомых: бабочки, стрекозы; птицы: лебеди, журавли, павлины и их перья, мотивы масок с развевающимися длинными прядями волос, волн, складок развевающегося платья, лебединой шеи и др. Среди цветочных мотивов были популярны полевые и лесные цветы: ромашки, васильки, одуванчики, купавки, ландыши и др. В природных формах подчеркивалось движение. Орнамент в модерне наделялся символическим смыслом, метафорой, мистикой. Например: бутон — символ появления новой жизни. Большое влияние на орнамент модерна оказало искусство Японии. И еще одна из особенностей модерна — он обращался к национальному декоративно-орнаментальному искусству, к художественным народным традициям.

Новые формы орнаментики в 1920—1940-е гг. искали представители художественного течения ар деко («декоративный стиль»). В нем соединились элементы модерна, кубизма и экспрессионизма. Сложное отношение к орнаменту складывается в XX в. — его то признавали и использовали в профессиональном искусстве, то отвергали. Творчески перерабатывали мотивы народного орнамента, традиционные национальные мотивы и использовали их в современных изделиях.

2.5.      Использование орнамента в наше время

В настоящее время с развитием интернет-технологий и компьютерного дизайна интерес к орнаментам растет. Декоративно-орнаментальные композиции активно применяются в графическом дизайне.

Графический дизайн обретает новые формы, смешение жанров и стилей встречается на каждом шагу — от элементов архитектуры и внутреннего декора до модных нательных татуировок. По прежнему велик интерес к народным ремеслам и промыслам, в которых ведущую роль занимает орнамент.

Что касается архитектуры и оформления внутреннего пространства, на практике тут характерно использование бордюров. Они встречаются в разных видах творчества. Это может быть настенная роспись, украшающая стены зданий, галереи, лестничные переходы. Это может быть чугунное литье, используемое в оградах парков, решетках мостов и набережных. Это могут быть гипсовые барельефы или керамика.

Искусством порядка назвал Ю. Герчук орнамент: «Орнамент организует вещи нашего практического мира. Покрывая функциональные формы, архитектурные или прикладные, орнамент задает определенные способы их восприятия, направляет движение взгляда, соотносит целое с его частями. Орнамент может придать поверхности характер незамкнутого фрагмента, заполняя его равномерной, допускающей бесконечное развитие сеткой, или же четко ограничить ее, обведя по краю бордюром. Он может помочь ориентировать предмет, обозначив его верх и низ, правое и левое направление. Орнамент, подчиненный вещи, скромно исполняющий почти служебную функцию ее тектонической организации, тем не менее, разворачивает на ее поверхности свою собственную художественную тему. Он поднимает предмет над ограниченностью его практического назначения, делает носителем некоего общего принципа, малой моделью гармонического мирового порядка. Он наделяет вещь своей способностью генерировать ритмы времени, зримо воплощать глубинные представления своей эпохи о структуре окружающего мира». Такое высказывание о роли орнамента в культуре и искусстве вполне принципиально и справедливо.

3.         Методика выполнения орнаментальных композиций на уроках предмета по выбору в художественных школах и школах эстетического воспитания

3.3.      Приемы стилизации

Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное количество раз, постоянно открывая его новые стороны в зависимости от поставленной задачи.

В программе по декоративной композиции вопросу стилизации уделяется большое внимание, так как данные объекты всегда доступны и работа с ними помогает овладеть аналитическим мышлением и способами оригинального выражения натуры в трансформированных формах, т. е. производить преломление от увиденного через индивидуальность художника.

В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией.

Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.

В декоративном искусстве стилизация — метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора.

Прежде чем говорить о различных способах стилизации, имеет смысл обратиться к сути термина «стиль». В ходе исторического процесса, определенные черты, свойственные целым историческим эпохам, отрабатывались, доводились до совершенства, таким образом возникали исторические стили.

Стиль — выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех его компонентов: содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи, колоритом и техникой исполнения, пространственными построениями.

Если сравнить стиль и манеру, то манера — это особенные черты творческого процесса, а стиль — его конечный результат, целостность всех компонентов художественного произведения.

Стилизацию можно подразделить на два вида:

1) внешняя, не имеющая индивидуального характера, а использующая готовый элемент уже созданного стиля;

2) декоративная, в которой все элементы произведения подчинены художественному ансамблю.

Декоративная стилизация отличается от стилизации вообще своей связью с пространственной средой. Поэтому для полной ясности вопроса рассмотрим понятие декоративности.

Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение задумывается и осуществляется как элемент более широкого композиционного целого.

Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных, с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.

3.2.      Стилизация в орнаменте. Стилизация растительных форм. Выполнение орнаментальных композиций

Под словом «орнамент» мы понимаем те части произведения архитектурного или художественно-промышленного искусства, цель которых – украшать.

Любые орнаментальные композиции представляют собой упорядоченные и закономерные построения. Большую роль в них играют разрабатываемые мотивы, из которых выстраиваются орнаменты. От того, насколько выразительно изображаются мотивы в композиции, зависит восприятие всего орнаментального построения. Рассмотрим орнамент растительных форм.

В декоративной композиции изображение растительных форм занимает значительное место. Это могут быть расписанные стены интерьеров, декоративные ткани, гобелены, ковры, всевозможные панно и многое другое. История искусств приводит нам множество примеров изображения растительности, как в станковых, так и в декоративных интерьерных произведениях, в предметах быта. Растения являются наиболее богатыми по пластике объектами, располагающими к декоративному изображению.

Определившись, какой будет композиция — статичной или динамичной — начинать нужно с работать над изображением мотивов, из которых она выстраивается. На первоначальном этапе имеет смысл сделать зарисовки с натуры. При работе над эскизными зарисовками мотива (например, цветка) необходимо обратить внимание на характерные, наиболее яркие его особенности, отказавшись от второстепенных деталей. При этом характерные особенности цветка могут быть максимально утрированы и доведены до знаковости.

Важно также обратить внимание на ракурс изображаемого объекта. При статичной композиции целесообразнее избегать разворотов в три четверти, а использовать вид сверху или сбоку. Располагая мотив по вертикальной или горизонтальной осям. В динамичной композиции разумнее использовать ракурсы и наклоны. В процессе декоративного изображения возможно свободное обращение не только с размерами элементов, но и с изменением пропорций, если данная деформация оправдана композиционной целью, придает выразительность и остроту. При декоративной трансформации изображаемого мотива важнейшее значение имеют те участки, где есть изгибы и изломы. Именно они будут являться местами для преобразования.

Главной задачей академического рисования является достоверная передача изображаемых объектов на плоскости с помощью линейной перспективы и тональной моделировки. Основной принцип декоративного рисования – достижение максимальной выразительности, при которой достоверность не является главной задачей. Линия здесь имеет более отчетливый, выверенный характер, ведется четко и осознанно от начала до конца. Декоративная выразительность достигается за счет использования различных приемов: штрих, четкая линия, точка как элемент обработки поверхности, различные виды декора; графической обработки формы и выявление ее природных особенностей. В декоративном листе дальние и передние планы не будут так активно отделены один от другого. При декоративном изображении подход более аналитический, так как происходит переработка формы, некоторое утрирование характерных особенностей объекта для увеличения степени выразительности. Но при этом нелогично будет округлые формы превращать в угловатые, удлиненные заменять укороченными; вернее будет заострить внимание на удлиненном предмете, придав ему еще более вытянутую форму, подчинить этому и формат композиции. Наносимый декор может быть достаточно отвлеченного характера, но он не должен вступать в противоречие с формой предметов. Количество видов декора в одном изображении может быть разным, но для композиционной цельности необходимо каждый из них повторить хотя бы два раза в различных частях листа.

На практике применяются такие задания, как:

1)          зарисовки растений с натуры;

2)          эскизные зарисовки мотива;

3)          трансформация растения в орнамент;

4)          создание декоративных композиций.

Выполняются зарисовки растений с натуры. Для этого очень хорошо подходит время, когда дети работают на пленэре. Полученные таким образом наработки можно использовать в течении всего учебного года. Ведь в учебной программе всегда учитываются межпредметные связи и подобные задания встречаются и по программе других предметов. Если же погодные условия позволяют, то можно в любой период времени провести одно или несколько занятий на природе. Такие уроки помогают детям приобрести новые навыки и способствуют развитию их творческой активности, а также вызывают огромный интерес. Обычно для таких зарисовок используют формат А-4, А-8 (приложение 6).

Следующим этапом в подготовке материала для выполнения орнаментальных композиций являются стилизованные зарисовки контрастных по своим природным качествам растений: кактус, алое, вьюнок, одуванчик, подсолнух, чертополох, плющ, ковыль (по выбору). Обычно для таких зарисовок используют формат А-4 (приложение 7).

Выполняются стилизованные зарисовки интересных по своей фактуре природных растительных форм. Это может быть изображение цветов, коры деревьев, мха, ягод, плодов, древесных грибов, плотных стелющихся растений, ветвей деревьев, кустарников, других объектов растительного мира. Зарисовки выполняются на форматах А-4, А-3 (приложение 8).

Выполнив все подготовительные этапы, мы переходим к самой интересной части — выполнению самих орнаментальных композиций. Творческий процесс создания композиции проходит успешно и легко, за счет использования собранного подготовительного материала. Стилизация элементов растительного мира — творческий увлекательный процесс, в который дети вовлекаются быстро и уверенно, создавая множество поисковых вариаций, из которых преподаватель выбирает самый удачный и креативный. Очень интересны в своем выполнении стилизованные, декоративные, орнаментальные композиции. Обращаем внимание на компоновку и размещение элементов в листе (учитывая статичность или динамичность композиции). Формат зависит от задумки автора и может варьироваться от А-4 до А-2 (приложение 9).

Методические рекомендации:

При компоновке мотивов на листе нужно обратить внимание на пластическую направленность формы, ракурсных поворотов, и, в зависимости от этого верно выбрать композиционный строй изображения (статику или динамику). Прежде чем приступить к изображению объекта, необходимо тщательно изучить его строение, рисунок поверхности, орнаментику. Начинать нужно с малого. Сделать набросок, а затем стилизованный рисунок растения. Изучить растение, прочувствовать его характерную форму — чем это растение отличается от других. Выделить эти основные индивидуальные черты. Если этот этап работы сделан, можно начинать работать над стилизацией данного растения. Как уже было сказано раньше, в рисовании можно использовать штрих, линию, пятно. Выбрать — пятно и линия, штрих и линия, работа одним пятном. Дальше идет дизайн. Придумать интересную форму растению, красивую картинку. Но, в любом случае, растение должно быть узнаваемо. Исполь­зуя цветовые пятна не забываем о гармоничном их сочетании, колорите, цветовом акценте. Наилучших результатов в создании орнаментальных композиций можно добиться, учитывая возрастные особенности ребенка. Дети младшего возраста лучше справляются с задачей стилизации растительных форм, процесс происходит у них абсолютно естественно и обусловлен психо-эмоциональным развитием на данном возрастном этапе: они еще не подвержены шаблонам мышления, которые исподволь навязываются при академическом преподавании изобразительного искусства. Дети более старшего возраста лучше справляются с задачами компоновки, размещением элементов орнамента на плоскости листа, однако стилизация дается им сложно, т. к. они уже более склонный к реалистичному восприятию предметного мира.

Несмотря на вышеназванные сложности, детям любого возраста и уровня подготовки неизменно интересны задания на создание орнаментальных стилизованных композиций. В процессе творческой работы они приобретают знания и навыки в области абстракции, компоновки, стилизации, ритмической организации плоскости листа. К тому же, поскольку орнаментальная традиция уходит корнями в глубочайшие пласты человеческой культуры, работа с ней позволяет ученикам получить дополнительные знания по культурологии, дизайну, истории цивилизации, истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Обязательные требования:

Правильно закомпоновать элементы композиции на листе.

Грамотно подобрать графическое или цветовое решение согласно характеру объекта с тем, чтобы усилить выразительность его природных качеств.

Исполнить работу аккуратно и чисто.

Анализируя результаты деятельности учащихся по выполнению творческих работ, можно сделать вывод, что данный вид творчества поддерживает стойкий интерес к работе, побуждает желание заниматься этим видом деятельности, что является одним из условий развития творческих способностей. Такие задания активизируют внимание, ассоциативное мышление, наблюдательность, вызывают необходимость изучать способы композиционного, стилистического решения. Бережно относиться к окружающему миру, ценить его красоту и неповторимость. Наблюдать и выявлять особенности природных форм и творчески стилизуя их, применять для своего творчества, в процессе создания декоративных работ.

Заключение

Формирование творческой личности — одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В настоящий момент педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он полностью отвечал возрастным и индивидуальным особенностям детей, способствовал развитию их творческих возможностей и способностей.

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, можно сделать вывод, что для развития творческого потенциала ребенка, учитель должен подобрать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий. Вести поиск новых интересных методик и заданий в работе с детьми, постоянно изучать передовой опыт известных педагогов и методическую литературу, а главное, уметь правильно применять полученные знания на практике.

Задача педагога — пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать, и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с принятием новых, интересных решений, приобретением новых знаний и умений, открытию новых интересных возможностей. Такая работа повышает самооценку ребенка, вселяет в него уверенность в своих способностях и приносит удовлетворение от приложенных усилий и затраченных сил.

Список использованных источников

1. Волкотруб И.Т. Основы комбинаторики в художественном  

    конструировании, 1986 г.

2. Глазычев В.О. О дизайне, 1970 г.

3. Гусакова М.А. Аппликация, 1987 г.

4. Журнал «Художественная школа», 2013 г.

5. Каталог «Архитектурные элементы», 2011 г.

6. Маккэлэм Г.Л. Орнамент, 2010 г.

7. Маргулан А.Х. Прикладное искусство, 1986 г.

8. Стасов В.В. Народный орнамент, 1927 г.

9. Холмянский и др.Дизайн, 1985 г.

Интернет-ресурсы:

http://www.liveinternet.ru/users/vikolka/rubric/2884939

http://stranamasterov.ru

http://stranamasterov.ru/find/nodes/орнаменты

  Наверх