E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Тюкова Мария Ивановна, воспитатель

Тюкова Мария Ивановна,

воспитатель,

МБДОУ детский сад № 50 «Солнышко»,

г. Сургут

Папка-передвижка

«Развитие речи дошкольников»

Речь - это живая ступенька человеческого духа, его богатая казна, в которую народ укладывает свою давнюю жизнь и свою надежду, свой ум, опыт, ощущение.

Первые годы жизни — период интенсивного развития речи: формирования у ребенка речевого слуха, накопления словаря, овладения грамматическим строем языка. Отставание в ее развитии в раннем возрасте может иметь неблагоприятные последствия в дошкольные, и даже школьные годы. С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств.

 На благоприятное речевое развитие влияют следующие факторы:

1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.

Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи – на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Он как бы заражается эмоциональным состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

2. Создание условий для общения с другими детьми.

Тюкова Мария Ивановна, воспитательОбщение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Оно так же, как и общение с взрослыми, возникает, в основном, в совместной деятельности и может осуществляться по – разному. Если сама деятельность носит примитивный характер, плохо развита, то и общение будет таким же: оно может выражаться в агрессивно направленных формах поведения (драки, ссоры, конфликты) и почти не сопровождаться речью. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребенка становится речевое общение. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а следовательно, и речи. Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения с взрослыми.

3. Совместные игры взрослого и ребенка.

Ребенок подражает действиям взрослого. Именно это подражание является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. Общение с взрослыми носит положительно эмоциональный, предметный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками. При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, ненасыщенности ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.

4. Речь взрослого – пример для подражания.Тюкова Мария Ивановна, воспитатель

Известно, что ребенок дошкольного возраста легко подражает неправильное произношение взрослых, передает местный говор, диалектизм, вульгаризм. Яркая выразительная речь детей зависит от языка взрослых. Поэтому взрослым нужно следить за своей речью.

Правила, которые следует помнить:

  • Если к Вам обратились с вопросом, отвечайте вежливо, полным предложением. Четко произносите слова и звуки, говорите так, чтобы было понятно.
  • Внимательно выслушивайте советы старших - так и Вас будут выслушивать Ваши дети.
  • Здоровайтесь при встрече с друзьями, знакомыми и приучайте это делать своего малыша.
  • Слова приветствия или прощания говорите доброжелательно, с улыбкой - тоже самое будет делать Ваш малыш.
  • Учите ребенка обращаться к взрослым на «Вы».
  • Не забывайте извиниться за допущенную неуместность в поведении. Благодарите за оказанную Вам Тюкова Мария Ивановна, воспитательпомощь, заботу, внимание - научите этому ребенка.

Постоянно в языке используйте волшебные слова: «пожалуйста», «спасибо», «прошу», «извините», «всего хорошего», «позвольте», «до свидания», «добрый день».

  • Не разговаривайте громко в транспорте, на улице, в общественных местах - то же самое будет делать Ваш малыш.

5. Развитие мелкой моторики рук.

Историческое объяснение зависимости развития мелкой моторики рук и  формирования устной речи.

На заре развития человечества в процессе общения людей очень широко использовались различные ручные жесты – указующие, призывающие, отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты невольно сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями. Появившаяся в дальнейшем словесная речь также долгое время сопровождалась почти постоянной жестикуляцией, что в остаточном виде сохраняется и до сих пор.

Таким образом, развитие функции рук и речевой функции человека шло параллельно и взаимосвязанно. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано специальными научными исследованиями). Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формирования у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

Основные пути развития и совершенствования мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики руки и координации движений рук.

Детям от года до трех упражнения даются в упрощенном варианте, доступном их возрасту. Более старшим детям от 3 – до 5 лет задания можно усложнить.

Работа по развитию движения руки должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не нужно допускать скуки и переутомления.

Ребенку можно предложить:

-          Разминать пальцами пластилин, глину.

-          Катать по очереди каждым пальцем камешки,  мелкие бусинки, шарики.

-          Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).

-          Тюкова Мария Ивановна, воспитательДвумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.

-          Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.

-          Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

-          Нанизывать крупные  пуговицы,  шарики, бусинку  на леску  или нитку.

-          Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на гладкую палочку, стрежень (получиться спираль).

-          Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

-          Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки.

-          Закручивать шурупы, гайки.

-          Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.Тюкова Мария Ивановна, воспитатель

-          Складывание матрешек.

-          Игры с вкладышами.

-          Рисование в воздухе.

-          Игры с песком, водой.

-          Мять руками поролоновые шарики, губку.

-          Рисовать, раскрашивать, штриховать.

-          Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.).

-          Перебирать крупу.

-          Выкладывать и счетных палочек   фигур  по  замыслу или   по карточкам.

6. Удовлетворение любознательности ребенка.

Речь, являясь средством усвоения общественно – исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную функцию.

Познавательный опыт ребенок прежде всего приобретает в самой разнообразной деятельности. Все виды деятельности дошкольника  - игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая – позволяют мобилизовать его познавательные возможности, а значит, развивать их, научить не только ориентироваться в окружающем мире, но и в определенной степени преобразовывать его.

Полноценное развитие восприятия может осуществляться тогда, когда у дошкольника в процессе его собственной деятельности накапливаются зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые образы. Полученные ребенком чувственные впечатления необходимо постоянно соединять со словом, обозначающим воспринятое, - это помогает закреплять образы предметов, их свойств и отношений, делает эти образы более стойкими, четкими, обобщенными, подвижными и гибкими.

7. Чтение художественной литературы.

Тюкова Мария Ивановна, воспитательХудожественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как богата родная речь  юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

8. Разучивание стихов.

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его; помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, научить выразительно читать его перед слушателями; использовать в жизни; воспитывать любовь к поэзии.

9. Рассказывание стихов руками.

Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов.

10.Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

Осуществляется обогащение словаря, стимулируется речевая активность и познавательная потребность детей.

  Наверх