E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Синявская Елена Юрьевна, воспитатель

Синявская Елена Юрьевна,

воспитатель,

МБДОУ «Звездочка»,

 г. Ноябрьск

 

Публикация собственного педагогического опыта

"Формирование коммуникативных навыков"

На сегодня одной из актуальных проблем является речевое развитие детей дошкольного возраста, формирование культуры речи. Современная лингвистика детской речи рассматривает речевое развитие ребенка не только как развитие его системно-языковых навыков, позволяющих воспринимать и продуцировать речь, но и как умение ребенка вступать в коммуникацию и поддерживать её, как развитие собственно коммуникативных навыков.

Одним из важных компонентов коммуникативной компетенции является речевой этикет как система специфичных языковых знаков и социально заданных правил их употребления. Общеизвестно, что основа коммуникативной культуры – соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). В широком смысле – это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этикетных  формул, то есть слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ, утешение, поздравление и некоторые другие. Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других.

Правильное использование этикетных формул в речи помогает устанавливать контакт между собеседниками, поддерживать общение в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.

Одна из задач воспитания детей старшего дошкольного возраста -  развитие коммуникативных способностей посредством формирования этических норм речевого поведения и усвоения этикетных формул.

Для этого необходимо  решить ряд задач:

  • Ввести в их активный  словарь достаточное количество этикетных стереотипов.
  • Формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения.

 Хочу поделиться опытом работы по формированию коммуникативных навыков.  С 2010 года я работаю с детьми старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности (дети с ТНР). В начале  учебного года,  знакомясь с новыми детьми 5-6 лет, мы сталкиваемся с  тем, что у многих детей не сформированы коммуникативные навыки: не умеют выбрать правильную форму обращения, не сформирован умение слушать и говорить в соответствии с ситуацией.  Работа ведется в 2 направлениях: в совместной деятельности педагога и взрослого, во взаимодействии с родителями.

Первое направление реализуется в ходе совместной деятельности на специально организованных видах деятельности по методике Богуславской Н.Е., Купиной Н.А. «Весёлый этикет», а также в режимных моментах, о чем остановимся подробнее.  

Наиболее частотными функционально-тематическими группами русского речевого этикета в речи дошкольников являются: ПРИВЕТСТВИЕ, ПРОЩАНИЕ, БЛАГОДАРНОСТЬ, ПРОСЬБА, ИЗВИНЕНИЕ.

В режимных моментах мы формируем у детей  коммуникативные умения в конкретной ситуации, используя приемы: образец речи, упражнение, напоминание, поощрение, порицание, анализ ситуации. Так, во время сбора на утреннюю гимнастику, напоминаю детям, что мальчики – будущие мужчины, поэтому обязательно, пропуская девочек вперед, придержат руками дверь,  произнесут «Проходите, пожалуйста», за что девочки поблагодарят мальчиков: «Спасибо, Егор, ты очень воспитан», «Спасибо, Миша, за открытую дверь», «Спасибо, мне приятно, что ты меня пропустил вперед» и  т.п.  В дальнейшем, мы закрепляем это умение в других ситуациях: во время мытья рук - «Девочки, проходите, пожалуйста, мойте руки первыми». Многократные повторения и  применение этикетных форм в различных ситуациях (открыть двери для помощника воспитателя, несущего пищу) способствуют формированию коммуникативных навыков.

Усвоение этикетных формул благодарности и просьбы проходит с определенным сопротивлением.Ребенку трудно трансформировать требование в вежливую просьбу, а тем более реализовать ее в соответствующем языковом выражении. Поэтому мы уделяем большое внимание формированию этих этикетных форм  во время труда детей – самообслуживания, дежурства, поручения. Часто можно видеть, как воспитанник дошкольного возраста, испытывающий трудности в одевании (застегивание пуговиц, «молний» на одежде, завязывании шнурков на  головных уборах, обуви) молча подходит к взрослому, а взрослый также молча выполняет его «молчаливую просьбу», понимая, что ему необходимо сделать. Усвоению этикетных форм просьбы и благодарности способствовали  чтение художественной литературы и беседы, стихотворения, личный пример, образцы, игровые ситуации. Дети усвоили, что любая просьба начинается с обращения, этикетных форм (прошу тебя, пожалуйста; помоги мне, пожалуйста). Дети понимают, что трудовые операции (завязывание, застегивание и т.п.) в состоянии выполнить сверстник; обязательно необходимо поблагодарить за помощь: «Катя, помоги мне, пожалуйста, пристегнуть капюшон», «Спасибо, Катя, у тебя так хорошо все получилось».

Уделяя особое  внимание формированию навыков пользования столовыми приборами (показ, напоминание, поощрение), одновременно способствуем формированию этикетных форм поведения за столом: умение выразить просьбу и пожелания, приглашение к столу и т.д. Эмоциональная окраска, деликатность, доброта всегда присутствует во время режимных моментов, будь то прием пищи, умывание или укладывание на сон.

Прощаясь, дети используют многообразие этикетных форм:  до свидания, до завтра,  хорошего вечера, доброй ночи и др. Мы  обогащаем речь детей  речевыми правилами и этикетными формами, прощаясь с детьми после смены или в конце рабочей недели: «До свидания, до завтра, ребята, увидимся!», «Ребята, хороших вам выходных! Приходите в понедельник отдохнувшими, веселыми и с хорошими впечатлениями!». И очень рады, если дети  говорят: «До свидания, Елена Юрьевна! Хороших выходных!», «Хорошо Вам отдохнуть в выходные дни!».

Все это способствует формированию  коммуникативных умений, развитию культуры речи и речи  в целом. Чем раньше педагоги начнут работу по овладению детьми этикетными формами, тем быстрее будет формироваться коммуникативная культура, дети  будут легко  взаимодействовать друг с другом, адаптироваться в незнакомой ситуации. Особое значение приобретают эти умения и навыки с переходом на новую ступеньку развития – с началом школьного обучения.

  Наверх