E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Тайпакова Гюльнара Рустамовна,  воспитатель

Тайпакова Гюльнара Рустамовна,

 воспитатель,

МБДОУ д/с № 47 «Гусельки»

Консультация для воспитателей

«Кукольный театр - средство развития речи ребенка»

Кукольный театр - это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интен­сивного развития речи, обогащения словаря, развития логики мышления, воображе­ния и творческих способностей.

Мы часто забываем о старых, проверенных временем развивающих играх в угоду новейшим изобретениям в мире игрушек. Но даже самый умный робот, ком­пьютерная приставка или интерактивный коврик не подарят вашему ребенку того главного, что может подарить кукольный театр - ощущение волшебства!

Уже полуторагодовалые малыши замирают от изумления при виде игрушки, которая «живет» вместе с ним, разговаривает, здоровается за ручку, кивает головой, смеется, плачет. Вы просто одеваете на руку куклу-перчатку - и сказка началась!

Статичные куклы, мишки и зайчики неспособны вызвать такого живого инте­реса. А «живую» куклу ребенок будет слушать, делиться с ней своими пережива­ниями, «воспитывать» ее. Внимательные родители во время игры в кукольный театр могут узнать много нового о своем малыше.

Как правило, основу игр-драматизаций составляют наши любимые сказки. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы. Очень важно для ребенка то, что при игре «в сказку» он может принимать на себя разные роли, подражать как поло­жительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом. Однако сюжет сказки - это лишь основа для самостоятельного творчества. А творчество - это способность отходить от шаблонов и генерировать свои идеи, во­площать собственные замыслы. И очень важно поддерживать ребенка в этом, чтобы заложить основу творческого восприятия мира.

Сказки, в которые мы играем, всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои кукольного тетра вызывают у ребенка желание подражать им, и, не­заметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа. Ведь в большинстве случаев это конечно же добрые, умные, честные герои, вызывающие одобрение взрослых. А это немаловажный фактор для нравственного развития лич­ности ребенка, его стремления контролировать свое поведение. Играя с куклой - перчаткой, ребенок психологически переживает свою роль. Он отвечает для себя на вопросы - каково быть добрым или злым, умным или глупым, смелым или трусом. И главное - он учится САМ делать выбор в пользу того или иного.

Перчаточная кукла, или «бибабо», может передавать весь спектр эмоций, кото­рые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, бу­дут успокаивать, если она плачет, кормить кашей, укладывать спать, вместе смеять­ся, петь и танцевать. А дети постарше смогут посредством куклы, одетой на руку, сказать о своих переживаниях, тревогах и радостях от лица персонажа своего вооб­ражаемого мира.

Поскольку дети отождествляют себя с куклой, то прием кукольного театра час­то используют в своей работе логопеды, воспитатели и психологи. Кукла - перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страхов путем решения конфликт­ной ситуации в игре с помощью куклы - перчатки. Куклотерапия дает очень хоро­шие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами.

При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становит­ся и актером, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сю­жет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Таким образом, игра - драматизация оказывает большое воздействие на развитие речи ре­бенка. Он впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, раз­личные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр интенсивно развивается речь, в том числе и диалогическая, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас, способность удержи­вать внимание в соответствии с сюжетом спектакля, логичность мышления.

Все эти аспекты имеют большое значение во всестороннем развитии ребенка и в дальнейшей учебной деятельности. Именно поэтому игры - драматизации очень полезны и необходимы ребенку на всех этапах его развития. И лучший помощник на этом пути - тряпичная кукла-перчатка, или, что еще эффективнее, набор кукол-перчаток - героев сказки, то есть, детский кукольный театр.

Играйте вместе со своими детьми - и вы приобретете уникальную возможность наладить с ними теплые отношения, глубже узнать их внутренний мир, обеспечить необходимое внимание к их талантам и повысить собственный авторитет.

  Наверх