Жирова Марина Георгиевна
учитель-логопед
МБДОУ №1 «Аленушка»
г. Константиновск (Ростовская область)
«Развитие связной речи у детей с ТНР: рассказывание об осени по мнемотаблице»
Одной из сторон развития личности детей является развитие речи. Важное место в данной работе занимает связная речь, а именно умение пересказывать и рассказывать.
Своевременная помощь ребенку в дошкольном возрасте очень важна. Дети с раннего возраста учатся пересказывать сказки, затем события из жизни, личного опыта.
Трудности вызывают у детей пересказы литературных текстов, рассказов о природе, животных. Чтобы облегчить эту работу мы используем схемы, символы, таблицы. Так чтобы научить детей связно и последовательно рассказывать про осень на фронтальных и подгрупповых занятиях используется методическое пособие «Осень».
На занятиях перед детьми располагается большая мнемотаблица, по которой они учатся составлять связный рассказ об осени. (Фотография №1).
На дом они получают таблицу и вопросы к ней. Всего вопросов 12 по количеству окошек. Карточки не приклеиваются, а вставляются в окошки, сделанные из фотоальбомов. Это позволяет использовать пособие многократно, заменяя необходимые символы. В средней группе вопросы детям подобраны более простые, отвечать на которые можно простым предложением. (Фотография №2).
В старшей и подготовительной группе содержание вопросов более сложное. (Фотография №3)
Родителям для выполнения задания дома предлагается инструкция:
«Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию мнемотаблицу «Осень». В таблице имеются 12 окошек с символами. Опираясь на эти символы – обозначения, вам легко составить с ребенком небольшой рассказ. Ниже написаны вопросы к таблице, с помощью которых вы можете помочь ребенку придумать правильные ответы. Отвечать нужно полными предложениями.
Например: Солнце осенью светит, но не греет, поздно восходит и рано заходит. Небо осенью хмурое, пасмурное, часто идут дожди»
Данное пособие можно использовать не только специалистам, но также воспитателям для закрепления знаний детей на занятиях по развитию речи.
Работа педагогов и родителей в данном направлении имеет значительный результат и позволяет эффективнее решать вопросы развития связной речи детей с ТНР.