E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Степанова Людмила Юрьевна, воспитатель

Степанова Людмила Юрьевна,

воспитатель

МБДОУ «Колокольчик» города Губкинский, ЯНАО

«Детское экспериментирование

как средство развития познавательной активности дошкольников»

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность, которая давно заняла прочное и основное место в дошкольном воспитании. Деятельность, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу, обеспечивает продуктивные формы мышления, где главным фактором выступает характер деятельности. Взаимодействие взрослого с ребенком должно строиться по принципу «как можно меньше ответов со стороны взрослого», тем самым активизируется мыслительная деятельность ребенка, заставляющая его задумываться, сомневаться. Только так можно создать атмосферу творческого единодушия и сформировать активную познавательную позицию ребенка. И наша задача - создать условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей и помочь им в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Говоря об экспериментально-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, напрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Поэтому мы организуем экспериментально-исследовательскую деятельность так, чтобы ребенок мог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы, участвовал в разнообразных формах деятельности (опыты, проблемные ситуации, прогулка-загадка, занятие-игра, занятие-исследование). Все это положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, на умение доводить начатое дело до победного конца. Так как основной мотивацией для начала исследовательской деятельности является способность удивляться, появилась необходимость в изготовлении дидактических игрушек.

В процессе экспериментирования стимулируем детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? как это сделать? обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если...», сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство.

Работа по изучению особенностей из жизни роста растений проходит через использование следующих опытов: «Как можно узнать, что растение «пьет» питательные вещества из земли?» (В подкрашенную воду опускаем на ночь лист березы или сельдерея. Утром прожилки листа приобретают цвет подкрашенной воды.) А что произойдет зимой? Для ответа на вопрос «Откуда берутся «шрамы» у деревьев?» проводим опыт: наливаем в стеклянную бутылку воды и ставим на мороз. Что произойдет? Есть ли вода в деревьях? Что с ней происходит зимой? (Когда вода замерзает, она расширяется. И когда ей нет места раздаваться, то вода разрывает деревья, как стеклянную бутылку).

Далее знакомимся с проблемой «Как дышат растения?» (Срезаем молодые побеги растения, кладем в стеклянную банку и закрываем крышкой, ставим в совершенно темное место. На следующий день банка окажется запотевшей, а если влить известковую воду, то она помутнеет от скопившегося углекислого газа. То же самое можно проделать с прорастающими семенами гороха, но банку оставить на свету. Семена за сутки выделят определенное количество паров воды, следовательно, растения дышат.)

Возраст деревьев узнаем через знакомство с годичными кольцами. По количеству колец на спилах деревьев определяем возраст дерева. Рассмотрев наружный слой, по которому поднимаются соки и питательные вещества из почвы, с помощью луп, находим мелкие дырочки - перерезанные тончайшие трубочки-сосуды, которые идут вдоль ствола. Делаем предположение: «Сколько литров питательных соков пьет дерево?» Рассмотрев, устанавливаем, что дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок, выпивает очень много, из энциклопедии узнаем — около 100 литров.

Для поддержки интереса в экспериментально-поисковой деятельности некоторые проблемные ситуации я формулирую от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории живет Мудрый домовенок, от имени, которого предлагаются задания-записки. Например, однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и записку: «Объясните, что появляется вначале: корешок или стебелек?»

Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема. В уголках живут сказочные персонажи, которые удивляются, задают вопросы, делают открытия вместе с детьми (Почемучка, Каркуша). Они маленькие, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значительность, что укрепляет в ребенке позицию «взрослого». На первом этапе игровые персонажи в процессе совместной деятельности под руководством воспитателей моделируют проблемные ситуации. Впоследствии дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки, осуществить практические действия, делать выводы. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков, сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования). Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования.

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию познавательной потребности, творческой деятельности, учит самостоятельному активному поиску, открытию и усвоению нового, способствует творческому развитию личности.

  

 


  Наверх