E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Мирошниченко Зоя Ивановна, старший воспитатель

Мирошниченко Зоя Ивановна, 

старший воспитатель, 

МБДОУ «Детский сад № 27», г. Северск 

Формирование экологической культуры как средство речевого развития детей

дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

 «Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах».

Ян Амос Каменски

Одним из положений ФГОС дошкольного образования являются целевые ориентиры «возможные достижения ребёнка» - не обязательные, но возможные и желательные результаты в его интеллектуальном и личностном развитии. Эти достижения в общении с природой сформированы следующим образом: «Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире… Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания» (1). Эти ориентиры позволяют спланировать работу в нашем дошкольном учреждении с воспитанниками, имеющими различные речевые нарушения. 

Система работы по воспитанию экологической культуры отражена в адаптированной образовательной программе и реализуется через все образовательные области.  Учитывая, что дошкольное учреждение посещают дети с ТРН, особое внимание отводится речевому развитию и его интеграции с экологическим образованием дошкольников.

Формирование экологической культуры в дошкольном учреждении осуществляется всеми участниками образовательного процесса. На всех возрастных группах педагоги наряду с общеобразовательными задачами решают и воспитательные задачи с учётом возрастных особенностей детей. Основная цель организованной работы заключается в формировании у детей осознанного отношения к природе Томской области, к явлениям и объектам природы; развитие всех компонентов речи и познавательных психических процессов, которые связаны с речевой активностью ребенка через экологическое содержание.

В ходе образовательного процесса решается целый ряд задач: идёт активизация и обогащение словарного запаса воспитанников, уточнение и расширение представлений об окружающей природе и явлениях, происходящих в ней; формирование умения правильно строить предложения разного типа; развивать связную монологическую и диалогическую речь. Мы понимаем, что отношение к природе можно сформировать при тесном взаимодействии с природным миром. Наблюдения за природой вызывают у детей эмоциональные чувства, которые выражаются в процессе общения. Необходимо использовать природное окружение для формирования правильной речи и, в первую очередь, для пополнения словарного запаса.

Учитывая тот факт, что у детей с ТНР скуден словарный запас, который в основном состоит из существительных и глаголов, задача педагога заключается в том, чтобы пополнять и активизировать словарь ребенка на основе углубления знаний о ближайшем природном окружении, развивать умение использовать в речи наиболее употребляемые слова. Традиционно в осенний период, решая задачу сенсорного развития, педагоги при обследовании выращенных на грядках овощей, и принесенных с дачных участков фруктов, побуждают детей не только к запоминанию, но и к активному употреблению в речи их названий и признаков (красный, круглый, гладкий, сладко-кислый – помидор, румяное, круглое, сочное – яблоко). Большая роль здесь отводится и речевым дидактическим играм, имеющим экологическую направленность.

При этом в словарный запас начинает расширяться, появляются новые понятия и определения, это свидетельствует об обогащении лексики. Закрепление употребления новых слов происходит в разных ситуациях и здесь очень важно научить детей правильно пользоваться новыми словами, отчетливо произносить их и короткие фразы, говорить с естественными интонациями. Большое значение имеет правильная формулировка вопросов в беседах с детьми, необходимо сделать акцент на новые слова и слово, и что бы при ответах дети могли включать в собственную ответную фразу новое слово или слова. Обогащая словарный запас ребенка, мы, таким образом, обеспечиваем условия для развития речи детей с ТНР, которая будет обогащена предложениями разного типа.

Климатические и географические условия проживания наших детей не всегда позволяют наблюдать те или иные явления в  природе. Окружающий мир познаётся через рассматривание картин, чтение книг о природе, мультфильмов, просмотр телепередач, посещение театра, экскурсии и др.) и практическую деятельность.

 Познание окружающего мира строится с использованием разнообразных форм на речевом сопровождении (словесные формы работы) и, таким образом, одновременно решаются речевые и познавательные задачи.

 Педагоги обогащают словарный запас детей через активизацию познания явлений и объектов природы, среды обитания, характерных признаков природных явлений.

Чтение рассказов о природе, вопросы к тексту, пояснения и комментарии к наблюдениям явлений природы позволяют ребёнку усвоить информацию и связать её с имеющимися знаниями и практической деятельностью. Это позволяет детям понять вопросы взрослого, давать полные ответы, слушать ответы других детей, анализировать эти ответы. Таким образом, отрабатывается навык использования правильных грамматических форм при построении предложений.

Развитию связной и богатой повествовательной речи детей с ТНР способствует и рассматривание иллюстраций о природе, картин (иллюстраций)  домашних и диких животных, зимующих и перелётных птиц,  анализу наглядных образов, цепочек пищевых зависимостей. Обсуждая, дети высказывают свои суждения о взаимосвязи явлений, объектов в природе, при этом формируется умение детей выстраивать логическую последовательность причинно-следственных связей.

Применение разнообразных методов обучения, способов совместной деятельности помогают в формировании экологических знаний, в воспитании гуманного отношения к окружающему миру, способствуют развитию как мышления, так и всех видов речи.

Список использованной литературы:

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования».
  2. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей, - М: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду, - М: Мозаика-Синтез, 2015

 

 

  Наверх