Коган Татьяна Викторовна,
воспитатель,
МБ ДОУ «Детский сад № 204»,
Кемеровская область, г. Новокузнецк
Доклад
к педагогическому совету на тему
«Экологическое воспитание дошкольников»
(старший дошкольный возраст)
Аннотация:
Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
Дети 4-5 лет очень любопытны, задают много вопросов. При этом внимание их становится более устойчивым. Им уже доступно понимание простейших связей в наблюдаемых явлениях. Исходя из этого, воспитатель решает новые задачи в ознакомлении детей с природой. Учит ребят видеть в предметах характерные свойства, сравнивать и группировать предметы по этим свойствам, формирует первые элементарные обобщения, подводит к установлению простейших связей между некоторыми явлениями.
Дети ежедневно выполняют поручения по уходу за растениями и животными, получают первые представления о том, что для роста растений нужны влага, свет, тепло. Овладевают и первоначальными умениями выращивания растений.
Основным методом ознакомления детей с природой остаются наблюдения. Они осуществляются на ежедневных и целевых прогулках, проводятся экскурсии.
Широко используются трудовые поручения, к выполнению которых систематически привлекаются все дети. Форма организации труда многообразна: уборка участка, полив и посадка растений и т.д. Закреплению, уточнению и систематизации полученных знаний способствуют дидактические игры.
Кроме непосредственных наблюдений, игр и занятий, должное место в работе с детьми занимает рассматривание картин с изображением природы. В средней группе детей знакомят с изменениями явлений, их развитием.
Дети 5-го года жизни учатся вести дневник наблюдений. Форма ведения дневника может быть разной: гербарии, рисунок. Дневник помогает воспроизвести ход развития явлений.
У детей старшего дошкольного возраста значительно развивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Дети шестого года жизни не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. Учитывая это в старшей группе усложняются задачи и программа ознакомления с природой.
Важной задачей остается воспитание у детей бережного, заботливого отношения и любви к природе, эстетического восприятия природы.
Ознакомление детей с природой осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни, в уголке природы, на участке. Занятия проводятся ежедневно. Особое место занимают экскурсии. Воспитатель широко использует труд, наблюдения, опыты на участке, в уголке природы. Организуется дежурство в уголке природы. Дети начинают вести календарь природы, в котором фиксируют основные существенные явления в неживой природе, в жизни растений, животных в каждый сезон, особенности сезонного труда взрослых и детей, развлечения на воздухе. Форма ведения календаря разная: в виде настенного панно, альбома, ширмы. Календари используются в итоговых беседах о том или ином времени года Они помогают подвести детей к простейшим формам обобщения.
Закреплению и систематизации знаний детей о природе в течении года помогают настольно-печатные игры.
При планомерном ознакомлении детей с природой к 6 годам у них накапливаются представления о самых разнообразных предметах и явлениях природы, формируются несложные умения выращивать растения и ухаживать за мелкими животными, развивается наблюдательность. Дети овладевают умениями принимать указания взрослого, следовать его плану, использовать в процессе деятельности усвоенные ранее приемы, оценивать полученные результаты и т.д. В результате дети 7-го года жизни уже способны под руководством взрослого вести целенаправленный анализ воспринимаемых явлений, выделять при этом существенные признаки и свойства, на их основе обобщать и классифицировать объекты. В процессе усвоения элементарных знаний у будущего школьника развиваются важные для обучения способности: обобщенного восприятия, элементы словесно-логического мышления, связанная речь.
Совершенствуется эстетическое восприятие природы. Старших дошкольников учат видеть неповторимость её явлений, гармонию красок и форм, все разнообразие проявлений жизни. Дети способны при участии взрослых поддерживать порядок на участке и в уголке природы, беречь красоту тех мест, где они отдыхают, играют, создавать несложные композиции из природного материала, выражать красоту наблюдаемой природы в ярком точном слове, в изобразительной деятельности.
Большое внимание уделяется воспитанию любви к родной природе, бережного и заботливого отношения к ней. С детьми систематически проводят целевые прогулки и экскурсии один раз в неделю.
В уголке природы дети ведут систематические наблюдения, дежурные осуществляют повседневный уход за его обитателями. В дежурстве принимают участие несколько детей.
Наблюдение и труд на участке в подготовительной группе организуют по-разному фронтально или отдельные трудовые поручения между группами и звеньями.
Один раз в неделю проводится занятие или экскурсия. При организации ознакомления детей с природой в подготовительной к школе группе следует широко использовать элементарную поисковую деятельность; она обеспечивает усвоение детьми доступных их пониманию связей и отношений в природе.