E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Коган Татьяна Викторовна, воспитатель

Коган Татьяна Викторовна,

воспитатель,

МБ ДОУ «Детский сад № 204»,

Кемеровская область, г. Новокузнецк

Доклад

к педагогическому совету на тему

«Экологическое воспитание дошкольников»

(старший дошкольный возраст)

Аннотация:

Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Дети 4-5 лет очень любопытны, задают много вопросов. При этом внимание их становится более устойчивым. Им уже доступно понимание простейших связей в наблюдаемых явлениях. Исходя из этого, воспитатель решает новые задачи в ознакомлении детей с природой. Учит ребят видеть в предметах характерные свойства, сравнивать и группировать предметы по этим свойствам, формирует первые элементарные обобщения, подводит к установлению простейших связей между некоторыми явлениями.

Дети ежедневно выполняют поручения по уходу за растениями и животными, получают первые представления о том, что для роста растений нужны влага, свет, тепло. Овладевают и первоначальными умениями выращивания растений.

Основным методом ознакомления детей с природой остаются наблюдения. Они осуществляются на ежедневных и целевых прогулках, проводятся экскурсии.

Широко используются трудовые поручения, к выполнению которых систематически привлекаются все дети. Форма организации труда многообразна: уборка участка, полив и посадка растений и т.д. Закреплению, уточнению и систематизации полученных знаний способствуют дидактические игры.

Кроме непосредственных наблюдений, игр и занятий, должное место в работе с детьми занимает рассматривание картин с изображением природы. В средней группе детей знакомят с изменениями явлений, их развитием.

Дети 5-го года жизни учатся вести дневник наблюдений. Форма ведения дневника может быть разной: гербарии, рисунок. Дневник помогает воспроизвести ход развития явлений.

У детей старшего дошкольного возраста значительно развивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Дети шестого года жизни не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. Учитывая это в старшей группе усложняются задачи и программа ознакомления с природой.

Важной задачей остается воспитание у детей бережного, заботливого отношения и любви к природе, эстетического восприятия природы.

Ознакомление детей с природой осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни, в уголке природы, на участке. Занятия проводятся ежедневно. Особое место занимают экскурсии. Воспитатель широко использует труд, наблюдения, опыты на участке, в уголке природы. Организуется дежурство в уголке природы. Дети начинают вести календарь природы, в котором фиксируют основные существенные явления в неживой природе, в жизни растений, животных в каждый сезон, особенности сезонного труда взрослых и детей, развлечения на воздухе. Форма ведения календаря разная: в виде настенного панно, альбома, ширмы. Календари используются в итоговых беседах о том или ином времени года Они помогают подвести детей к простейшим формам обобщения.

Закреплению и систематизации знаний детей о природе в течении года помогают настольно-печатные игры.

При планомерном ознакомлении детей с природой к 6 годам у них накапливаются представления о самых разнообразных предметах и явлениях природы, формируются несложные умения выращивать растения и ухаживать за мелкими животными, развивается наблюдательность. Дети овладевают умениями принимать указания взрослого, следовать его плану, использовать в процессе деятельности усвоенные ранее приемы, оценивать полученные результаты и т.д. В результате дети 7-го года жизни уже способны под руководством взрослого вести целенаправленный анализ воспринимаемых явлений, выделять при этом существенные признаки и свойства, на их основе обобщать и классифицировать объекты. В процессе усвоения элементарных знаний у будущего школьника развиваются важные для обучения способности: обобщенного восприятия, элементы словесно-логического мышления, связанная речь.

Совершенствуется эстетическое восприятие природы. Старших дошкольников учат видеть неповторимость её явлений, гармонию красок и форм, все разнообразие проявлений жизни. Дети способны при участии взрослых поддерживать порядок на участке и в уголке природы, беречь красоту тех мест, где они отдыхают, играют, создавать несложные композиции из природного материала, выражать красоту наблюдаемой природы в ярком точном слове, в изобразительной деятельности.

Большое внимание уделяется воспитанию любви к родной природе, бережного и заботливого отношения к ней. С детьми систематически проводят целевые прогулки и экскурсии один раз в неделю.

В уголке природы дети ведут систематические наблюдения, дежурные осуществляют повседневный уход за его обитателями. В дежурстве принимают участие несколько детей.

Наблюдение и труд на участке в подготовительной группе организуют по-разному фронтально или отдельные трудовые поручения между группами и звеньями.

Один раз в неделю проводится занятие или экскурсия. При организации ознакомления детей с природой в подготовительной к школе группе следует широко использовать элементарную поисковую деятельность; она обеспечивает усвоение детьми доступных их пониманию связей и отношений в природе.

  Наверх