Кулаковская Полина Леонидовна,
воспитатель,
МБДОУ № 50 «Солнышко»,
г. Сургут
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
Тема: «Зима»
Цель: Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.
Задачи: Учить наблюдать и замечать изменения, происходящие в природе, с приходом зимы. Учить выделять основные признаки зимы. Овладение действием замещения. Развитие эмоционального проживания природных явлений. Воспитывать любовь к природе.
Материал: Демонстрационный: круговая диаграмма смены времен года, загадки и стихи о зиме, картина зимнего пейзажа.
Раздаточный: листы бумаги белого цвета, фломастеры, елочные украшения (снежинки, мишура).
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, чтение рассказов, стихов о зиме, рассматривание картин.
Ход:
Дети сидят полукругом.
- Ребята, чтобы узнать о каком времени года мы сейчас будем говорить, нужно отгадать загадку:
Наступили холода
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Зимой)
- Правильно, это бывает зимой. А теперь посмотрите на эту картину (предлагаю посмотреть на зимнюю картину).
- Какое время года изображено на картине?
- По каким приметам можно узнать, что наступила зима? (Ответы детей).
Вношу круговую диаграмму смены времен года и предлагаю вспомнить:
- Что это? (Волшебный круг).
- Кто в нем живет? (Времена года).
Прошу детей показать на диаграмме.
- Где живет зима?
- А почему эта часть круга белого цвета? (Ответы детей).
- Какое время года предшествовало зиме? (Ответы детей).
Физкультминутка.
Звучит музыка П. Чайковского «Зима» из цикла «Времена года». Дети, изображая снежинок, кружатся, танцуют.
Предлагаю детям сесть за столы и обозначить знаками зимние приметы, но сначала придумать возможные варианты обозначений, вспомнив знаки, которыми обозначались подобные явления осенью. Дети рисуют знаки таких примет, как «солнце светит редко и не греет», «снег», «ночь длиннее дня».
- А сейчас послушайте стих о зиме:
«Снегопад, снегопад!
Засыпает снегом сад,
И болота и луга,
И речные берега,
И тропинки горные,
И поля просторные.
Все кругом белым-бело,
Все дороги замело.
В белых ватниках дубки,
Ели в белых платьицах.
Рады зайки-беляки –
Легче будет прятаться. (И. Васильевский).
Белая, узорная звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку.
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (Приходько).
- Ребята, еще Зима приготовила вам подарки. (Достаю из волшебного сундука снежинки, мишуру и раздаю детям).
- Спасибо Зиме. Спасибо вам, дети.