E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Оксана Валерьевна Тютюнникова, воспитатель

Оксана Валерьевна Тютюнникова,

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 37»,

ЗАТО Северск Томской области

 «ИГРЫ С ПЕСКОМ

КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ

У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»

В последнее время происходят  большие изменения в сфере дошкольного образования, обусловленные вступлением в силу Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". 

Важной задачей при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) остается речевое развитие детей в ДОУ. В «Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» приведенных в целевых ориентирах дошкольного образования в младенческом и раннем возрасте перечислены социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка к трем годам в образовательной области «Развитие речи»:

  • владеет активной речью, включенной в общение;
  • может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;
  • знает название окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению с взрослыми и активно подражает в движениях и действиях;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки.

Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, и с различными нарушениями речи. С первого года жизни ребёнок начинает активно исследовать окружающий мир. Важным условием речевого развития является богатство впечатлений, получаемых малышом в процессе деятельности. На втором году жизни возможность понимать речь и говорить становится для ребенка важным средством развития. В этом возрасте функции речи расширяются, и она становится не только средством общения ребенка с взрослым, но и средством его общения с детьми.

Работая с малышами третьего года жизни, и наблюдая за их умениями вступать в вербальное общение с взрослым и сверстниками, на начало учебного  года анализирую познавательные интересы новых детей. Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развитости тонких движений пальцев рук малышей. До тех пор, пока движения пальцев малыша не станут свободными, полноценного развития речи добиться трудно. Игры с песком являются прекрасным дидактическим приемом по развитию мелкой моторики рук и пальцев малышей, тактильного восприятия, общения с взрослыми и сверстниками, обогащению активного словаря. В свою очередь тактильно-кинестетические ощущения влияют на развитие мыслительных операций, способствуют обогащению словаря детей третьего года жизни.

Именно поэтому, создавая в группе развивающую предметно – пространственную среду, центр песка и воды постаралась оснастить  самыми современными, функциональными, привлекающими внимание детей атрибутами и игрушками. Воспитанники  нашей группы имеют возможность играть разными видами песка: цветным, кинетическим, обычным.

Живущий в нашей группе персонаж мудрый Кар – Карыч, помогает знакомить детей, с правилами безопасности игр с песком. В утренние часы, индивидуально в совместных играх в песочнице дети учатся понимать и выполнять инструкцию, подчиняться требованиям старших, понимать значение выражений: «Нельзя обсыпаться песочком», «Надень и завяжи фартук», «Вытри ручки салфеткой», употреблять их в своей речи.

В играх с песком использую следующие методы и приёмы:

• исследование (игра с совочками, формочками, кисточками, коктельными трубочками);

• наблюдение за деятельностью взрослого и сверстников;

• использование фольклорного жанра (потешки, пестушки, сказки, стихи);

• показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций;

• пальчиковые игры;

• обыгрывание ситуаций («домик для мышки», «камешки для Кар-Карыча»).

Для активизации внимания, создания интереса, одновременно обогащения активного словаря использую художественное слово. Обогащение активного словаря в раннем возрасте не возможно без активизации звуковой культуры речи. В первую очередь технологию пескотерапии использую в работе с малоактивными в речи, неуверенными в себе, замкнутыми детьми и детьми - инвалидами. Сочетание вокализации гласных звуков, звукоподражание с движениями пальчиков рук ребенка в песочнице, способствуют развитию речевого аппарата, правильного звукопроизношения, силы голоса. Например, пальчиком рисуем с малышом кружочки и  протяжно или отрывисто поем «О-О-О-О…», меняя силу голоса (тихо, громко). Или раскладываю в песочнице формочки, лекала, предлагаю малышам засыпать их песочком, произнося звук «С-с-с-с-с…» и др.

Любому ребенку, особенно в раннем детстве игры с песком доставляют большое удовольствие. Совместные игры в песочнице «Радуга», «Цветные дорожки», «Цветной дождик», «Куличики для Фили» побуждают ребенка к установлению диалога, тем самым стимулируют обогащение активного словаря, одновременно формируют чувство доверия к взрослому. Например, после совместной деятельности по рисованию радуги, в ходе которой происходило закрепление основных цветов,  организую практическую деятельность с разноцветным песком по рисованию дорожек, где закрепляю с детьми понимание, соотнесение и произношение слов обозначающих основные цвета.

Часто использую в совместной деятельности с детьми такие игры, как:

-           «Отпечатки наших ладошек»;

-           «На что это похоже?» (с печатками);

-           «Что же спрятано в песке?»

-           «Откопай разгадку»;

-           «Печем угощения»;

-           «Найди камешки»;

-           «Спрячь медвежонка»;

-           «Печем куличики».

В которых,  через собственную экспериментальную деятельность с песком под руководством взрослого ребенок получает возможность расширить предметный, глагольный словарь, (сыпем, закапываем, насыпаем, пересыпаем, отсыпаем, всыпаем). Развивая умение отвечать на вопросы взрослого, у малышей расширяется употребление слов определений. Например, даю задание пересыпать мокрый песок из стаканчика в стаканчик. Спрашиваю: «Песочек сыпется? Почему?». Малышам, затрудняющимся подобрать нужные слова, задаю наводящие вопросы: «Какой песочек, мокрый или сухой». Так в процессе экспериментальной деятельности с песком малыш получает возможность развить умение отвечать на вопросы.

Во второй половине учебного года наши воспитанники используют в речи глаголы, прилагательные, красочные определения, осмысленно оперируют речевыми выражениями.

Играя в песочнице, малыш учится понимать себя и других, расширяет представления о таких важных понятиях, как «много - мало», «быстро - медленно», «короткий – длинный», «высокий – низкий», знакомится с геометрическими фигурами, начинает осознанно использовать эти понятия в своей речи.

Кроме того, увлекательная атмосфера, возникающая в процессе работы в песочнице, создает доверительные отношения между взрослым и ребёнком оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние. Так закладываются основы для формирования коммуникативных умений и навыков.

Таким образом, организация  деятельности детей в центрах «песок - вода» является мощным стимулом для развития всех психических процессов и положительных качеств личности: самостоятельности, целеустремлённости, способности к прогнозированию, планированию собственной деятельности, тем самым оказывая благотворное влияние на развитие активного словаря у детей третьего года жизни.

Литература:

  1. Васильевой М.А,От рождения до школы / Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014.
  2. Гербова В.В, Максаков А.И, Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада/ Пособие для воспитателя детского сада. - 2-е изд., перераб. - М: Просвещение, 1986, - 128 с.
  3. Гербова В.В, Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности / Гербова В.В- Ученые записки: МГЗПИ-1970.Вып.31
  4. Логинова В.И, Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста/ Логинова В.И- Под ред. Сохина – Москва: 1984 .
  5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры/ Грабенко Т.М- СПб:Детство-Пресс,2002.
  6. Сакович Н.А, Технология игры в песок. Игры на мосту/ - СПб: Речь, 2006. – 176 с.
  Наверх