E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Мендель Юлия Николаевна, педагог

Мендель Юлия Николаевна,

педагог,

МКДОУ «Детский сад «Малышок № 1» п. Лиман»,

Лиманский район, Астраханская область

Психологические особенности общения

старших дошкольников со взрослыми

ВВЕДЕНИЕ.
Общение играет огромную роль в формировании личности, способствует развитию нравственных и эстетических чувств, общему психическому развитию индивида. Как социальное существо человек в любом возрасте не может существовать без взаимодействия с другими людьми, а средством взаимодействия является общение. Общение – самостоятельная деятельность, важный фактор социализации, одно из основных средств воспитания. Воспитывать человека – означает не только воздействие на его представления и понятия, но и объяснение практической регуляции его поведения, отношение к другим людям, при этом общение способствует расширению кругозора людей, развитию интеллекта, приобретению нового, жизненного опыта. Особое значение имеет коммуникативная деятельность в процессах социализации детей старшего дошкольного возраста. В этот период в общении ребенка с окружающими возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Сфера общения в целом за последние два десятилетия привлекла пристальное внимание исследователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов, специалистов в области возрастной и детской психологии, педагогов (А. Н. Артемова, Т. С. Аржанова, Е. В. Аржанова, Е. В. Горбачева, Ю. М. Забродин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Я. С. Яноушек и др.). Проблема общения детей со сверстниками и взрослыми в условиях группового коллектива в последние время интенсивно исследовалась в работах как зарубежных, так и отечественных психологов (Г. М. Андреева, Т. В. Антонова, Б. Спок, И. Шванцара, М. И. Лисина, В. Н. Мясищев и др. Р. А. Иванкова, Р. Б. Стеркина и др.). 4
В исследованиях в определенной мере отражены и вопросы общения ребенка и взрослого, профессионально занимающегося социально- психологической поддержкой, воспитанием и образованием дошкольников. Это связанно с тем, что на современном этапе развития общества, когда решающее значение приобретает воспитание активной жизненной позиции подрастающего поколения, приобщение детей к миру взрослых, особую роль играет общение с профессионалами, занимающимися, в том числе и вопросами дошкольного образования. Не смотря на изученность отдельных аспектов проблемы общения детей дошкольного возраста, остаются вопросы организации процесса общения дошкольников, роли общения дошкольников со взрослыми в личностном развитии ребенка, специфики общения ребенка и взрослого. Учитывая данные моменты мы отмечаем существование
проблемы
, которая может быть сформулирована следующим образом: каковы психологические особенности общения старших дошкольников со взрослыми и как эти особенности должны учитываться в организации конструктивного общения ребенка и взрослого? Решение этой проблемы и составляет
цель
нашего исследования.
Цель

исследования
– изучение психологических особенностей общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми.
Объект исследования –
общение и коммуникативная сфера личности.
Предмет

исследования
– психологические особенности общения старших дошкольников со взрослыми.
Гипотеза исследования.
По нашему предположению психологические особенности общения старших дошкольников со взрослыми заложены в специфике типа такого общения, содержании потребностей и мотивов общения, а также особенностях восприятия ребенком взрослого в процессе общения, а именно: 5
1. При ведущей игровой деятельности, доминирующим типом общения в старшем дошкольном возрасте становится внеситуативное общение с выраженной экспрессивной окраской процесса взаимодействия ребенка и взрослого. 2. Потребность в общении ребенка дошкольного возраста со взрослыми обусловлена необходимостью получения новой информации о социальных явлениях окружающих ребенка; оценки поведения и деятельности ребенка; сопереживания и понимания со стороны взрослого и др. 3. Ведущий мотив общения является личностный фактор взрослого, обладающего знаниями, умениями, социально-моральными нормами и др. 4. В процессе общения дети делятся на эмоционально восприимчивых с положительной направленностью на взрослого; эмоциона льно невосприимчивых, для которых характерна отрицательная установка на педагогические воздействия и детей с безразличным отношением к взрослому и его требованиям. В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были выделены следующие
Задачи:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования. 2. Определить влияние психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста на формирование у них форм и видов общения. 3. Выявить и охарактеризовать психологические особенности общения со взрослыми в старшем дошкольном возрасте. 4. Разработать программу по формированию навыков общения у старших дошкольников.
Посмотреть всю работу (нажмите здесь) Psihologicheskie-osobennosti-obscheniya-starshih-doshkolnikov-so-vzroslymi.docx [100,96 Kb] (cкачиваний: 11)

  Наверх