Колодий Любовь Павловна,
педагог дополнительного образования,
МБОУ ДОД города Костромы Детско-юношеский центр «АРС»
Конспект занятия для дошкольников
«Скульптурный способ лепки. Чудо-птицы»
Пояснительная записка
Занятие «Чудо-птица» проводится в рамках темы «Лепка из цветного пластилина» на второй ступени обучения. Дети уже освоили приемы лепки: отщипывание, раскатывание, скатывание, сплющивание, владеют приемами декорирования на плоскости. На данном занятии дети:
-закрепляют полученные навыки,
-осваивают новый (скульптурный) метод лепки,
-самостоятельно декорируют объемную работу.
Данное занятие является важным с точки зрения развития у ребенка навыков самостоятельности, способности выразить наглядно и словесно свое отношение к сказочному образу.
Группа состоит из 7-9 детей в возрасте 5,5-7 лет. Уровень социального и психологического развития в основном соответствует возрасту.
Форма занятия - практическое групповое.
Основные этапы занятия: организация рабочего пространства, поэтапное выполнение практической работы, подведение итогов.
Этапы творческой деятельности: мотивация – замысел – творческое воплощение – демонстрация.
На занятии используются здоровьесберегающие технологии – грамотно организованное рабочее пространство, психологический комфорт, своевременная смена деятельности, динамическая пауза в середине занятия.
На занятии используются игровые технологии: создание сказочной ситуации, выполнение игровых упражнений и заданий.
Основные методы: наглядный и словесный.
До занятия проведена предварительная работа (в рамках данной программы и занятий по другим разделам комплексной образовательной программы «Малышкина школа»: наблюдение за птицами в естественных условиях, рассматривание иллюстраций с изображением птиц в книгах, альбомах, беседа о внешнем виде и образе жизни различных птиц.
Предварительная работа педагога - подготовка дерева для итоговой демонстрации.
Материалы и оборудование:
-доски для лепки;
-наборы цветного пластилина;
-материалы для декорирования (бисер, колпачки);
-стеки;
-волшебное перо Чудо-птицы;
-магнитофон;
-музыкальная фонограмма.
Конспект занятия
Тема: «Чудо-птица. Скульптурный способ лепки».
Цель: cформировать условия для творческой самореализации ребенка-дошкольника в процессе создания законченного художественного образа.
Задачи:
-учить планировать свою деятельность;
-учить выделять в сложных образах простые формы;
-познакомить со скульптурным способом лепки;
-закрепить освоенные приемы лепки и декорирования;
-формировать умение создавать целостный художественный образ;
-развивать глазомер, зрительно-двигательную координацию;
-учить выражать отношение к работе эстетическими средствами.
Тип занятия: комбинированное.
Литературный ряд: Сказка о Волшебных птицах.
Музыкальный ряд: музыкальная композиция «Утро», «Сказочная мелодия».
План занятия
Этап |
Деятельность педагога |
Деятельность учеников |
I.Организационный момент (1 минута) |
Здоровается, настраивает на предстоящую деятельность. |
Готовят рабочее место, слушают. |
II.Вводная часть (5 минут)
|
Включает фонограмму (приложение 1.1). Рассказывает сказку о Волшебных птицах. Показывает перо Чудо-птицы. Проводит беседу о птицах обыкновенных и сказочных, предлагает назвать сходства и отличия. |
Слушают музыку, сказку. Рассматривают перо Чудо-птицы. Отвечают на вопросы.
|
ІІІ. Практическая часть 1 этап (7 минут). |
Показывает новый способ лепки. Объясняет последовательность выполнения (приложение 2). Руководит, поддерживает, направляет. |
Выбирают цвет пластилина. Повторяют действия педагога. Выполняют задание по шагам.
|
Динамическая пауза (1 минута) |
Читает текст, под который дети выполняют движения.
|
Выполняют движения. Пробуют чирикать как птицы. Хлопают в ладоши. |
ІІІ. Практическая часть 2 этап (10 минут). |
Объясняет последовательность изготовления и декорирования хвоста птицы. Руководит, поддерживает, направляет. |
Самостоятельно пошагово выполняют основу хвоста, декорируют его. |
ІV.Заключительная часть. Выставка детских работ. (5 минут)
|
Выражает эмоциональное отношение к работам детей. Задает вопросы. Руководит созданием коллективной композиции «Чудо-птицы». Подводит итоги занятия. |
Слушают. Отвечают на вопросы. Демонстрируют работы. Создают композицию «Чудо-птицы».
Эмоционально выражают отношение к своей работе и работам других детей. |
V.Организационный момент. (2 минуты). |
Руководит уборкой рабочего места. |
Приводят в порядок рабочее место. |
Конспект хода занятия
I. Организационный момент. Подготовка рабочего места.
II. Вводная часть.
1)Звучит музыкальная композиция «Утро» (приложение 1.1). Педагог рассказывает сказку о Чудо-птицах.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были счастливые люди. А счастливы они были потому, что их окружала Красота. Только случилась вдруг беда: стали люди замечать, что исчезает Красота из их жизни. Не раскрываются на цветах яркие и душистые бутоны, листья на деревьях поникли и не радуют глаз зеленью, унылыми и грустными выглядят дома, даже одежда стала серой и скучной. Опечалились все жители: и детвора, и взрослые.
Но вот однажды в небе появились большие птицы с яркими красивыми хвостами. Пролетели птицы над домами, размахивая своими чудесными крыльями, и вернули Красоту: ожили цветы и деревья, дома и люди вновь стали веселыми и нарядными, заиграло в чистом голубом небе солнце. Обрадовались все жители, стали улыбаться и смеяться, а красивые птицы улетели, лишь одна уронила на землю чудесное перо. С тех пор жители хранят это чудесное перо и берегут Красоту своего города.
2)Педагог демонстрирует перо Чудо-птицы, задает вопросы.
- Как выглядела сказочная птица?
- Какого она цвета?
- Какие у нее крылья?
3)Проводит беседу о птицах обыкновенных и сказочных, предлагает назвать сходства и отличия.
-Вспомните, как выглядят обычные птицы.
-Что есть у всех птиц? (клюв, крылья, хвост, перья).
-Как вы думаете, у Чудо-птицы все это есть?
-Чем же она внешне может отличаться от обычной птицы?
IІІ. Практическая часть. 1 этап.
1)Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить Чудо-птицу.
2)Лепка птицы. Педагог показывает пошагово новый способ лепки. Дети повторяют действия педагога:
1 шаг (приложение 2, рисунок 1-3)
Делим кусок пластилина на две неодинаковые части (одну большую для туловища, шеи и головы и поменьше для крыльев).
2 шаг (приложение 2, рисунок 4-5)
Из большего куска пластилина скатываем туловище в форме яйца, вытягиваем голову, выгибаем длинную шею (скульптурный способ лепки).
3 шаг (приложение 2, рисунок 6-7)
Лепим глазки, клювик, лепим лапки (скатывание, раскатывание, сплющивание, налеп).
4 шаг (приложение 2, рисунок 8)
Из оставшегося кусочка лепим крылья. Делим его стекой пополам. Скатываем два одинаковых шарика. Сплющиваем их, превращая в диски. Примазываем к туловищу с двух сторон.
3)Динамическая пауза.
Педагог читает текст. Дети представляют себя птицами; имитируют их полет, «машут крыльями», «курлычут».
Чудо - птицы
Чудо – птицы
Оторвались от земли,
Крылья к небу вскинули,
Милый край покинули.
Закурлыкали в дали
Чудо – птицы.
Молодцы!
IІІ. Практическая часть. 2 этап
Педагог предлагает детям слепить хвост птицы. Объясняет последовательность изготовления и декорирования хвоста.
1 шаг. Берем целый кусок пластилина. Скатываем шар.(приложение 2, рисунок 9-10)
2 шаг. Превращаем шар в диск (сплющивание). (приложение 2, рисунок 11).
3 шаг. Декорируем знакомыми способами (прищипыванием, украшаем налепами из жгутиков и шариков). (приложение 2, рисунок 13).
4 шаг. Прикрепляем хвост к туловищу. (приложение 2, рисунок 14).
ІV.Заключительная часть.
1).Педагог вместе с детьми рассматривает Чудо-птиц, эмоционально выражает свое отношение к ним, хвалит детей.
2).Вопрос педагога: Какие чудеса умеет совершать ваша сказочная птица? Внимательно к ней присмотритесь и прислушайтесь. Она вам обязательно расскажет. Звучит фонограмма «Сказочная мелодия» (Приложение 1.2)
3).Дети по очереди встают с места, отвечают на вопрос и сажают свою птичку на сказочное дерево.
4) Любуются композицией «Чудо-птицы», эмоционально выражают свое отношение к работам других детей.
5)Заключительное слово педагога: «У вас получились чудесные птицы. И это Чудо вы создали своими руками!».
V.Организационный момент.
Дети под руководством педагога убирают рабочее место.
Ожидаемые результаты
-Развитие способности к творческой самореализации.
-Создание нового художественного образа на основе скульптурного способа лепки.
-Развитие навыков планирования своей деятельности.
-Развитие эстетического восприятия и отношения к миру.
Список литературы
1.Кард В. и Петров С. Учимся лепить из пластилина. – М.,АСТ,2006. – 84 с.
2.Лыкова И.А. Экспериментирование в детском художественном творчестве. – М., 2003. – 218 с.
3.Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 224 с; ил.
Приложение
Поэтапное выполнение чудо-птицы