Артемьева Любовь Александровна,
педагог дополнительного образования,
МБОУ ДОД города Костромы Детско-юношеский центр «АРС»
Конспект занятия для детей и родителей
«Путешествие в лес»
Пояснительная записка
Занятие «Путешествие в лес» является итоговым по теме «Дикие животные», входит в блок «Живой мир» раздела «Мир вокруг тебя» авторской образовательной программы «Здравствуй, МИР».
В возрасте 3-4 общение с мамой все еще остается наиболее значимым и актуальным для ребёнка. Дети данной группы не посещают детский сад, основное время проводят с близкими людьми. Поэтому на занятиях они находятся вместе с мамой, бабушкой или другими членами семьи.
Основной вид деятельности – предметно-познавательная со значительной долей двигательной деятельности.
Ведущая роль на занятии принадлежит игре. Родители - активные участники занятия: играют вместе с детьми, организуют действия с предметами, наблюдения по указанию педагога.
На занятии дети закрепляют представления о диких животных: среде обитания, качественных характеристиках. Закрепляют умение сравнивать объекты по размеру (большой-маленький). Продолжают развивать зрительное и слуховое восприятие; учатся согласовывать движения с речью; обогащают активный словарь.
Используемые в занятии игровые образовательные технологии позволяют каждому ребенку активно действовать и демонстрировать полученные результаты другим детям и педагогу.
Возраст детей: 3-4 года
Количество детей в группе: 6-8 человек
Количество родителей в группе: 6-8 человек
Продолжительность занятия: 15-20 минут
Вид: итоговое занятие
Форма: Сюжетно-ролевая, подвижная игра
Тип занятия: фронтальное.
Образовательные технологии: игровые.
Материалы и оборудование:
-картинки с силуэтами диких животных
-игрушки животных
-канат
мелкие мячи
-кубики
-деревянные палочки по количеству детей
-аудио запись «Пение птиц»
-музыкальная игра «Мы в лесу гуляли».
Тема занятия: «Дикие животные»
Цели
1.Закреплять представления детей о диких животных. Учить сравнивать объекты по размеру.
2.Расширять репертуар развивающих игр и упражнений у родителей.
Задачи
1.1.Определять и называть отличительные признаки диких животных (заяц, лиса, медведь).
1.2.Сравнивать объекты по размеру (большой-маленький).
1.3.Развивать зрительное и слуховое восприятие.
1.4.Согласовывать движения с речью, развивать общую и мелкую моторику;
1.5.Активизировать словарь.
1.6.Мотивировать детей на выполнение правил во время занятия.
2.1.Формировать интерес к развивающим играм и упражнениям.
2.2.Повышать воспитательный потенциал семьи.
Технологическая карта занятия
Этап |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Деятельность родителей |
Организационный момент Вводная часть |
Здоровается с детьми, организует приветствие, настраивает на предстоящую деятельность Показывает комплекс упражнений самомассажа.
|
Здороваются «по цепочке», называют свои имена и имена других детей.
Повторяют упражнения.
|
Наблюдают за детьми, эмоционально поддерживают.
Повторяют упражнения, контролируют правильность выполнения упражнений ребенком. |
Основная часть
|
Организует комплекс общеразвивающих упражнений в парах (знакомит с правилами выполнения упражнений детей и родителей). Организует игру: «Поможем белочкам разобрать шишки»
Демонстрирует силуэты животных, загадывает загадки, просит определить и называть отличительные признаки диких животных (заяц, лиса, медведь).
Организует музыкально-дидактическую игру «Мы в лесу гуляли»
Организует подвижную игру: «Птицы в гнёздах». |
Выполняют движения
Разбирают объекты по размеру (большие и маленькие).
Узнают по силуэту, отгадывают загадки, определяют и называют отличительные признаки диких животных (заяц, лиса, медведь).
Повторяют текст игры, выполняют движения. Слушают звуки леса, ровно дышат, отдыхают.
Играют в подвижную игру, выполняя роль птенцов.
|
Выполняют движения
Наблюдают за деятельностью детей, эмоционально поддерживают. Наблюдают за деятельностью педагога и детей, эмоционально поддерживают.
Повторяют текст игры, выполняют движения. Наблюдают за детьми, эмоционально поддерживают.
Играют в подвижную игру, выполняя роль гнезда, эмоционально поддерживают. |
Заключительная часть |
Проводит игровые упражнения на развитие мелкой моторики. Задаёт вопросы. Организует ритуал прощания. |
Повторяют упражнения.
Отвечают на вопросы. Прощаются с педагогом и детьми |
Наблюдают за деятельностью педагога и детей, эмоционально поддерживают. Прощаются с педагогом и другими участниками занятия. |
Ход занятия
Вводная часть
1)Приветствие. «Вспомним наши имена» (Приветствие детей). Дети здороваются «по цепочке», называют имена друг друга, педагога.
2)Поедем на поезде. Но прежде, чем отправиться в это путешествие, нужно подготовиться. Выполняют комплекс самомассажа. ( см. приложение№1)
3)Игра-разминка: « Поезд»
«ту-ту!»-сигнал паровоза, мамы –вагончики, а детишки занимайте свои места в вагончиках. Поехали.
-Вот поезд наш едет, вагоны стучат, а поезде нашем ребята сидят.
Чух-чух-чух пыхтит паравоз, далёко, далёко ребят он привёз.
-А вот и остановка-пойдём гулять.
Основная часть:
1.Педагог проводит комплекс общеразвивающих упражнений в парах.
Разминка:
- По дорожке мы идём – ножки поднимаем (дети с мамами идут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени).
- По мосточку через речку мы пройдём бочком ( боком идут по канату, мамы придерживают детей).
- Через пенёчки мы перешагнём ( перешагивают через гимнастические палки).
- А по ровненькой дорожке побежали наши ножки (бег на носочках).
Основные упражнения:
- через кочки перешагнём (родители садятся на пол, ноги на ширине плеч, дети перешагивают через ноги мамы 3-4 раза).
-через пенёчки перепрыгнем (родители ноги вместе, придерживая детей за руку, дети перепрыгивают через ноги мамы).
- под поваленным деревом придётся проползти (родители делает мостик ногами, ребёнок проползает).
Игра: «Поможем белочкам разобрать шишки» - В лесу шишек наберём и белочкам подарим (дети собирают большие мячи в большое ведёрко, а маленькие мячики в маленькое ведёрко).
-Выполняют упражнение на дыхание.
2. Педагог обращает внимание детей на лесную полянку: - Вот и лесная полянка перед нами. Возьмите бинокли, посмотрим, кто же спрятался в лесу. Проводится игра «Узнай животного по силуэту» (Узнают по силуэту, отгадывают загадки (см. приложение №2), определяют и называют отличительные признаки диких животных (заяц, лиса, медведь).
Музыкально-дидактическая игра: «Мы в лесу гуляли» (см. приложение№3)
Отдыхают, слушают звуки леса, стараются узнать пение птиц.
Проводится подвижная игра с парашютом «Птички в гнёздах» (см.приложение№4) - А, вот и вы ребятки, наши птенчики, разлетелись по полянке, летают, чирикают, зёрнышки собирают, а как ночь наступит, в своё гнёздышко летят, мамы поднимают и отпускают парашют. Дети играют в подвижную игру, выполняя роль птенцов, а родители выполняют роль гнезда, эмоционально поддерживают детей.
Заключительная часть:
- Ну, ребятки вы устали, присядем на полянке, отдохнём, с пальчиками поиграем. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
- Нам пора возвращаться домой. Занимайте свои места в вагончиках. Игра: «Поезд».
Понравилось вам путешествие? На чём мы путешествовали? Кого мы встретили в лесу?
Педагог хвалит детей. Прощаются, делятся впечатлениями.
Ожидаемые результаты
Дети:
Умеют определять и называть отличительные признаки диких животных (заяц, лиса, медведь).
Умеют сравнивать объекты по размеру (большой-маленький)
Развито зрительное и слуховое восприятие;
Могут согласовывать движения с речью;
Могут выполнять правила во время игр;
Родители:
Проявляют интерес к развивающим играм и упражнениям
Используют развивающие и подвижные игры в домашнем воспитании.
Приложение к занятию.
Приложение №1.
Комплекс самомассажа.
-Вы готовы, глазки? (поглаживание век к носу, затем к вискам)
-Вы готовы, ушки? (поглаживание ушей ладонями круговыми движениями)
-Вы готовы, ручки? (поглаживание рук от плеча к кистям)
-Вы готовы, ножки? (поглаживание ног, притопывание)
Приложение №2
Загадки о животных.
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса).
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.(Медведь).
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык! (заяц).
Приложение №3
Музыкально-дидактическая игра: «Мы в лесу гуляли»
Мы в лесу гуляли, зайку повстречали,
Сидит зайка под кустом, ушки длинные торчком.
Мы в лесу гуляли, лисичку повстречали,
Роет лапкой норку, хочет съесть мышонка.
Мы в лесу гуляли, мишку повстречали,
Мишку косолапого, бурого, лохматого.
Приложение №4
Подвижная игра: «Птички в гнёздах»
Родители поднимают и опускают парашют, а под ним прыгают на двух ногах дети-птенчики, машут крыльями. Звучит команда – «вылетай поскорей!», все дети выбегают из-под парашюта, а потом по команде «птички домой!», все летят обратно.
-Среди белых голубей. Скачет серый воробей,
Воробушек-пташечка, серая рубашечка!
Вылетай поскорей, выбегай не робей!
Полетели, покружились и обратно воротились
Птички, домой!