Семененко Лариса Юрьевна,
преподаватель общего фортепиано,
МОАУ ДОД «Школа искусств»,
Амурская область, город Райчихинск
Открытый урок
по слушанию музыки с обучающимися 1 класса эстетического отделения
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ»
Цель урока:
- активизация эмоционального восприятия положительных и отрицательных сказочных и отрицательных сказочных образов в живописи, музыке и музыкально-театральных постановках. Развитие творческих способностей.
Задача: выявить средства выразительности сказочных образов в живописи, музыке, опере, балете.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид: урок-путешествие.
Жанр урока: интегрированный.
Используемые методы: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности ( практические, словесные, наглядные).
Дидактическое обеспечение урока: компьютерная презентация, художественные иллюстрации сказочных персонажей, материал к практическим заданиям.
План урока.
1.Приглашение в путешествие.
2.Рассказ о сказке. Сказочные персонажи.
3.Сказочные персонажи в живописи.
4.Сказочные персонажи в музыке.
5.Сказочные персонажи в музыкально-театральных произведениях.
6.Практические задания.
Ход урока.
Преподаватель: Здравсвуйте ребята! Улыбнитесь, посмотрите друг другу в глаза, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
Дети улыбнулись.
Ну вот! От ваших улыбок стало ярче, уютнее и светлее в классе. А что это за письмо лежит на столе? Посмотрим для кого оно?
Берёт письмо и открывает его.
Оказывается оно для нас. Это же приглашение от Госпожи Мелодии! (читает письмо)
« Дорогие ребята! Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие. Оно будет увлекательным и интересным. Вам предстоит сделать несколько остановок, где вы узнаете много нового, познакомитесь с удивительными героями, услышите яркие и неповторимые музыкальные произведения! Итак в путь! Волшебный поезд ждёт вас»
Преподаватель: Ребята, что же мы будем делать? Остаёмся на уроке или едем путешествовать?
Дети: Едем путешествовать!
Преподаватель: А вы поняли, куда приглашает нас Госпожа Мелодия? Куда же мы отправимся?
На экране тема урока не полностью « Путешествие в …»
Посмотрите, а в письме ещё вопрос есть: в каких книгах встречаются следующие выражения?
«Жили-были дед, да баба»
«По усам текло, да в рот не попало»
«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве»
Дети: В сказках.
Преподаватель: Так значит у нас будет путешествие куда?
Дети: В сказку.
На экране мультипликационный паровозик и объявление станции: «Сказочная»
Преподаватель: В давние-давние времена, когда и городов-то на привольной русской земле не было, а простирались только степи бескрайние, да леса дремучие. Были ещё реки с озёрами синими, да с водой чистой-пречистой, оттого и рыбы там было превеликое множество. Сказывают, тогда в болотах и озёрах водились водяной и русалка. А в лесах можно было и лешего встретить. Вот тогда наши предки и передавали свои рассказы из уст в уста, из поколения в поколение.
Так и дошли до нас сказания о событиях необычных и удивительных, а нередко таинственных и даже страшных. « Скоро сказка сказывается» - отсюда и возникло название. Сказка – сказывать - рассказывать. Вот в обычной жизни не может быть волшебных событий. А в сказках всегда есть вымысел. Наверное, за это мы их и любим.
Народные сказки веками жили в памяти людей. И кто их сочинял, неведомо. А другие сказки написали известные нам писатели: А.С. Пушкин, Ганс Христиан Андерсен, Шарль Перро и многие другие. Такие сказки называются авторскими. А теперь скажите мне какие же сказки появились первыми?
Дети: Народные.
Преподаватель: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - сказал великий русский поэт А.С. Пушкин. Но эта ложь и оказывается самой настоящей правдой. Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу и ненавидеть злодеев.
А теперь посмотрим, знаете ли вы сказки?
На экране отрывки из сказок. Дети узнают их и определяют где авторские, а где народные.
Преподаватель: Да! Сказки вы знаете хорошо. А кто живёт в сказках? Как можно одним словом назвать всех жителей сказочной страны?
Дети: Сказочные герои.
Преподаватель: Правильно, можно ещё сказать – персонажи.
На экране паровозик и объявление следующей станции: «Персонаж».
Преподаватель: Слово «Персонаж» - от латинского persona– личность. Это действующее лицо в книге, спектакле, кинофильме, а в нашем случае в сказке.
Мне очень хочется узнать с какими сказочными персонажами вы знакомы? Но сначала мы дорисуем карты настроения ( на столах у детей лежат заготовки: круг – лицо, на нём глазки и носик. У каждого ученика 2 заготовки: красная и черная).
Преподаватель: Возьмите карандаши. На лицах чего не хватает?
Дети: Рта.
Преподаватель: Давайте одно лицо мы сделаем весёлым, другое грустным. А теперь посмотрите на этих героев сказок.
Показывает красочные иллюстрации: «Красная шапочка и волк», «Кот в сапогах и людоед», «Кащей Бессмертный и Василиса Прекрасная».
Дети узнают сказочных персонажей, описывают цвета, какими нарисованы герои сказок. Поднимают карты настроения, какие эмоции вызывает у них какой персонаж.
Преподаватель: Молодцы! Хорошо знаете всех сказочных героев! А какой вывод мы можем сделать. В сказках живут какие персонажи?
Дети: И добрые, и злые.
Преподаватель: А теперь скажите мне, злые персонажи побеждают в сказках? Они, наверное, сильнее?
Дети: Нет, побеждает добро!
На экране паровозик и объявление следующей станции: «Картинная галерея»
Преподаватель: Давайте отправимся на прогулку. Представьте себе … Косогоры, овраги, поля, да леса. Вон тот пень и не пень вовсе, а какое-то сказочное существо. И коряга, не коряга, а чудо - юдо мохнатое.
А далёкое облачко в небе это уж точно Финист – Ясен Сокол летит. Куда летит, куда поспешает? Да и где жить - то сказочным существам, как не здесь, на русских просторах великих, да в зелёных лесах огромных. Где сказки складывались и сказывались из столетия в столетие. Интересно и радостно.
Радостно, потому что не один ты в лесу, в целом мире, а окружает тебя огромное множество сказочных существ. А дома ждут тебя волшебные кисточки, яркие краски и лист бумаги. С их помощью ты можешь уйти от реальности в мир фантазии. Именно для этого и нужна нам сказка, чтобы мечтать и фантазировать. Изобразить всё это на холсте и вдохнуть в сказку жизнь всегда стремились художники.
На экране картина В. М. Васнецова «Иван - Царевич на сером волке».
Преподаватель: В сказке говорится «Иван – Царевич, сидя на Сером Волке вместе с прекрасною Еленой возлюбил её всем сердцем, а она Ивана - Царевича».
Виктор Михайлович Васнецов первым из русских художников – живописцев обратился к былинно – сказочным сюжетам. Его называли «истинным богатырём русской живописи».
На экране портрет В.М. Васнецова, затем снова предыдущая картина.
Преподаватель: Огромные стволы деревьев тёмного непроходимого леса похожи на фантастических великанов.
Сквозь переплетённые ветви деревьев – чудовищ едва пробивается тревожный свет утренней зари. Таит опасность топкое болото с кувшинками. Героев окружает атмосфера тревоги и печали.
А на первом плане – чудесно расцветшее яблоневое дерево – символ всепобеждающей любви, способной творить чудеса, знак счастливого конца сказки.
Народным представлениям о красоте, любви и верности соответствуют и образы героев картины в нарядных парчовых и золототканых одеждах. Женственный, трогательно – нежный и печальный образ Елены Прекрасной и мужественный – юного царевича с тонкими чертами лица. Он умеет достичь цели, преодолевая трудности, а потом сберечь добытое.
Волк в этой картине как раз и помогает определить стиль в котором писал Васнецов – реализм, реалистическая манера письма.
Посмотрите, ребята, на картину. Ведь это действительно настоящий страшный серый волк. Но в этой сказке он помогает нашим героям пройти через трудные испытания и победить.
На экране появляется картина И.Я. Билибина «Баба - Яга».
Преподаватель: А эту героиню сказки вы узнаёте?
Дети: Это Баба – Яга.
Преподаватель: Когда мы открываем книгу со сказками, мы видим не только текст, но и картинки – иллюстрации со сказочными персонажами.
Так вот великий русский художник Иван Яковлевич Билибин стал продолжателем заветов Васнецова. Он стал замечательным иллюстратором русских народных сказок.
На экране портрет И.Я. Билибина, затем снова картина «Баба - Яга».
Преподаватель: Но манера письма у него другая. Его картины отличаются высокой полиграфической техникой, основанной на лубочных народных картинках и под впечатлением японских гравюр на дереве. Так вот эта «Баба - Яга» иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». Баба – Яга здесь страшная и злая старуха. И место ей только в лесу. Среди сухостоя, замшелых пней, коряг и мухоморов. Поэтому в картине самым впечатляющим является образ леса. Непроходимый, дремучий лес – чащоба, не просто фон, где живёт нечистая сила, а действующее лицо. Лес и есть олицетворение этой тёмной силы, которая невесть откуда угрожает человеку.
На экране картина Васнецова «Снегурочка».
Преподаватель: Есть ещё одна картина в нашей галерее. Я уверена, что вы сами скажете её название.
Дети: Это Снегурочка.
Преподаватель: Конечно. А теперь внимательно посмотрите и скажите, кто её написал Васнецов или Билибин?
Дети: Васнецов.
Преподаватель: Правильно. Сразу видно его манеру и стиль письма. Давайте вместе опишем картину. Нам помогут термины – подсказки.
На экране термины: правильные и неправильные.
Преподаватель: Лес в этой картине какой? (описывают лес).
Все вместе выбирают правильные ответы. На экране остаются именно они.
Преподаватель: Посмотрите на опушку леса, что её освещает солнце или луна?
Дети: Луна.
Преподаватель: Это придаёт картине загадочность. Снегурочка идёт в деревню, огоньки которой видны вдалеке, на заднем плане картины. Она не знает, как её там встретят, потому что ещё не общалась с миром людей, но он её привлекает и манит. Отражено ли в картине настроение Снегурочки?
Дети: Да.
Преподаватель: Снегурочка здесь какая? ( описывают настроение).
На экране термины – подсказки; правильные и неправильные. После выбора правильных, на экране остаются только они.
Затем появляется паровозик и звучит объявление следующей станции «Музыкальная».
Преподаватель: Ребята, сейчас вы послушаете музыкальное произведение и определите какой картине соответствует этот музыкальный «портрет».
На экране две картины: «Баба - Яга» и «Снегурочка». Звучит произведение
А.К. Лядова «Баба - Яга».
Дети: Это музыкальный «портрет» Бабы – Яги.
Преподаватель: Правильно, это симфоническая картина «Баба - Яга». Музыкальная картина, которую исполняет симфонический оркестр. А написал её замечательный русский композитор Анатолий Константинович Лядов.
На экране портрет А.К. Лядова.
Преподаватель: В детстве от няни он услышал множество народных песен и сказок и это сыграло огромное значение в его творчестве. Лядов – создатель ярких оркестровых «сказочных» картинок.
Композиторы, как и художники, всегда обращались к теме сказки, только «рисуют» они свои картины не красками, а музыкальными звуками. Вот вы же сразу поняли по музыке, что это «портрет» Бабы – Яги.
Вот она кружит, колдует. Мы слышим в музыке и свст её, когда она подзывает свою ступу и стремительный полёт Бабы – Яги, которая пестом погоняет, помелом след заметает. Лядов рисует не только её повадки, но и события страшной сказки, и весь сумрачный, непроходимый лес. Музыка наполнена шелестящими, шуршащими, свистящими и пощёлкивающими звучаниями: деревья трещат, сухие листья хрустят. Звуками нарисовано сказочное музыкальное пространство.
На экране снова две картины: «Баба-Яга» и «Снегурочка».
Преподаватель: Давайте послушаем ещё одно музыкальное произведение и определим, кто же это поёт?
Звучит ария Снегурочки из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».
Преподаватель: Ребята, мне кажется это тоже Баба-Яга поёт.
Дети: Нет! Это Снегурочка!
Преподаватель: А давайте поспорим! Возьмите карточки на столах, они вам помогут. Я говорю, что эта мелодия этой песни тяжела.
Дети: Легка.
Преподаватель: Груба.
Дети: Изящна.
Преподаватель: Неповоротлива.
Дети: Грациозна.
Преподаватель: Угловатая.
Дети: Плавная.
Преподаватель: Поёт низкий голос.
Дети: Высокий.
Преподаватель: Конечно вы правы. Это поёт Снегурочка. Но это, ребята не просто песня, это ария из оперы русского композитора Римского-Корсакова «Снегурочка».
На экране портрет Римского - Корсакова.
Опера – это музыкальное произведение для театра, где все герои поют под музыку, которую исполняет симфонический оркестр. Ария в опере – это сольный номер, где раскрываются основные черты характера героя.
На экране паровозик и объявление следующей станции «Музыкально - театральная».
Преподаватель: Вот в опере все герои поют. А как называется музыкальный спектакль, где все персонажи только танцуют под музыку симфонического оркестра.
Дети: Балет.
Преподаватель: Давайте вспомним замечательную сказку «Золушка» Шарля Перро. Вспомним семью, где жила Золушка.
Дети: Отец, мачеха и две сестры.
Преподаватель: Кто из них злые, отрицательные персонажи?
Дети: Мачеха и две её дочери.
Преподаватель: Сергей Сергеевич Прокофьев написал балет «Золушка».
На экране портрет С.С. Прокофьева
И сейчас мы посмотрим отрывок из балета, где сёстры ссорятся.Эта сцена называется «Па де шаль» - танец с шалью. Сёстры вышивают шаль и затем начинают ссориться.
На экране отрывок из балета С.С. Прокофьева «Золушка».
Преподаватель: Музыка основана на мелких, царапающих мотивчиках и резких аккордах у струнных инструментов. Вся сцена носит насмешливый характер. Движения девушек резкие, пружинистые, неуклюжие. Сразу видно двух капризных, избалованных злючек. И совсем другой образ Золушки. Она танцует плавно, изящно и грациозно под красивые, певучие и светлые мелодии.
На экране отрывок балета, где танцует Золушка. Затем паровозик и объявление следующей станции «Творческая».
Преподаватель: А теперь, ребята, я предлагаю вам составить две картины из предложенного материала.
Названия картин:
- «Баба - Яга» у себя дома.
- Золушка на балу.
( из отдельных нарисованных фрагментов дети собирают картины, выбирая правильные)
Преподаватель: Молодцы! Вы справились с заданием. А теперь давайте представим, что вы на балу у Золушки. Она какой будет танцевать танец?
Дети: Вальс.
Преподаватель: Выходите все в круг и пластикой своих рук, движений покажите характер звучащей мелодии. Покажите, как же будет Золушка кружиться под звуки вальса.
Преподаватель играет «Вальс» Чайковского, а дети кружатся и плавно качают руками.
На экране паровозик и объявление станции «Школьная».
Преподаватель: Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Мы узнали много интересного и нового. Давайте всё, что мы узнали оформим в таблицу. Затем положим всё это в конверт и отошлём письмо Госпоже Мелодии, где скажем ей большое спасибо за интересное путешествие по сказке. На этом наш урок закончен, спасибо всем за работу. До свидания, ребята.