E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Демидович Николай Николаевич, педагог дополнительного образования по классу медных духовых инструментов

Демидович Николай Николаевич,

педагог дополнительного образования

по классу медных духовых инструментов,

  МБОУ ДОД ДШИ «Гармония»,

г. Новосибирск
 

Секреты технологии и игры

на медных духовых инструментах.

Особенности подготовительного курса

с детьми дошкольного возраста

От автора

Богатый педагогический и исполнительский опыт, творческое пересомысление некоторых подходов и приемов  известного американского валторниста и педагога Филипа Фаркаса, привели меня к разработке и созданию особой технологии обучения игре на духовых инстрмуентах на подготовительной этапе обучения.

 В данной методической разработке я  предлагаю разработанный мной специальный  курс занятий по постановке амбушюра и проведению уроков с детьми дошкольного возраста. Для этих занятий не потребуется духовой музыкальный инструмент.

На первом этапе занятий нужны два предмета маленькое зеркало и кольцо с ручкой (имитация мундштука).

Следующий этап занятий работа над губными звуками. Имитация звука губами, собранными в игровое положение в унисон с фортепиано. Атаку звука начинаем со слога « па».

Следующий этап занятий базинговые звуки, звуки, исполняемые на мундштуке в унисон с фортепиано. Атаку звука начинаем со слога «ту». Этот курс занятий является подготовительным, но он преследует определённые цели:

1. Правильная постановка амбушюра ученика.

2. Постановка исполнительского дыхания па опоре.

3. Работа над атакой звука (твёрдая «ту», мягкая «ду»).

4. Развитие подвижного губного аппарата (техника губ, дыхания, языка).

5. Точность интонации (все звуки исполняются в унисон с фортепиано).

6. Развитие музыкального слуха (контроль исполнительского процесса).

7. Правильная постановка мундштука на губах.   

8. Формирование правильной апертуры губ (отверстия правильного размера, очертаний и твёрдости).

Безусловно, игровые формы обучения являются основополагающими.Особое внимание необходимо уделять и вопросам здоровьесбережения.

Амбушюр – как он функционирует

Амбушюр музыканта – это рот, губы, подбородок и мускулы щек, напряженные и сгруппированные определенным образом. При этом музыкант дует в них, заставляя вибрировать столб воздуха в инструменте, как только губы соприкоснутся с мундштуком. Такое определение кажется довольно простым, но подумайте, чего следует добиваться при таком положении различных мускулов. Во-первых, мускулам придется менять силу напряжения и формацию так, чтобы это было бы достаточным для достижения объема диапазона в 3 или 4 октавы для исполнения 36-48 различных нот. Причем все эти ноты должны не только чисто интонационно воспроизводиться, но и быть хорошего качества. Вместе с этим основным требованием амбушюр должен быть достаточно гибким, чтобы можно было «прыгнуть» из одной октавы в другую, причём легко и быстро. От амбушюра также требуется, чтобы в сочетании с дыханием всё вышеуказанное выполнялось на различных динамических уровнях, начиная от очень мягкого  pianissimo до мощного fortissimo. Хотя мышечное строение амбушюра очень сложно, тем не менее, он всего лишь объединение многих отдельных простых мускульных усилий. Когда это понимание воплощается в действие, постепенно шаг за шагом, то эти усилия могут реализоваться в отличном амбушюре. У музыкантов, играющих на медных духовых инструментах, губы являются источником вибрации, которая затем усиливается посредством инструмента. Поскольку от частоты этой вибрации зависит высота исполняемой ноты, то нетрудно понять, что требованием для хорошего амбушюра является способность изменять частоту этих вибраций. Другой функцией губ, о которой часто забывают, является необходимость «прикрепить» себя к инструменту так, чтобы струя воздуха была полностью изолирована от выпускания воздуха в том месте, где губы соприкасаются с мундштуком.

Как действует челюсть

Если представить себе амбушюр как механическое устройство, нужно понять каждый аспект его функционирования. Практика показывает, что 50% всех проблем связанных с амбушюром происходят из-за нелогично ломающейся струи воздуха проходящей через губы. Поэтому верхняя и нижняя губы должны находиться прямо друг над другом. Они должны смыкаться, но, ни в коем случае не заходить одна под другую. (Чаще всего  нижняя челюсть заходит под верхнюю.) Правильное положение губ зависит от положения верхних и нижних передних зубов. Поэтому чтобы губы смыкались, а не заходили одна под другую, передние верхние и нижние зубы также должны находиться точно на одной линии. Поскольку верхняя челюсть неподвижна, то сохранять эту линию должна подвижная нижняя челюсть. Положение выдвинутой вперед нижней челюсти не только естественно и нормально, но и абсолютно необходимо, если вы хотите чтобы воздушный поток направлялся точно в инструмент и воспроизводил красивый, богатый обертонами свободный звук. Поэтому поток воздуха должен попадать в инструмент двигаясь только по прямой линии через рот и губы. Единственный способ, при помощи которого можно привести в одну линию передние зубы и губы – это выдвижение в нужной мере нижней челюсти вперед.    

Наклон мундштука

Угол наклона положения мундштука относительно губ является важным по трем причинам: губы должны посылать воздух в том же направлении, в каком находится отверстие мундштука. Положение мундштука под прямым углом к зубам распределит равномерно давление на обе губы, что очень важно для выдержки и чистоты звука. Мундштук, поставленный под прямым углом к зубам, а, следовательно, и к губам не будет скользить вверх или вниз при смене регистров.

Функции мускулов

Для того чтобы извлечь звук на духовом инструменте губы должны возбудить вибрацию воздушной струи в мундштуке. Для получения вибрации необходимое напряжение получается в результате взаимодействия сил, направленных в разные стороны. Скулы, челюстная кость и зубы состоят из твердого негнущегося материала, однако лицевая мышечная маска, включая щеки, подбородок и губы, весьма податливы и гибки мы почти всегда можем ими владеть и знать, что они делают. Вокруг рта лежит довольно сильный круговой мускул, он, как и все другие имеет способность сокращаться. В виде кольца он сокращается по всей окружности рта. Щеки имеют большие сильные мышцы, когда они сокращаются, то тянут углы рта, пытаясь растянуть их в улыбку. Подбородок также имеет сильные мускулы, переплетенные довольно сложным образом, что позволяет ему двигаться в разных направлениях. Из всех этих направлений нам нужно только одно – двигаться вниз, вместе с нижней губой. Всего из центра рта исходит 22 и более различных мускулов. Мы можем хорошо рассмотреть все мускулы, работающие все одновременно, достаточно просто зевнуть. При этом круговой мускул будет расслаблен. Теперь рассмотрим подвижность нижней челюсти. Вместе со способностью выдвигаться вперед она может также опускаться, отделяя верхние зубы от нижних на любое желаемое расстояние. Это движение челюсти вниз одновременно также растягивает рот. Таким образом видно, что амбушюр формируется несколькими работающими мускулами. Цепь мускулов вокруг рта сокращается в стремлении уменьшить отверстие рта в то же время мускулы щек подбородка фактически целая сеть мускулов, стремятся широко растянуть рот во всех направлениях. Хотя эти противоположные мускулы, кажется, работают взаимоисключающе, но именно эта противоположность необходима для получения нужного напряжения при создании вибрации губ. Практика показывает, что у духовика с правильным амбушюром в процессе игры прежде всего устают углы рта. Давление  мундштука никогда не является причиной остановки для такого музыканта. Собранный рот является достаточной защитой против любого необходимого для игры давления. Когда духовик начинает чувствовать усталость, а это случается когда во время продолжительной игры  приходиться играть громко и высоко, тогда он усиливает давление мундштука. Даже самые опытные и правильно играющие музыканты, когда их амбушюр начинает уставать, обязательно увеличивают давление мундштука. Но если музыкант будет медленно и постепенно развивать мышцы, которые правильно удерживают положение амбушюра, он постепенно устранит необходимость в чрезмерном давлении мундштука. Рассмотрев функции мускулов мы приходим к выводу, что во время игры у хороших музыкантов с правильным амбушюром (не важно на каком духовом инструменте он играет) лицо имеет особое выражение. Его называют лицо духовика. Такое выражение создается взаимодействием различных мускулов в  результате, которого формируется маска свойственная лицу духовика в момент игры. Вот некоторые характерные признаки: челюсть слегка выдвинута вперед, щеки натянуты как при улыбке, но рот собран и не растянут, подбородок оттянут вниз, челюсть не только выдвинута вперед, но и несколько опущена. Эти черты амбушюра все вместе образуют лицо музыканта духовика.     

Положение мундштука

Как показывает практика, для каждого типа медных духовых инструментов существует определенная предпочтительная позиция мундштука на губах, что позволяет сформулировать его местоположения для каждого инструмента. Для валторны формула такова 2/3 мундштука на верхней губе и 1/3 на нижней. Амбушюр музыканта играющего на валторне самый мягкий самый расслабленный и губы как бы слегка надуты. Это приводит к тому, что в центре верхней губы показывается тяжелый мясистый бугорок. При постановке мундштука над бугорком более толстая плоть верхней губы будет преобладать в мундштуке, что делает звук более мягким и менее пронзительным. И конечно именно такая бархатистость более всего желательна для валторны. Для трубачей и корнетистов формула такова – 1/3 на верхней губе 2/3 на нижней. Трубач, корнетист для того чтобы произвести звенящий чистый звук должен держать губы в собранном и напряженном состоянии. При постановке 1/3 на верхней губе бугорок не попадает в мундштук, что делает звук светлым. В центре нижней губы находится выемка, которая тоже способствует получению ясного звенящего звука. Позиция 1/3 на верхней губе для трубачей и корнетистов является не придуманной, а основанной на логике выработанной в ходе многих лет проб и ошибок. Положение мундштука для тромбонистов, тенористов, баритонистов не имеет строгой формулы. Постановка зависит от размера мундштука. Положение мундштука для тубистов не имеет формулы. Положение мундштука останавливается в своем движении вверх, когда касается носа. Для всех музыкантов духовиков важно найти идеальную точку амбушюра. Распознать ее не так трудно, так как результат получается поразительный. Переход от верхнего регистра к нижнему и наоборот вдруг становится легким. Легато становится чище и звук богаче. Снижается даже потребность в давлении. Практика показывает, что музыканты играющие на валторне и трубе не должны отклонятся более чем на 1,5 мм от идеальной точки для достижения наилучшего результата. У тромбонистов есть 3 мм свободы отклонения. Для тубистов можно получить хорошие результаты при отклонении 6 мм вверх или вниз от идеальной точки. Губы при игре на медном духовом инструменте должны быть влажными. У музыкантов играющих на влажных губах не бывает болячек и трещин на губах. Поскольку мундштук способен хорошо скользить по влажным губам, то можно достичь очень точного положения его на губах. В тот самый момент, когда музыкант приставляет мундштук к губам он очень быстро и почти незаметно касается влажным языком губ и полей мундштука. Когда губы хорошо натренированы в них развивается мускул в месте приложения полей, в результате чего музыкант чувствует определенную бороздку на мускуле, в которую хорошо ложится мундштук. Влажное состояние губ позволяет музыканту быстро найти нужную позицию.

Апертура губ

Конечной целью развития всех мускулов, выбора правильной позиции мундштука, положения челюсти, влажности губ является формирование апертуры губ (отверстия) правильного размера очертаний и твердости. Это небольшое отверстие между губами управляет вибрацией воздушной струи и является, поэтому определяюшим фактором для музыканта духовика. Как показывает практика, идеальной формой апертуры является очертание отверстия трости фагота или гобоя. У музыкантов, играющих на мундштучных инструментах размер апертуры значительно изменяется в зависимости от регистра и высота ноты зависит от горизонтального размера апертуры. Общий уровень мастерства каждого музыканта находиться в прямой зависимости от того насколько большую и насколько маленькую апертуру он может сделать. Самая высокая и самая тихая нота, которую может сыграть музыкант является результатом самой маленькой апертуры. Самая низкая и самая громкая нота будут результатом самой большой апертуры

Дыхание

Так, как воздух является той силой, которая приводит в действие все духовые инструменты то нужно продумать как его лучше всего использовать для этих целей. При вдохе происходит сокращение (опускание) диафрагмы и расширение грудной клетки вверх и в стороны. Глубокое и быстрое дыхание получается за счет использования этих двух функций сознательно и одновременно. При быстром вдохе горло в своем обычном состоянии препятствует прохождению большого количества воздуха. Причина этого кроится в недостаточном раскрытии глотиса (пространства между голосовыми связками). Нужно полностью открыть глотис, а также опустить вниз язык. Если суммировать все выше сказанное, то вдох при игре на духовых инструментах должен быть огромным тихим и быстрым очень похожим на тот, который мы делаем, когда в жаркий день вдруг попадаем под ледяной душ.

Только после того как мы рассмотрели, как правильно нужно вдыхать большое количество воздуха быстро и тихо, мы должны рассмотреть как правильно выдыхать, то есть  пропускать  этот воздух через инструмент. При выдохе воздух нужно равномерно продвигать через инструмент, хотя временами это продвижение должно быть довольно мягким. Это равномерное постоянство достигается в большей степени благодаря равномерному сокращению мускулов, лежащих в вокруг талии в районе живота.

Чтобы приобрести контроль над диафрагмой, нужно сократить мышцы талии еще больше усилив давление на ниже лежащие органы, которые уже испытывают некоторое давление от опущенной диафрагмы. Здесь каждая группа мышц имеет другую группу мышц действующую в противоположном направлении. Чтобы не позволить диафрагме бесконтрольно расслабиться и вернуться в позицию отдыха, мы сокращаем антагонистическую диафрагме группу мышц, расположенных вокруг талии. Когда эта сложная группа мышц сокращается органам, лежащим ниже диафрагмы, нужно куда-то перемещаться у них путь только один вверх, упереться в диафрагму. Таким образом, мы активно подпираем диафрагму, контролируя ее перемещение. При выдохе мы нуждаемся только в равномерном движении диафрагмы вверх, обеспечиваемое сокращением мышц талии, сжимающихся вокруг внутренних органов.

Сопротивление при выдохе

Первая точка сопротивления – это глотис. Глотис – это открытое пространство между голосовыми связками, которое может изменяться от широко открытого до полностью закрытого. Широко открывается глотис во время кашля или когда мы прочищаем горло.

Вторая точка сопротивления положение языка. Выгибая заднюю часть языка, мы регулируем высоту звука. Этот прием естественно подходит для исполнения легато и для перехода из регистра в регистр.

Третья точка сопротивления это кончик языка, поскольку перед атакой его сопротивление абсолютно полное, то после атаки звука оно должно свестись к абсолютному нолю.

Четвертая точка сопротивления – это апертура губ. Ее функция – создание правильного по форме и размеру отверстия  соответствующего задачам исполняемой музыки.

Пятая точка сопротивления – это маленькое отверстие в конце чашки мундштука диаметр канала мундштука.

Шестая точка сопротивления – это сам инструмент. Сопротивление уже заложено в духовом инструменте (толщина металла, состав металла, диаметр трубок, конфигурация ) оно присутствует всегда и его нельзя изменить.

Артикуляция

В действительности любую ноту на духовом инструменте можно начать и без помощи языка. Ее можно начать таким же образом, как при свисте легким толчком воздуха. Единственный недостаток этого – нет уверенности, в какой именно момент губы смогут поймать воздушную струю и начнут вибрировать. Поэтому музыканты духовики прибегают к разного рода атакам, для того чтобы звук начинался точно в то время, когда это необходимо. Практика показывает, что нечеткая атака всегда связана с губами. Атакой является лишь отрыв кончика языка от зубов, что снимает герметичный заслон и позволяет воздуху устремиться к губам и просочиться между ними, вызывая вибрацию точно в нужный момент. При  твердой атаке четко прошептать слог «ту». При мягкой атаке прошептать слог «ду». Слоги нужно шептать для того чтобы не подключать голосовые связки. Четыре совета при исполнении цепочки нот:

1. Губы должны быть сфокусированы очень тщательно и точно на нужную высоту тона.

2. Язык должен работать в направлении вверх и вниз из первоначальной позиции. Такая артикуляция будет способствовать ускорению работы языка, потому что он работает поперек воздушной струи.

3. Движение языка должны быть очень короткими – чем длиннее движения языка, тем больше на это требуется времени.

4. Для первой ноты пассажа нужна чистая атака со слогом «ту», но последующие ноты, которые идут в быстрой последовательности нужно играть быстрее и легче со слогом «ду» или «зу».

Исполнение легато и использование гласных звуков

При исполнении легато нужно использовать гласные звуки, артикулируя их очень легко, как бы выдыхая «О», «А», «И». Имеется естественная тенденция формировать внутри рта «О» для поддержания низких нот, «А» или «О» для среднего регистра и «И» для верхнего регистра. Эти звуки не принадлежат только одному определенному участку, они меняются незначительно и постепенно при игре по восходящей или нисходящей. Так «О» нижнего регистра постепенно становится «И» в верхнем регистре путем постепенного выгибания все выше и выше задней части языка. Этот процесс работает в обратном порядке при игре по нисходящей. Для исполнения качественного плавного легато музыкант духовик должен учитывать четыре элемента. Сохранять вибрацию губ между нотами. Внимательно следить за скоростью прохождения вверх и вниз глиссандо с тем, чтобы легато было плавным. Если глиссандо слишком медленное, то будут вклиниваться другие ноты, они будут слышны и будут портить легато. Если глиссандо будет слишком быстрым, то легато будет сухим и тяжелым. Для получения непрерывной вибрации поддерживать постоянство воздушной струи, чтобы она не расплывалась и не ломалась. Деликатно используя формирование гласных в ротовой полости помогать восходящему легато при помощи «О»- «И» и нисходящему «И»- «О».

Проведение подготовительного курса

Для проведения подготовительного курса с использованием губных и базинговых звуков не требуется духовой музыкальный инструмент, поэтому можно заниматься с детьми дошкольного возраста. Для начальных занятий нужно иметь два предмета специального оборудования: маленькое зеркальце и некое подобие полей мундштука (кольцо), желательно с небольшой ручкой. Зеркальце можно положить на пюпитр, чтобы в нем были видны губы, щеки, то есть весь амбушюр ученика. Кольцо нужно будет для имитации мундштука на губах. Для правильной постановки амбушюра нужно научить ученика выдвигать нижнюю челюсть вперед. На первом этапе занятий у ученика будут не очень приятные ощущения, но при помощи зеркала ученик должен научиться выдвигать челюсть вперед так, чтобы нижние и верхние зубы были совмещены. Следующим этапом занятий будет постановка лицевых мускулов в формировании амбушюра. Нужно добиваться  положения мышц, когда мимика улыбки и сморщивание губ уравновешены. Конечной целью занятий является постановка правильного амбушюра, то есть черты амбушюра которые все вместе образуют лицо музыканта-духовика:

  • Правильно опущенный вниз подбородок.
  • Характерная «U» образная впадина на подбородке.
  • Отсутствие горизонтальной складки на подбородке.
  • Плавное натяжение тканей губ, что гарантирует
    свободу вибрации кромок апертуры.

Следующим этапом занятий будет постановка исполнительского дыхания. Сначала нужно научить ученика правильно делать вдох. При вдохе нужно учитывать две основные функции: сокращение (опускание) диафрагмы и расширение грудной клетки вверх и в стороны. Глубокое и быстрое дыхание получается за счет использования этих двух функций сознательно и одновременно. Сначала учим ученика опускать вниз диафрагму, потом вдохом расширять грудную клетку. Соединяем два этих упражнения и получаем долгий протяжный вдох. Затем учим ученика вдыхать в обратном порядке: сначала вдохом расширяем грудную клетку, затем опускаем диафрагму как можно ниже. После того как вдох будет получаться ровно и глубоко нужно поупражняться на получение наивысшей скорости при вдохе. При быстром вдохе горло в своем обычном состоянии сопротивляется прохождению воздуха поэтому нужно открыть глотис (пространство между голосовыми связками), а так же опустить вниз язык. Цель занятий: вдох при игре на духовом инструменте должен быть огромным, тихим и быстрым, похожим на тот который мы делаем, когда в жаркий день попадаем под ледяной душ. При правильном исполнительском выдохе происходит равномерное движение диафрагмы вверх, обеспечиваемое сокращением мышц талии, сжимающихся вокруг внутренних органов. В результате этого происходит массаж внутренних органов, благотворно влияющий на здоровье ученика. Дыхание важнейший аспект при игре на духовых инструментах и ученик должен понять, что нужно не просто выдыхать воздух, а дуть в инструмент, т.е. прилагать усилия, чтобы создать сильный и ровный поток воздуха.

Для следующих занятий потребуется мундштук и зеркальце. Постановка мундштука на губах ученика проводится с учетом духового музыкального инструмента, на котором он будет проходить обучение. Как показывает практика на начальном этапе занятий лучше использовать мундштук духового инструмента тенор, так как положение мундштука на губах для тенористов не имеет строгой формулы. Постановка зависит от размеров мундштука.

 Цель занятий на мундштуке:  добиваться равномерного давления полей мундштука на верхнюю и нижнюю губы; воздушная струя при выдохе должна поступать в центр мундштука; давление направлено под прямым углом к поверхности зубов.

Следующий этап занятий – губные звуки. Они исполняются в диапазоне одной октавы в унисон с фортепиано. Атака звука начинается слогом «па». Исполняются также гаммы, интервалы, легкие мелодии, звуковые последовательности.

 Следующий этап занятий – исполнение базинговых звуков, то есть звуков исполняемых на мундштуке. Твёрдая атака начинается слогом «ту», мягкая атака слогом «ду». Они исполняются в диапазоне двух октав в унисон с фортепиано. Исполняются также в диапазоне двух октав гаммы, интервалы, популярные мелодии, звуковые последовательности. При правильном исполнении губных и базинговых звуков в первую очередь должны уставать мышцы углов рта.

 Время подготовительного курса зависит от способностей ученика, его физиологических особенностей, характера и старания. Конечной целью занятий без инструмента является развитие всех мускулов, выбора правильной позиции мундштука, положения челюсти, влажности губ и т. д. Формирование апертуры губ (отверстия) правильного размера, очертаний и твердости. Все изложенные выше правила, предложения и упражнения имели одну цель – формирование правильной апертуры так, как общий уровень мастерства каждого музыканта духовика зависит от того насколько большую или маленькую апертуру он может сделать.

Основная задача педагога заключается в создании условий, обеспечивающих вхождение детей в новый для них мир взрослых и сверстников. Поэтому необходимо ориентироваться на тот внутренний мир ученика, который у него уже сложился. И только на основе этого опыта возможна гармонизация, а значит нормальное их развитие.

Следует помнить, что существует не только культура взрослых, но и культура детей. Только изучая и понимая её можно обеспечить ученику нормальную жизнь и развитие. Нужно строить свою работу так, чтобы она стимулировала развитие каждого ученика в соответствии не только с возрастными, но и индивидуальными возможностями.

Использованная литература

1.Ф. Фаркас. « Искусство игры на медных духовых инструментах», Москва, 1968;

2.С. А. Козлова Г. А. Куликова «Дошкольная педагогика», Москва, 1998.         

  Наверх