E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Октябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Давлетова Елена Рамилевна, педагог дополнительного образования; Лаврентьева Евгения Александровна, педагог-психолог
Давлетова Елена Рамилевна,
педагог дополнительного образования;
Лаврентьева Евгения Александровна,
педагог-психолог
МБОУ ДО "ЦРТ"Радуга"
 Республика Башкортостан, г.Уфа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым.

Ж.Ж. Руссо

Состояние здоровья ребёнка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему, условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье. Что же такое здоровье, рассмотрим поподробнее.  По уставу всемирной организации здравоохранения, «здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов»

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам образовательных организаций. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. В настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях учреждений дополнительного образования здоровьесберегающих технологий.

Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и педагогами на занятиях, а также и в семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия ребенка.

Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дополнительного образования, отражают оздоровительно-развивающую работу, а именно: приобщение детей к физической культуре, использование развивающих форм оздоровительной работы.

Виды современных здоровьесберегающих технологий:

-Дыхательная гимнастика;

-Динамические паузы;

-Релаксация;

-Фонематическая ритмика;

-Сказкотерапия;

-Самомассаж;

-Точечный массаж;

-Пальчиковая гимнастика;

-Гимнастика для глаз;

-Песочная терапия;

-Весёлая шнуровка;                                                     

-Артерапия и т.д.

 

Функции здоровьесберегающих технологий:

Формирующая - осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде; 
Информативно коммуникативная  - обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
Диагностическая - заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
Адаптивная -  воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию детей к социально-значимой деятельности.
Рефлексивная заключается в переосмыслении предшествующего                                                         личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
Интегративная - объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

Применение в работе педагогов дополнительного образования здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов дополнительного образования и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

В настоящее время в нашей стране национальная образовательная политика нацелена на создание оптимальных условий, для включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения, развитие инклюзивного образования.  Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ?  Таких детей принято называть - дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 03.08.2018) «Об образовании в российской Федерации» гласит «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической  комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Ребенок с ОВЗ — это ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ. Эта категория детей чрезвычайно неоднородна. Определяется это, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР).  С расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются и в учреждениях дополнительного образования детей.

         В настоящее время, чтобы называться здоровыми, необходимо не только не иметь заболевания, надо быть еще и благополучным в разных отношениях: эмоциональном, психическом, духовном, социальном, материальном – чего человек начинает достигать только к 20-25 годам.

Василий Александрович Сухомлинский говорил следующее о здоровье человека «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд родителя и педагога в целом. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

         Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дополнительного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в учреждении дополнительного образования: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья у обучающихся «ЦРТ «Радуга» и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей ребенку самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.  Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогического персонала и валеологическому просвещению родителей.

         Таким образом, актуальным для нас является целесообразный подбор современных образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО. С приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всего педагогического персонала с целью разработки индивидуального маршрута воспитания и оздоровления с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития каждого ребенка.

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте. 

         Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Есть поговорка: “В здоровом теле – здоровый дух”.        

                                              Список литературы

  1. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
  2. Дефектология. Словарь справочник /Авт. сост. С,С. Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: ТЦ Сфера
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155. [Электронный ресурс]//http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/
  5. Е.А.Каралашвили Физкультурная минутка. Динамические упражнения. Москва ТЦ « Сфера» 2001.
  6. С.В. Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей. Москва Гном – Пресс, Новая школа 2008.
  7. Е.Л. Набойкина Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб.  2013.
  8. М.Ю. Картушина Быть здоровыми хотим Москва 2010 год
  9. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОО. - М.: И.Ц. Сфера, 2017
  10. Кудрявцев В. Т. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками / / Начальная школа: плюс - минус. 2000.
  11. 11.  Здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду

 https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=13462

  1. [Электронный ресурс]: http://www.informio.ru/publications/id1471/Rekomendacii-dlja-raboty-prepodavatelei-SPO-po-zdorovesberezheniyu
  Наверх