Кукла Галина Ивановна
преподаватель изобразительного искусства
высшей категории
МБУ ДО ДШИ г.Волгодонск
Мастер-класс для учащихся 7-15 лет
«Граттаж – нестандартная техника рисования»
Содержание:
1.Что такое граттаж.
2.История появления техники граттаж.
3.Необходимые материалы.
4.Этапы выполнения работы.
5.Работы учащихся
Задачи:
- Познакомить ребят с нетрадиционной техникой рисования-граттаж, для последующего использования данной техники в работе с учащимися.
- Развивать воображение, фантазию и художественный вкус участников мастер-класса.
- Вызвать положительные эмоции от художественной деятельности, содействовать формированию эмоциональных, позитивных чувств, настроения.
Граттаж иначе называют воскографией, и такой термин больше раскрывает суть техники. Волшебство граттажных картин переворачивает представление о том, как надо: не краски и кисти здесь главные, а фон, который скрыт тайным слоем, а потом позволяет обычное, не очень сложное, превращать в изящное.
- Что такое граттаж
Граттаж — нетрадиционная техника рисования, при которой художник создает рисунок, соскребая верхний темный слой краски, под которым появляется контрастное покрытие. Технику также называют воскографией, хотя рисунок может быть создан без использования воска, например, с помощью яичного желтка.
С поистине большой популярностью граттаж столкнулся в начале XX века. В России ни на что не похожую технику называли граттографией. Слово же «граттаж» имеет французские корни и переводится буквально как «процарапывать, царапать». Предполагается, что мастер в этой графической технике выцарапывает острым резцом изображение на бумаге либо картоне, заполненном целиком тушью. Но так как ещё одно название техники – воскография, несложно догадаться, что вместо туши может использоваться воск.
Нередко возникает путаница между граттажем и гравюрой: названия похожи, но и способы взаимодействия с материалами тоже. Однако, в отличие от гравюры, мастер граттажа создаёт не форму для печати оттисков, а изображение, которое и будет преподнесено зрителю. Примечателен граттаж своей простотой и доступностью – вот почему очень часто его используют на детских творческих занятиях, он подвластен всем.
В этой графической технике действительно немало возможностей для самовыражения, и параметры, по которым работы принципиально отличаются друг от друга, многочисленны. Например, различаются они по типу основы – это может быть как бумага, так и картон. Основы отличаются цветом: чёрная, белая, яркая и пёстрая, разноцветная. Рисунок бывает фактурным либо линейным, с применением штрихования. Наконец, важно, каким именно будет верхний слой – тушь, гуашь, а ещё масляные краски – и что идёт в качестве грунта: мел, глина, воск, даже простой желток.
Если изображение делает мастер, который профессионально подходит к этой технике, он будет использовать разные резаки: ромбовидные, в виде ножа либо зубила. Дети же обычно прорисовывают изображение в граттаже зубочистками, скрепками, палочками для суши и т. д.
2.История появления техники граттаж
Первым художником, который использовал граттаж в работе, считается немецкий авангардист Макс Эрнст. Самое известное его полотно, написанное в конце 20-х годов в данной технике, — «Лес и голубь», картину можно увидеть в лондонской галереи Тейт. Как и другие авангардисты начала 20 века, Эрнст много экспериментировал с фактурами, формой и материалами, стремясь создать новое и необычное.
Позже перенимать технику начали другие художники: Домицеле Тарабильдене, Ганс Хартунг, Жоан Миро. Некоторые источники утверждают, что граттаж — совместная разработка Эрнста и Миро. Среди российских художников технику впервые использовал Мстислав Добужинский при создании иллюстраций к повести Достоевского «Белые ночи».
Однако граттаж не был придуман Эрнстом с нуля, это переосмысленная техника сграффито, которую использовали античные мастера много веков назад. Схожесть техник заключается в способе нанесения рисунка, его процарапывают или соскребают. Разница лишь в использованных материалах: сграффито, в отличие от граттажа, выполняется на штукатурке. Техника пользовать особой популярностью в Древней Греции и Риме, с ее помощью декорировали фасады домов и керамику. Практически все рисунки сграффито, созданные на стенах здании, расположенных на территории современной Италии, не сохранились. Но более современные работы все еще можно увидеть в испанской Барселоне, Австрии и Чехии.
Граттаж — легкая в исполнении техника, но приступить к рисованию сразу не получится — потребуется предварительная подготовка, с которой, впрочем, обычно не возникает трудностей даже у новичков.
- Необходимые материалы.
Для создания рисунка в технике граттаж потребуется:
- белый картон или плотная бумага (бумага из альбомов для рисования или тонкая офисная может порваться);
- широкая мягкая кисть;
- брусок мыла или жидкое мыло;
- гуашь, тушь или акварельные краски;
- восковая свеча и пастель (восковая/масляная);
- инструменты для процарапывания;
4.Этапы выполнения работы.
Перед тем как приступить к работе, обязательно застелите стол газетой или пленкой, чтобы не пришлось отмывать его от пятен краски и собирать «хлопья», которые появятся после соскребания покрытия рисунка.
- Подготовка бумажной основы
Этот этап нужно пропустить, если работа будет выполняться на белом фоне, цветной бумаге или для покрытия будет использоваться пастель.
Если граттаж выполняется на цветном фоне в яичной или восковой технике, когда лист натирают свечкой, то бумагу нужно затонировать акварелью. Для этого прокрасьте лист акварельными красками одного или нескольких цветов, затем оставьте до полного высыхания.
Если вы хотите выделить цветом какие-то объекты на рисунке, отступите от края листа и сделайте там пометки. Так вы не забудете в каких местах нанесли тот или иной цвет.
- Нанесение покрытия
Восковая или парафиновая свеча.
«Классической» способ покрытия — натирание бумаги восковой свечой — самый трудоемкий из представленных вариантов.
Во-первых, потому что для растирания свечи требуется много времени, особенно при использовании большеформатных листов. Во-вторых, на свечу нужно сильно надавливать, и если рисунок выполняет маленький ребенок, то ему потребуется помощь взрослого.
Кроме того, восковой слой становится прозрачным, что неудобно, потому как при нанесении не видно какие участки обработали, а какие нет. На бумаге могут остаться просветы, которые не будут процарапываться.
А также можно растопить свечу на водяной бане и покрыть лист кистью.
Восковая или масляная пастель
Использование пастели, напротив, не требует больших усилий. Пастельный мелок мягкий, а непрокрашенные участки хорошо видно. Чтобы добиться равномерного закрашивания, пройдитесь по бумаге в нескольких направлениях.
Посмотреть всю работу (нажмите здесь)