Малинова Марина Леонидовна,
воспитатель,
ОГКУ «СРЦН г. Неи и Нейского района»
Костромской области
Профильная подпрограмма
социальной реабилитации
через экологическое воспитание
«Мир, в котором я живу!»
Пояснительная записка. Краткое содержание программы
Все мы - дети "Природы". С малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться. Быть действительно созидающей частью мира. Автор одной из популярных песен призывает остановиться и оглядеться вокруг: "Как прекрасен этот мир, посмотри".
Да, он действительно прекрасен, этот полный чудес и загадок мир. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы и удивляемся сделанному вдруг открытию.
К сожалению, красота живой и не живой природы не вечна, она не сможет долго противостоять губительному влиянию человека.
Перед взрослыми стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек (ребенок, взрослый) играет важную роль в поддержании, сохранении или создании таких условий для живых существ, обитающих по соседству. У ребенка должно быть первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природоноситель, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатство. Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Экологическое воспитание детей, с моей точки зрения, предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе является следующее:
- понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
- проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется осознанное отношение детей к природе, родному краю. Поэтому правильное экологическое воспитание важная часть социально-реабилитационной работы с несовершеннолетними.
Цель программы.
Формирование осознанно-правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом, взаимодействие с окружающей средой в практической и творческой деятельности по преобразованию окружающего мира
Задачи программы
1.Формировать экологическую культуру.
2.Обогащать представление об окружающем мире.
3.Формировать социальные направленности бережного отношения к природе.
4.Совершенствовать интеллект: расширение кругозора, развитие сенсорики и наблюдательности, развитие разных форм речи.
5.Формировать потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, посёлка, города.
В программе предоставлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие полноценное усвоение знаний и экологически верное их применение в игровой, трудовой, познавательной, учебной, творческой деятельности. В процессе коррекционно-реабилитационной работы используется разнообразные формы: коллективные и индивидуальные занятия.
К коллективным формам относятся:
-экскурсии
-рассказы воспитателя
-беседы
-чтение художественной литературы
-наблюдения
-целевые прогулки
-викторины, игровые программы
-экологические праздники
-развлечения
-инсценировки и театрализация
-ролевые игры
-трудовой десант
-творческие занятия
Индивидуальные:
-дидактические игры, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц
-изготовление кормушек
- написание докладов, сочинений
-диагностика.
Адресная направленность
Программа социальной реабилитации через экологическое воспитание, разработана для детей от 3 до 18 лет. Данная программа состоит их двух частей: для воспитанников дошкольного возраста, вторая для детей школьного возраста. Программа состоит с учетом возрастных, индивидуальных, психологических особенностей детей. Занятия с дошкольниками проводится в первой половине дня, со школьниками - во второй половине дня.
Механизм реализации (этапы и блоки)
I блок познавательных мероприятий
II блок просветительной работы.
III блок практических материалов
IVблок развлекательных мероприятий
Потенциал программы.
- У детей должны быть сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
- Дети должны знать взаимосвязь в природе, уметь бережнее относится к ней, животным, птицам, насекомым.
- У детей должен быть развит интерес к явлениям и объектам природы.
- Они должны научиться экспериментировать, анализировать и делать вывод
План сетка
(школьников)
Январь |
Музыкально-познавательное занятие «Рождественская сказка»
|
Познавательное занятие «Бытовые отходы» |
Практикум «Вторую жизнь бытовым отходам» |
Экскурсия «Природа и эстетические радости человека зимой» |
Февраль |
Экологическая игра «Спасем планету» |
Видео лекторий «Судьба природы - наша судьба!» |
Спортивно-экологическое развлечение «Приключение на лесной поляне или снова в гости к старушке Лесовушке» |
Брейн-ринг «Берегите землю, берегите» |
Март |
Конкурс плакатов «Экологический колокол» |
Всемирный день воды игра «Вода-путешественница» |
Игра «В гостях у экологического светофора» |
Праздник весны «Птичий калейдоскоп» |
Апрель |
Заочное путешествие «В стране насекомых» |
Творческая гостиная «Составление памяток для детей и взрослых» |
Круглый стол «Чернобыль-боль моя!» |
К всемирному Дню Земли Праздник «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды» |
Май |
Трудовой десант «Чистый дворик» |
Заочное путешествие «В мире лекарственных растений» |
Акция «День цветов» |
Экскурсия «Природа весной» |
Сентябрь |
«Экологический суд» |
Познавательная игра экскурсия «В гостях у лесного царя» |
Операция «Чистый дворик» |
Творческая мастерская «Лесное дерево» |
Октябрь |
Викторина «В мире животных» (ко дню защиты животных). |
Операция «большие дела маленьких рук» (сбор корма для птиц) |
Занятие «Как хлеб на стол пришел?»
|
Праздник «Золотая осень» |
Ноябрь |
Театрализованное представление « Сказка Теремок» |
Эко час «прошу прощения у природы» |
Выпуск газеты «Родные просторы» Тема: «Золотая осень» |
«Мастер Синица» изготовление кормушек |
Декабрь |
Презентация «Путешествие на родину комнатных растений» |
Устный журнал «Редкие и исчезающие растения нашего края» |
Выпуск экологических листовок «Пожары и человек» |
Познавательное занятие «Земля наш дом» |
Январь
Мероприятия |
Цели |
Музыкально-познавательное занятие «Рождественская сказка». |
1.Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях. 2.Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы. 3.Развивать у детей познавательный интерес. 4. Развивать в детях чувства сопричастности ко всему живому и прекрасному посредством музыки и с помощью театрализованных этюдов. 5.Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей. 6.Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе. 7.Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.
|
Практикум «Вторую жизнь бытовым отходам». |
1.Формировать у детей эколого-хозяйственный подход к твердым бытовым отходам, как ресурсу на примере вторичного использования. 2.Развивать творчество, фантазию. 3.Воспитывать уважительное отношение к природе. |
« Природа и эстетические радости человека зимой»- экскурсия. |
1.Научить видеть красоту зимней природы, учить наслаждаться ее красотой, 2. Развивать творческие способности и фантазию, в творческой форме выражать свое видение красоты природы, развивать эстетическое восприятие мира 3. Воспитывать любовь к Родине через любовь к природе
|
Познавательное занятие «Бытовые отходы».
|
1.Познакомить со способами ликвидации бытовых отходов; учить видеть экологическую проблему и находить ее пути решения. 2.Развивать навыки работы с полученной информацией и систематизацией знаний. 3.Воспитывать бережное отношение к природе. |
Февраль
Мероприятия |
Цели |
Экологическая игра «Спасем планету» |
1.Формировать у детей сознательное отношение к окружающей природной среде, понимание последствий потребительского отношения к природе. 2.Развивать экологическую культуру личности, чувство ответственности за действия людей. 3.Воспитывать бережное отношение к природе |
Видео лекторий «Судьба природы - наша судьба!» |
1.Показать взаимосвязь «живой» и «неживой» природы 2.Показать, почему природа болеет и почему её судьба в наших руках. 3.Развивать внимание, наблюдательность, познавательную активность у детей. 4.Воспитывать уважение и любовь к родной природе; 5. Воспитывать доброту, сострадание ко всему живому. |
Спортивно-экологическое развлечение. «Приключение на лесной поляне или снова в гости к старушке Лесовушке» |
1.Повышать уровень экологической культуры. 2.Развивать познавательный интерес. 3.Развивать интерес к спорту и ЗОЖ. 4.Воспитывать бережное отношение к природе.
|
Брейн-ринг «Берегите землю, берегите» |
1.Прививать навыки экологической культуры. Активизировать познавательную деятельность к происходящим событиям в окружающем обществе; 2. Развивать познавательный интерес, чувство личной ответственности за охрану окружающей среды. 3.Воспитывать чувства коллективизма, гордость за свой край, свою страну. |
Март
Мероприятия |
Цели |
Конкурс плакатов «Экологический колокол» |
1.Познакомить детей с экологическими проблемами нашей планеты, учить замечать нерациональное и губительное воздействие человека на окружающую среду; закрепить правила поведения в лесу 2.Развивать мышление, фантазию, творчество. 3.Воспитывать у детей бережное отношение к природе. |
Всемирный день воды игра «Вода-путешественница» |
1.Познакомить детей со свойствами воды, учить, по определенным признакам, определять качество воды, употребляемой в пищу; способствовать осознанию важности чистой воды в жизни человека. 2.Развивать познавательный интерес, чувство личной ответственности за охрану окружающей среды. 3.Воспитывать бережное отношение к воде. |
Игра «В гостях у экологического светофора» |
1.Познакомить детей с правилами экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой. 2. Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, память и внимание. 3.Воспитывать бережное отношение к природе.
|
Праздник весны «Птичий калейдоскоп» |
1.Познакомить детей с видами птиц, проживающих на территории нашей области, интересными фактами из жизни пернатых. 2.Развивать познавательную активность, любознательность, речь детей 3.Воспитывать любовь к птицам нашего края. |
Апрель
Мероприятия |
Цели |
Заочное путешествие «В стране насекомых» |
1.Познакомить детей с многообразием мира насекомых населяющих нашу планету; их роль в эко-системе. 2.Развивать познавательную активность, расширять кругозор, словарный запас, память. 3.Воспитывать интерес к самым маленьким жителям планеты, бережное к ним отношение. |
Творческая гостиная «Составление памяток для детей и взрослых» |
1.Обобщить знания детей об экологических проблемах правилах поведения на природе. 2.Развивать познавательный интерес, творчество, фантазию. 3.Воспитывать у детей чувство ответственности за поведение свое и своих близких. |
Круглый стол «Чернобыль - боль моя!» |
1.Познакомить детей с Чернобыльской трагедией, ее последствиями для людей и окружающей среды. 2.Развивать умение анализировать события и факты, делать соответствующие выводы. 3.Воспитывать чувство ответственности за свои действия и поступки, чувство сострадания, милосердия |
К всемирному Дню Земли Праздник «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды» |
1.Углубить экологические знания детей о природе планеты Земля, о ее красоте, неповторимости и хрупкости. 2.Развивать познавательный интерес; умение высказывать свое мнение, творческие и организаторские способности детей. 3. Воспитывать гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле |
Май
Мероприятия |
Цели |
Трудовой десант «Чистый дворик» |
1.Познакомить детей с традициями первомайских субботников. 2. Развивать трудовые умения и навыки. 3.Воспитывать трудолюбие, сознательное отношение к сохранению чистоты окружающей среды. |
Заочное путешествие «В мире лекарственных растений» |
1.Познавомить детей с многообразием лекарственных растений; показать не только красоту, но и пользу трав и цветов. 2.Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, память и внимание. 3.Воспитывать бережное отношение к растительному миру лесов и полей. |
Акция «День цветов» |
1.Учить детей правильно сажать цветы и ухаживать за ними; показать их красоту и пользу. 2.Развивать трудовые умение и навыки, чувство ответственности за посаженный цветок. 3.Воспитывать у детей бережное отношение к уголку природы, созданному своими руками. |
Экскурсия «Природа весной» |
1.Учить детей подмечать характерные признаки весенних явлений в живой и неживой природе, видеть красоту окружающей среды 2.Развивать познавательный интерес, творческие способности детей, фантазию. 3. Воспитывать любовь к природе родного края. |
Сентябрь
Мероприятия |
Цели |
«Экологический суд»
|
1.Сформирвать у детей представление о состоянии экологии на планете; познакомить с мерами по охране окружающей среды предпринимаемыми человеком; учить высказывать свое мнение по поставленной проблеме 2.Развивать наблюдательность, умение четко формулировать свою мысль. 3.Воспитывать бережное отношение к природе. |
Познавательная игра-экскурсия «В гостях у лесного царя» |
1.Расширить и обобщить знания детей о природе леса, его богатствах и пользе для человека. 2.Развивать творческую активность детей, познавательный интерес, речь |
Операция «Чистый дворик» |
1.Учить содержать в чистоте территорию около дома 2.Развивать трудовые умения и навыки 3.Воспитывать трудолюбие, ответственность за поддержание чистоты в своём доме и вокруг него |
Творческая мастерская «Лесное дерево» |
1.Учить детей видеть красоту окружающего мира; составлять композиции из природного материала, подбирать красивое сочетание форм и цветов при составлении декоративных композиций. 2.Развивать творческие способности, фантазию, воображение. 3.Воспитывать эстетический вкус, самостоятельность. |
Октябрь
Мероприятия |
Цели |
Викторина «В мире животных» ко дню защиты животных. |
1.Расширить знания о животном мире 2.Развивать память, речь, внимание 3.Воспитывать стремление беречь и любить природу |
Операция «Большие дела маленьких рук» (сбор корма для птиц») |
1.Учить детей правильно заготавливать и хранить корм для птиц, обобщить знания о жизни зимующих птиц. 2.Развивать умение работать в группе, считаться с мнением других. 3. Воспитывать чувство ответственности за тех, кто живет рядом с нами. |
Занятие «Как хлеб на стол пришел?» |
1.Расширять и обогащать знания детей о хлебе, его производстве и процессе выращивания. 2.Развивать познавательный интерес, речь, память. 3.Воспитывать бережное и уважительное отношение к хлебу и хлебному полю, труду людей. |
Праздник «Золотая осень» |
1.Обобщить знания детей о признаках осени, сезонных изменениях в природе; видеть красоту в унылых красках осени. 2.Развивать творческие способности детей, познавательную активность. 3.Воспитывать умение работать в коллективе. |
Ноябрь
Мероприятия |
Цели |
Театрализованное представление «Сказка Теремок» |
1.Через волшебную сказку познакомить детей с экологическими проблемами, существующими на планете; закрепить правила поведения на природе. 2.Развивать творческую активность, навыки коллективного творчества. 3.Воспитывать неприятие потребительского отношения к природе. |
Эко час «Прошу прощения у природы» |
1.Познакомить детей с актуальными проблемами охраны окружающей среды, формировать ценностные экологические ориентиры 2.Развивать творческие способности детей. 3.Воспитывать уважительное отношение к окружающему миру. |
Выпуск газеты «Родные просторы» Тема: «Золотая осень» |
1.Учить детей подмечать характерные признаки осенних явлений в живой и неживой природе; видеть красоту родного города в ярких красках осени; познакомить детей с народными приметами. 2.Развивать познавательный интерес, творческие способности детей, фантазию. 3. Воспитывать любовь к природе родного края. |
«Мастер Синица» изготовление кормушек |
1.Учить детей изготавливать кормушки для птиц из бросового материала разными способами. 2.Развивать трудовые навыки, фантазию, творчество. 3.Воспитывать заботливое отношение к птицам. |
Декабрь
Мероприятия |
Цели |
Презентация «Путешествие на родину комнатных растений» |
1.Познакомить детей с многообразием мира комнатных растений, уточнить представления об особенностях строения комнатных растений, способах разведения, составить алгоритмы операций по уходу за комнатными растениями. 2.Развивать познавательную активность, творческие способности. 3.Воспитывать эстетический вкус, побудить детей заняться украшением дома, посредством разведения комнатных растений. |
Устный журнал «Редкие и исчезающие растения нашего края» |
1.Познакомить детей с многообразием растительного мира родного края, особенностями растений средней полосы; продолжить знакомство с Красной книгой. 2.Развивать познавательную активность, внимание, память 3.Воспитывать бережное и сознательное отношение к растениям родного края. |
Выпуск экологических листовок «Пожары и человек» |
1.Показать детям, к чему может привести халатное обращение человека с огнем, раскрыть перед детьми трагические последствия пожара 2.Развивать творческие способности, фантазию. 3.Воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за свои поступки. |
Познавательное занятие «Земля наш дом» |
1.Познакомить детей с последствиями природных катастроф; негативное влияние человека на окружающую среду; показать, что природа на планете нуждается в помощи людей. 2.Развивать познавательную активность, умение грамотно высказывать свое мнение. 3.Воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за свои поступки. |
План - сетка (дошкольники)
Сентябрь |
Занятие «Давайте познакомимся» |
Экскурсия в парк |
Экологическая игра «Грибы и ягоды» |
Рисование на тему: «Осенняя фантазия» |
Октябрь |
Игра-хоровод «Осень-дарительница» |
Дидактическая игра «Овощи и фрукты» |
Занятие «Домашние птицы» |
Заочное путешествие «Перелетные птицы» |
Ноябрь |
Экологическая акция «Хлебные крошки». |
В гостях у Курочки Рябы. «Домашние животные и их детеныши» |
Творческая мастерская, конкурс рисунков «Дикие животные и их детеныши» |
Занятие «Домашние и дикие животных» |
Декабрь |
Целевая прогулка «Зима» |
«Дикие животные зимой» презентация |
Цикл наблюдений «Вода бывает теплой, холодной и горячей». |
Игровая программа Новый год! |
Январь |
Познавательное занятие «Кто живет в лесу». |
Путешествие по зимнему лесу. «Зимующие птицы» |
Заочное путешествие «Животные жарких стран» |
Презентация «Живая и не живая природа» |
Февраль |
Занятие «Растения, живущие рядом с нами» |
Презентация «Морские, речные и аквариумные обитатели» |
Развлекательно-познавательное занятие «Растения и животные зимой» |
Заочное путешествие «Животный мир Крайнего Севера Земли» |
Март |
Экскурсия «Весна» |
«Птицы прилетели - весну принесли» -занятие. |
Практическое занятие «Комнатные растения» |
Цикл наблюдений Посадка лука |
Апрель |
Путешествие «Растения в нашем уголке природы» |
«Где растения любят жить» занятие. |
Конкурс рисунков «Уголок планеты, где мы живем» |
Дидактическая игра «Сад, огород, лес» |
Май |
Беседа «Вода в жизни человека» |
Дидактическая игра «Деревья и кустарники нашего двора» |
Акция «Уроки чистоты» |
Игровая программа Круглый год |
Сентябрь
<